9 мин.

Суперфиналы Феттеля и Алонсо. 7 решающих гонок чемпионов

Пока Феттель и Алонсо готовятся к финальной битве за чемпионский титул «Формулы-1», блог «Версификаторные россказни» вспомнил их важнейшие гонки, а также задумался над тем, у кого больше шансов на победу.

Один из них в эти выходные станет трехкратным. Фото: REUTERS/Edgar Su

Гран-при Бразилии 2005 года

Весь сезон Фернандо бережно собирал очки в копилку личного зачета – его «Рено» R25 был не самым быстрым автомобилем в пелотоне, но все же достаточно конкурентоспособным, а главное – надежным. После многолетнего доминирования Михаэля Шумахера стиль испанца казался непривычным: некоторые недовольные болельщики называли пилотаж Алонсо «доезжаловом», а более лояльные вспоминали, что похожим образом титулы выигрывал великий Ален Прост.

Алонсо зарабатывал максимум очков там, где возможно. За весь сезон он 15 раз финишировал на подиуме и 7 раз – на первом месте. 17-й этап первенства, проходивший в Бразилии, в общем, стал отражением всего года: Хуан-Пабло Монтойя и Кими Райкконен из «Макларена» сделали дубль, но Фернандо финишировал третьим, и набранных очков ему хватило для того, чтобы за две гонки до окончания первенства досрочно стать чемпионом.

Гран-при Японии 2006 года

Формально решающей гонкой в 2006 году тоже стала бразильская, последняя в календаре чемпионата – в случае схода Алонсо (в то, что он финиширует ниже 8-й позиции, верилось с трудом) и первого места Михаэля Шумахера титул ушел бы к немцу из-за большего числа побед за сезон. Однако фактически определяющим стал предыдущий этап в Японии.

Перед гонкой на «Сузуке» Шумахер и Алонсо набрали равное количество очков – по 116, а по ходу самого заезда пелотон уверенно возглавлял гонщик «Феррари». Однако на 37-м круге произошло то, чего прежде с Шумахером практически не случалось – мотор на его «Феррари» испустил дух. Первая позиция утекла к Алонсо, и испанец не упустил возможности оторваться от конкурента на почти неотыгрываемые 10 очков.

Любопытно, что сход из-за проблем с двигателем в Японии стал первым для Шумахера после Гран-при Франции 2000 года, да и вообще, за предыдущие сезоны количество технических проблем на машине немца можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако все в мире стремится к некоему равновесию – начиная с «Сузуки» (и возвращения в «Ф-1» в 2010 году) Шумахер стал одним из самых невезучих гонщиков в пелотоне.

Гран-при Бразилии 2007 года

Практически весь год чемпионат возглавлял новичок первенства Льюис Хэмилтон из «Макларена», но и его напарник Алонсо, перешедший в английскую конюшню из «Рено», был всегда рядом. Казалось бы, о подобном должна мечтать любая команда, но в «Макларене» обстановка была совсем не радужной: раздираемый внутренней борьбой и шпионским скандалом коллектив подходил к решающему этапу сезона в напряжении.

Более того, в предпоследних гонках Алонсо и Хэмилтон по одному разу сошли, и благодаря этим неудачам у преследовавшего их Кими Райкконена появился шанс выиграть титул. Честно говоря, в успех финна верилось в трудом – ему нужно было не просто победить, но еще и надеяться, что Алонсо при этом финиширует ниже второго места, а Хэмилтон – ниже пятого, – но тот год в «Формуле-1» баловал болельщиков неожиданностями…

Хэмилтон после злоключений на первых кругах всю оставшуюся гонку пытался пробиться к спасительной пятой позиции, а Алонсо ничего не смог поделать с более быстрыми гонщиками «Феррари». Когда же Масса и Райкконен после заключительного пит-стопа поменялись местами, все окончательно стало на свои места – титул завоевал Райкконен.

Впрочем, судя по лицу Фернандо на послегоночной пресс-конференции, вряд ли он сильно расстроился из-за упущенной победы в чемпионате.

Гран-при Бразилии 2009 года

Сезоны-2008 и 2009 Алонсо проводил в потерявшей форму команде «Рено», а в это время в «Формуле-1» засияла звезда Себастьяна Феттеля. Немец выиграл Гран-при Италии 2008 года на «Торо Россо», а затем перешел в «Ред Булл» и включился в спор за чемпионский титул.

Молодой Феттель хоть и демонстрировал отличную скорость, но порой действовал не слишком аккуратно. Например, на Гран-при Австралии Себ лишился подиума только из-за того, что не стал уступать дорогу более быстрому Роберту Кубице. Кроме того, его «Ред Булл» RB5 был не слишком хорош на жарких этапах, из-за чего отставание от лидировавшего Дженсона Баттона сокращалось не слишком стремительно.

В результате, за два этапа до окончания чемпионата Феттель занимал третье место в личном зачете и уступал Баттону 16 очков. Требовалось совершить чудо, но все закончилось уже в квалификации к Гран-при Бразилии – из-за меняющейся интенсивности дождя Себастьян не прошел даже во второй сегмент квалификации. Несмотря на то, что в гонке пилот «Ред Булл» пробился на 4-е место, чемпионом стал финишировавший 5-м Баттон.

Гран-при Абу-Даби 2010 года

В первый год новой системы начисления очков борьба в чемпионате оказалась очень острой: за титул долгое время боролись пять гонщиков, и лишь к последнему этапу сезона в Абу-Даби их число сократилось до трех.

Перед Гран-при Абу-Даби в чемпионате лидировал Фернандо Алонсо, который опережал представителей «Ред Булл» Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля на 8 и 15 очков соответственно. Для завоевания титула испанцу не требовалось выигрывать – гонщик «Феррари» мог приехать вторым в случае успеха Уэббера или четвертым при победе Феттеля и стать чемпионом.

После первых кругов Алонсо действительно шел таким, каким ему было нужно – четвертым, впереди Уэббера, – а Феттель возглавлял заезд. Казалось бы, «Феррари» требовалось лишь следить за действиями конкурентов впереди и не совершать лишних телодвижений, однако, заметив, что Марк бросился в боксы, Скудерия допустила роковую ошибку – повторила этот тактический ход «Ред Булл». Мысли у всех были благими – ранний пит-стоп должен был позволить затем ехать еще быстрее за счет более свежей резины, но вместо этого Алонсо застрял в трафике.

Человеком, сдержавшим испанца, оказался россиянин Виталий Петров, но, честно говоря, даже если бы Алонсо сумел сломить сопротивление гонщика «Рено», ему затем потребовалось бы обогнать Роберта Кубицу и Нико Росберга.

Феттель финишировал первым и стал чемпионом, а в «Феррари» после стратегической ошибки последовало несколько важных кадровых перестановок.

Гран-при Японии 2011 года

В год безоговорочного лидерства Себастьяна Феттеля вопрос был не в том, кто станет чемпионом, а в том, когда именно? Немец штамповал одну победу за другой, и уже в начале заключительной выездной серии гонок оказался близок к тому, чтобы лишить конкурентов даже математических шансов на победу.

Второй титул Себ добыл на «Сузуке», в 15-й из 19-ти гонок чемпионата. Правда, весь заезд пилот «Ред Булл» был сам не свой – несмотря на огромный отрыв в чемпионате, он чувствовал некий дискомфорт, – и в итоге финишировал третьим. Впрочем, этого хватило.

Гран-при Бразилии 2012 года

Феттель – фаворит?

Перед заключительным этапом сезона в чемпионате лидирует Себастьян Феттель – он на 13 очков опережает Фернандо Алонсо. Гонщик «Ред Булл» – фаворит на бумаге: для завоевания титула немцу нужно финишировать хотя бы четвертым (если Алонсо станет первым), шестым – в случае второго места испанца, или девятым – если Фернандо доберется до финиша третьим.

Если учесть, что в последних шести гонках сезона Себ ни разу не финишировал за пределами подиума, его шансы на итоговый успех кажутся выше, тем более что трасса в Интерлагосе хорошо подходит австрийской конюшне, которая выиграла Гран-при Бразилии в 2009, 2010 и 2011 годах.

Однако, во-первых, в этом году преимущество RB8 в гонках не выглядит подавляющим (более того, по гоночному темпу «Ред Булл» иногда уступает конкурентам), а во-вторых, значимость квалификации в Бразилии ниже, чем на предыдущих этапах; «Интерлагос» – один из самых обгонных автодромов в «Формуле-1».

Значимость квалификации в Бразилии ниже, чем на предыдущих этапах

Это значит, что Алонсо даже при старте с 6-го места (его средняя стартовая позиция в этом году) не потеряет шансы на успех. И наоборот – первый ряд ничего не гарантирует Феттелю.

У «Ред Булл» все здорово с прижимной силой – это поможет Феттелю на техничном втором секторе трассы, – но иногда возникают проблемы с максимальной скоростью, недостаток которой может поставить Себастьяна под удар: большинство обгонов в Интерлагосе возникают перед первым поворотом – после длинной стартовой прямой.

С другой стороны, возможность опередить соперника на этом участке «Интерлагоса» зависит не столько от максимальной скорости, сколько от прохождения поворотов «Мергульо» и «Жунсан». Тут-то и понадобится прижимная сила. В общем, вопрос обгонов – это вопрос поиска оптимального баланса, то есть, все упирается в работу инженеров и гонщиков на тренировках.

Другая важная вещь – шины. В Сан-Паулу «Пирелли» привезет средний и жесткий составы шин – вновь консервативный выбор, но более оправданный, чем в США, ведь износ шин на трассе в Интерлагосе заметно выше. В то же время такой выбор шинников предполагает более быстрый прогрев покрышек на RB8, чем на F2012 – небольшое, но все-таки подспорье для Феттеля.

Непредвиденные факторы

Однако скорость – это не все в «Формуле-1», ведь до финиша еще важно доехать. Поломка генератора на машине Уэббера в США стала напоминанием об одной из уязвимостей RB8, в то время как «Феррари» по традиции работает с танком (который весь год учится ехать быстро). В Интерлагосе «быки» будут пользоваться новой версией генератора (от которой команда отказалась в США, за что и поплатилась сходом Марка), но это вряд ли развеет все страхи Кристиана Хорнера.

Кроме того, влияние на ход Гран-при Бразилии может оказать погода – высока вероятность дождя, который если и не сделает Алонсо фаворитом, то как минимум уравняет шансы претендентов на титул.

Также не стоит забывать и о том, что кроме «Феррари» и «Ред Булл» в Интерлагосе будут гоняться и другие команды, в частности, набравший ход «Макларен». С одной стороны, быстрые конкуренты могут серьезно надавить на Себастьяна (который не всегда выглядит психологически устойчивым), но в то же время именно они могут помешать Фернандо добраться до первого места.

Кто больше достоин титула?

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что Алонсо в этом году обладал не самой лучшей машиной в пелотоне, и все же он по-прежнему претендует на победу в чемпионате. Отличные выступления в первой части сезона, особенно в Сепанге и Валенсии, говорят о том, что испанец заслужил чемпионский титул.

В то же время победа в «Формуле-1» – это достижение не одного пилота, а всей команды. Поэтому итоговый успех Феттеля и «Ред Булл», особенно после впечатляющей серии из четырех побед, не будет незаслуженным.

Так или иначе, но победит сильнейший.