9 мин.

Поспешные выводы

Разбирая Гран-при Великобритании, блог «Версификаторные россказни» отмечает, почему неудачная стратегия «Феррари» казалась логичной, а также призывает не сбрасывать со счетов «Макларен».

Фернандо Алонсо долго лидировал, но на мягких шинах не удержал за собой Марка Уэббера. Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason

Переменные погодные условия в Сильверстоуне серьезно осложнили поиск командами оптимальной стратегии на гонку – единственная тренировка в сухую погоду состоялась утром в субботу, но она не дала коллективам все необходимые знания о работе шин, поскольку температура трассы была значительно ниже, чем в воскресенье.

Более того, на некоторых болидах мягкие покрышки не выглядели эффективными и с точки зрения скорости, и в плане износостойкости, хотя перед началом Гран-при в «Пирелли» обещали разницу между составами до 0,9 секунды на круге.

Впрочем, шинники уже не раз говорили, что в каких-то гонках выбор резины будет меняться – основные (более жесткие) покрышки окажутся предпочтительнее, а опциональные понадобятся лишь для того, чтобы соблюсти правило обязательной смены типа резины.

На Гран-при Великобритании как раз и должна была проявиться такая ситуация – это было известно еще до начала первых тренировок – из-за высокого износа в многочисленных скоростных поворотах на длинной дистанции мягкий комплект не мог конкурировать с жестким. Но поскольку в течение всего уик-энда было прохладно, часть команд решила, что в сухой гонке «софт» вполне продержится около 12-15 кругов – этого было вполне достаточно для того, чтобы «заполнить» один из гоночных отрезков в самой оптимальной стратегии с двумя остановками.

Почему пит-стопов должно было быть два, а не три или один? – Компьютерные программы посчитали, что в случае, если температура трассы окажется выше 35 градусов по Цельсию, более эффективными окажутся три остановки в боксах – износ и «харда», и «софта» в таких условиях слишком сильный, – а один пит-стоп оказался бы выгоднее только в прохладную погоду и только для тех, кто едет в середине пелотона.

Поскольку перед началом заезда температура трассы составляла около 27-28 градусов по Цельсию, стало ясно, что большинство конюшен выберет стратегию с двумя остановками.

Как ошиблась «Феррари»

Лидерам оставалось только разобраться с тем, какой из типов резины поставить на первый отрезок. «Ред Булл» избрал консервативный вариант – два года назад в Канаде «быки» сильно обожглись с покрышками и теперь стараются не рисковать (благо, скорость машины это позволяет) – Уэббер и Феттель получили «софт».

Скудерия же для своих пилотов стратегии разделила: на машину Фернандо Алонсо поставили жесткую резину, а Фелипе Масса начал гонку на мягкой.

«Феррари» нельзя обвинять в неправильной тактике – команда выбрала наиболее оптимальный вариант, учитывая то, что она знала о шинах.

Во-первых, старт на «харде» для Алонсо подразумевал более поздний пит-стоп в группе лидеров и возможность вернуться обратно на трассу первым. То есть, он не рисковал попаданием в трафик.

Во-вторых, в гонке мог пойти дождь, причем за 15 минут до старта команда знала, что осадки не пойдут в ближайшие полчаса, но после была полная неопределенность. Представьте, что было бы, если бы Алонсо начал заезд на «софте», совершил бы пит-стоп в районе 10 круга, а через круг пошел бы ливень? В «Макларене», кстати, тоже до последнего рассчитывали на осадки и поэтому выбрали для Льюиса Хэмилтона на первый отрезок более жесткие покрышки.

Более того, если бы дождь пошел, Алонсо вообще не пришлось бы использовать «софт».

После субботней тренировки в «Феррари» опасались, что на первом отрезке «софт» износится слишком быстро – если бы так и произошло, то пилотов Скудерии пришлось бы переводить на невыгодную стратегию трех пит-стопов.

Поэтому команда оставила мягкий комплект для Алонсо на заключительный отрезок. Учитывая, что трасса к этому времени должна была обрезиниться, а в баках болидов было бы мало топлива, «софт» мог оказаться более эффективным в плане скорости, и на него не было бы такой серьезной нагрузки, как в начале заезда.

Вопрос с износом мягких шин был щекотливым, но у «Феррари» все было схвачено – за работой «софта» можно было последить на первом отрезке Гран-при с помощью Фелипе Массы.

Однако, как мы знаем, в итоге стратегия не сработала. Алонсо лидировал на протяжении двух отрезков, но в заключительной части гонки, после перехода на «софт», не смог потягаться в скорости с Уэббером, и на финише довольствовался вторым местом.

Мягкий комплект у испанца просто не заработал, именно поэтому он потерял в темпе и не сдержал австралийца.

Гэри Андерсон считает, что Скудерия должна была оттянуть последний пит-стоп – Алонсо, возможно, и потерял бы лидерство, но за счет более свежих шин затем вернул бы первую позицию. Впрочем, на мой взгляд, проблема была более глубокой. 2-3 лишних круга Алонсо ничего бы не дали – за это время Уэббер (сокращавший на свежих шинах по 0,6 – 0,7 секунд на круге и становившийся все быстрее) смог бы отыграть столько времени, что после пит-стопа испанца оказался бы далеко впереди, и тот в попытке догнать конкурента быстро бы убил шины.

Меня поначалу привлекал вариант со смещением как первой, так и второй остановок Алонсо, то есть, проведением пит-стопов на 19-м (вместо 15-го) и 45-м (вместо 37-го) кругах. Но «Феррари» очень боялась упустить лидерство и зазывала Фернандо сразу после посещений боксов Марком, хотя состояние шин на F2012, кажется, было вполне сносным – к моменту первой остановки Алонсо ехал в хорошем темпе, – кроме того, у него было около 5 секунд преимущества перед австралийцем.

Смотрите, как гонщик «Ред Булл» проходил свои круги после первого пит-стопа: 1.37,498 (16-й), 1.38,180 (17-й), 1.38,416 (18-й), 1.38,504 (19-й), 1.38,169 (20-й), 1.37.979 (22-й), 1.37,540 (23-й) – то есть, прежде чем прибавить, он прогревал шины и терял немного времени в трафике. Алонсо же до пит-стопа шел в следующем ритме (при этом порой отыгрывая у Марка до 0,6 секунды на круге): 1.39,243 (9-й), 1.39,217 (10-й), 1.38,518 (11-й), 1.38,765 (12-й), 1.39,099 (13-й), 1.38,866 (14-й). Возможно, он мог проехать еще 3-4 круга в районе 1.38,8, и хотя при этом отрыв сократился бы где-то на 3 секунды, в распоряжении испанца была бы более свежая резина, которая пригодилась бы в конце второго отрезка. Это позволило бы ему сократить заключительный «стинт» до 7 кругов и атаковать в конце гонки на свежих шинах.

Однако этот вариант совсем неубедительный (во время гонки он показался бы авантюрным), да к тому же в «Феррари» надеялись, что в конце Гран-при на мягких шинах Алонсо все же удержит за собой Уэббера.

К такому выводу команда пришла после первого отрезка Фелипе Массы (который, как мы помним, начал гонку на «софте»), отметив, что мягкие шины выдержали 13 кругов. Более того, когда бразилец обогнал Михаэля Шумахера, то тут же поехал практически в ритме Марка Уэббера. 12-й круг гонщик «Феррари» прошел за 1.39,106 – на 0,9 секунды быстрее, чем когда тащился за «Мерседесом», – а пилот «Ред Булл» тот же круг проехал за 1.39,170.

Скорость Массы, похоже, запутала руководство Скудерии, и в команде посчитали, что у них получится, однако закончилось все не так, как надеялся итальянский коллектив.

Оценивая гонку ретроспективно, становится понятно, что «Феррари» должна была дать Алонсо мягкие шины на первый отрезок, однако к такому выводу можно прийти лишь после детального разбора Гран-при; в тот же момент, когда команда определяла стратегию, она действовала логично.

Странный выбор «Макларена»

Большинство команд в этой гонке предпочли использовать «софт» в начале заезда или в конце (как в случае с Алонсо), однако британская конюшня отличилась тем, что перевела Льюиса Хэмилтона на мягкие шины в середине гонки.

Как и в «Феррари», в «Макларене» какое-то время надеялись на дождь, да к тому же «хард» дал возможность Хэмилтону затянуть первый отрезок заезда. Пока Льюис не начал бороться с Фернандо, он ехал в достаточно приличном темпе (в районе 1.38,3 – 1.38,5), почти с такой же скоростью, что и Марк Уэббер. Однако к 20-му кругу темп MP4-27 упал и команда зазвала гонщика в боксы.

Выбор «софта» на второй отрезок не выглядел совсем плохим решением, однако, по всей видимости, команда установила для себя неправильные цели. После пит-стопа Льюис оказался позади Михаэля Шумахера и Кими Райкконена, и, возможно, в «Макларене» посчитали, что мягкие шины позволят ему спокойно обогнать конкурентов. Михаэля Льюис опередил, но вот до Кими дотянуться не сумел. Более того, стратеги обратили внимание, что на 26-м круге в боксы отправился преследовавший Хэмилтона Ромен Грожан, и после остановки гонщик «Лотуса» поехал еще быстрее.

Полагаю, что именно из-за Грожана и невозможности обогнать Райкконена команда на 27-м круге зазвала Хэмилтона на второй пит-стоп, хотя мягкие шины еще позволяли Льюису не сильно отставать от Райкконена. Шестую позицию англичанин в любом случае уступил бы – на мягких шинах он ехал медленнее, чем Ромен на жестких, а в случае перехода на жесткие не выдержал бы слишком длинный гоночный отрезок (в отличие от «Лотуса», который бережно работает с шинами и потому может спокойно растягивать отрезки), – и в итоге так и получилось. В результате поспешного решения команды провести второй пит-стоп Хэмилтон проехал на «харде» долгие 25 кругов и не удержал даже седьмое место – его обогнал Михаэль Шумахер.

Самой удивительной после Гран-при Великобритании мне показалась критика подопечных Мартина Уитмарша. Все тот же Гэри Андерсон не упустил возможности уколоть команду, увидев в разном угле атаки передних антикрыльев Баттона и Хэмилтона проблемы в развитии машины.

«Плохим знаком стало то, что в гонке пилоты «Макларена» использовали совершенно разные углы атаки переднего антикрыла – угол атаки на болиде Дженсона Баттона был гораздо меньше, чем у Льюиса Хэмилтона», – сообщил мудрый Гэри.

Похоже, Андерсон забыл, каким стартовал Баттон – 16-м – а ведь для того, чтобы прорваться вверх, англичанину требовалось много обгонять. Обгонять проще на прямых, с помощью мощного мотора, DRS, KERS и настроек машины на высокую максимальную скорость, которая достигается в том числе и за счет снижения угла атаки антикрыльев.

На мой взгляд, в Великобритании «Макларену» крупно не повезло – они ведь привезли в Сильверстоун новое переднее антикрыло, но, возможно, так и не узнали, насколько оно эффективно – погода просто не дала возможности как следует оценить новинку. Кроме того, в гонке болид Хэмилтона был настроен на дождь – это тоже не принесло ему пользы.

В этом году в условиях жесточайшей конкуренции даже небольшие новинки помогают командам добиваться успеха, так что нельзя исключать, что еще до большого перерыва «Макларен» вернется в группу лидеров.

Ход гонки (график ФИА)