6 мин.

«Спартаку» нужна физика. Высокий прессинг – это круто

Схема «Спартака» 4-4-2 – в обороне и 4-2-2-2 – в атаке. Такую формацию использовал Ральф Хайзенхюттль, когда его «Лейпциг» играл в Лиге чемпионов. Софьян Ханни – правша, но играет левого инсайда, а Лоренсо Мельгарехо, наоборот – левша и играет справа. Логика ясна. Насыщение центра поля. Обоим футболистам удобнее играть через центр, учитывая рабочую ногу. Выход Александра Самедова на замену, вместо Ханни. Выход именно налево, а не на любимый фланг россиянина – лишнее подтверждение Олега Кононова. Специалист хочет строить игру через центр поля. В обороне инсайды работают на флангах. При необходимости, в атаке оба атакующих полузащитника могут стать дополнительными нападающими.

Рассмотрим несколько показательных моментов.

На скриншоте мы видим четкое расположение игроков по схеме 4-2-2-2. Ханни намеренно не смещается на фланг, чтобы атака строилась через центр поля. Оба атакующих полузащитника находятся в центре поля недалеко друг от друга

Тут мы наблюдаем как Ханни и Мельгарехо снова располагаются близко друг к другу, создавая численное преимущество в центре поля. К тому же парагваец освобождает бровку для Ещенко. Куда правый защитник и подключится.

Что сразу бросилось в глаза – это прессинг. Причем большим количеством футболистов. Как минимум, участие в давлении принимают четыре или пять игроков. «Нам хочется, чтобы команда действовала в атаке выше, агрессивнее вела игру на чужой половине поля», – поведал главный тренер красно-белых на послематчевой пресс-конференции. Чтобы прессинговать весь матч – нужна физика. Ее «Спартаку» хватило ровно на час игры против «Рапида». Также Кононов высказался по поводу физического состояния футболистов: «Я только начинаю изучать игроков с точки зрения функционального состояния. Есть определенная разбалансированность. Может, сказалось, что тренировки стали интенсивнее, чем прежде», – сказал специалист.

Примеры прессинга.

На данном примере мы можем наблюдать защитную схему где есть линии из четырех полузащитников (Ханни и Адриано поменялись местами) и двух форвардов. Также высокий прессинг, где у защитника «Рапида» нет больше вариантов, кроме как вынести мяч вперед

Тут «Спартак» очень высоко прессингует, а Зе Луиш умудряется опекать двух защитников одновременно. Игрок отдаст мяч вратарю, а тот выбьет мяч на половину соперника от безысходности.

Дуэт Зе Луиша и Луиза Адриано в перспективе выглядит очень грозно. Если еще учесть, что мало команд сейчас играет в два форварда. Адриано пашет везде, на любом участке поля. Упаковать двух индивидуально сильных (по меркам РПЛ) нападающих в один стартовый состав – сложно, но если грамотно их разделить по функциям, то это не кажется неразрешимой задачей. Адриано прессинговал по всему полю, действовал немного из глубины, а когда Ханни уходил на фланг, то Луиз спускался на позицию алжирца. Бразилец даже не заметил усталости в матче против «Рапида»: «Во втором тайме мы продолжали играть и также стремились забить. Ни в каком моменте мы не устали», – сказал Адриано после матча. Зе, в этой паре. выдвинут выше и исполняет роль классического центрального нападающего. Начинает встречать и прессинговать команду соперника, именно футболист из Кабо-Верде. С такой группой атаки и подбором исполнителей, контратаки «Спартака» могут стать очень грозной силой. Одна из быстрых атак переросла в забитый мяч Зе Луиша в ворота «Рапида», в матче Лиги Европы.

Чтобы прессинг красно-белых был еще эффективнее, то нужно непосредственное участие крайних защитников. Андрей Ещенко и Дмитрий Комбаров, такое ощущение, не тянут под данную схему, возможно временно. Плюс фланговые бэки должны принимать активное участие в атаке. Конкретно от Димы и от Андрея сложно ожидать каких-либо креативных действий на чужой половине поля. Они либо должны будут добавить (что очень сложно), либо им будут искать замену в зимнее трансферное окно. Возможно, все снова упирается в недостаток физической формы. Участие крайних защитников в прессинге (в формации Кононова) – очень важная деталь. Оба футболиста должны будут (в перспективе), работать по всей бровке.

Что касается Комбарова и его игры в атаке. Когда Дима делает подачу, он не смотрит куда лучше направит мяч. Существует масса вариантов розыгрыша. На ближнюю штангу, на дальнюю, в район 11-ти метров. Ну ладно, в конце концов на какого-нибудь высокого игрока. Но подачи Комбарова не имеют никакого смысла. Абсолютно. Дима всегда навешивает в штрафную так, что его партнеры не могут даже побороться за верховой мяч. Не было Фернандо в матче с «Рапидом», он обычно отвечает за стандартные положения, но есть же Ханни и Мельгарехо, которые явно техничнее Комбарова и они были на поле. Пусть они подают. В современном футболе (Кононов ставит именно такой), левый защитник, в которого Дима переквалифицировался по ходу карьеры в «Спартаке», обязан делать отличные кроссы в штрафную. Это необходимость. Крайний оборонец – полноценная атакующая боевая единица. Есть еще Мельгарехо, как конкурент Комбарова, но главный тренер нашел другое применение парагвайцу. Теперь он атакующий полузащитник.

Отсутствие Романа Зобнина в матче с «Рапидом» компенсировал Артем Тимофеев, но силы его покинули к 65-й минуте матча. Если учесть работоспособность Романа, то он смог бы пробегать гораздо больше. Возможно центр поля и не просел бы так рано. От игроков опорной зоны тоже требуется участие в прессинге. К середине второго тайма Тимофеев устал и начал допускать брак в простых передачах. Речь снова о физической готовности футболистов.

В сети много комментариев по поводу болельщика, который выбежал на поле во втором тайме матча Лиги Европы. Цель фаната – высказать что-то капитану команды Денису Глушакову, явно не слова благодарности. Существует легенда о том, что якобы после этого инцидента «Спартак» перестал играть. Нет. У красно-белых просто закончились силы. История с Глушаковым и болельщиками очень мешает Кононову строить игру. Сил у футболистов от этого явно не прибавляется.

Игроки московского клуба утверждают, что инцидент с фанатом не повлиял на ход поединка: «Не в первый раз я вижу болельщика на поле. Так что тут ничего удивительного. Мы просто хотели защитить нашего игрока. Это не повлияло на результат – мы профессионалы, так что собрались и продолжили играть», – Ханни. «Эпизод с атакой фаната на игру не повлиял. Не будем никого осуждать, но это некрасиво. Вспышка, которой не должно было быть. Психологическое состояние Глушакова отличное. Он человек опытный. Профессионал», – Илья Кутепов. Сам же Кононов высказал другое мнение на этот счет: «Я могу сказать, что мне понравилась реакция игроков на произошедшее. Но бесследно эта ситуация не прошла, и именно после этого мы пропустили два гола», – заверил рулевой красно-белых.

В построении нового «Спартака» есть три камня преткновения. Прессинг, насыщение центра поля и очень большой объем работы. Необходимо усилить некоторые позиции в трансферное окно. Идеи Кононова видны, но работы непочатый край. Именно сейчас, в плане тактики, красно-белых хватает на полчаса.