9 мин.

Игра на опережение

Могла ли «Феррари» помешать победить Пастору Мальдонадо? Где ошибся «Лотус» и так ли много очков потерял Себастьян Феттель? Блог «Версификаторные россказни» разбирает ключевые тактические моменты Гран-при Испании.

Удержаться впереди «Уильямса» «Феррари» не смогла. Фото: REUTERS/Gustau Nacarino

В хаотичном на первый взгляд с точки зрения гоночных результатов сезоне-2012 есть как минимум одна значимая константа: пилот, стартующий с первого ряда, в итоге выигрывает Гран-при. Основная борьба протекает позади лидеров: внезапные смены стратегий, тотальное разрушение резины, борьба в трафике – все это фактически обходит стороной парней, занимающих лучшие позиции в пелотоне.

Впрочем, тема эта всем болельщикам настолько хорошо знакома, что мы не будем крутить старую пластинку, отметим лишь, что парням из «Макларена» и Льюису Хэмилтону наверняка было очень обидно заработать крохи в Кубке конструкторов и личном зачете, зная, что MP4-27 Льюиса в Испании был достаточно быстр для того, чтобы победить, стартуй гонщик в других условиях.

Битва за победу

Однако вместо Хэмилтона в воскресенье впереди пелотона оказались Пастор Мальдонадо и Фернандо Алонсо, и главное сражение дня близ Барселоны развернулось именно между двумя парнями, говорящими на испанском языке.

Пилот «Уильямса» проиграл старт, и после первой волны остановок в боксах также не смог вырваться вперед лидера Скудерии, однако на исправление ситуации у венесуэльца еще было время. Козырем в этой борьбе для него стали сэкономленные комплекты свежих жестких шин, в то время как соперник был вынужден провести все свои гоночные отрезки на прикатанной резине.

Любопытно, что и в «Феррари», и в «Уильямсе» на второй гоночный отрезок предпочли жесткие покрышки мягким. В прошлом году в Барселоне разница между двумя комплектами в гонке оказалась не слишком значительной, и спортсмены, выбравшие «прайм», неплохо конкурировали с гонщиками на «опционе». В этом сезоне ситуация могла повториться – после трудных первых дней разница между «софтом» и «хардом» должна была сократиться с 0,8 до 0,2 секунды, – однако прошедший в субботу вечером дождь усложнил расчеты коллективов. «Держак» смыло, в связи с чем возник вопрос: успеют ли автомобили «накатать» трассу по ходу гоночного дня?

Несмотря на прошедшие утром гонки поддержки (GP3, GP2), четкого представления о состоянии трека, похоже, не было ни у кого, так что в итоге некоторые коллективы посчитали, что на втором отрезке «софт» окажется эффективнее «харда». Другие же команды, глядя на Марка Уэббера (который всегда стремится как можно быстрее перейти с нелюбимого «опциона» на «прайм»), не побоялись смены типов покрышек. И поступили правильно.

Жесткая резина в этот день все же позволила болидам ехать быстро, а ее износостойкость, разумеется, оказалась выше, чем у мягкой.

Темп «Феррари» и «Уильямса» в воскресенье был примерно схожим – во всяком случае, ни Пастор, ни Фернандо не отпускали друг друга на разных отрезках гонки. Однако сложно сказать, какой могла быть скорость F2012 на свежих шинах, также как и тяжело определить, какой из болидов бережнее обращался с покрышками – фактор свежести резины не позволяет судить объективно (если говорить субъективно, то Скудерия впечатлила чуть больше).

Ключевой момент в борьбе за лидерство произошел на 24-м круге – именно тогда, всего спустя 13 кругов на «харде» в боксы зарулил Мальдонадо. «Уильямс» действовал логично – переход на свежие шины позволил снимать почти до трех (!) секунд на круге по сравнению с остальными лидерами, – однако риск состоял в том, что до конца гонки оставалось еще 42 круга, которые команда собиралась преодолеть на двух (пусть и новых) комплектах покрышек.

Алонсо отправился менять колеса через два круга, но за это время потерял по отношению к Мальдонадо более шести секунд, причем на круге заезда Фернандо в боксы Пастор совсем расстарался, и показал лучший для себя круг гонки – 1.27,906 (гонщик «Феррари» предыдущие два круга проехал за 1.30,3 и 1.30,6). Не помог Скудерии и круговой Шарль Пик, однако даже если предположить, что за французом испанец потерял пару секунд (вряд ли больше), обвинения в адрес гонщика «Маруси» кажутся неким оправданием итальянской командой собственного тактического просчета.

Как должна была поступить Скудерия дальше, если рассчитывала побороться за победу? Формально существовало три варианта: попытаться сыграть на опережение конкурентов и провести раннюю в сравнении с Мальдонадо заключительную смену шин; сократить на предпоследнем «стинте» отставание от «Уильямса» до минимума и постараться опередить венесуэльца на синхронном пит-стопе; провести остановку позже конкурентов, однако с тем расчетом, чтобы, не потеряв слишком много времени, с помощью более свежих шин провести успешный атакующий маневр непосредственно на трассе.

Решению каждой из этих задач мешали объективные обстоятельства. Во-первых, было трудно угадать, когда «Уильямс» поедет в боксы (а британская конюшня провела заключительный пит-стоп все-таки очень рано – на 41-м круге), во-вторых, исполнению первого варианта мешал недостаток свежей резины у итальянской конюшни. Даже если бы «Феррари» догнала «Уильямс» к 40-му кругу и совершила более ранний пит-стоп, Алонсо пришлось бы ехать оставшиеся 26 кругов на потертых шинах, и не факт, что под самый занавес Гран-при у него получилось бы сдержать Мальдонадо и летевшего позади Кими Райкконена.

К синхронной же остановке в боксах Скудерия не успела – к тому моменту, когда Пастор поехал менять шины, Фернандо проигрывал ему около четырех секунд.

Наконец, успешному исполнению третьего варианта, с более поздним пит-стопом, также мешали старые покрышки. По идее, можно было остаться на трассе на 5-6 кругов дольше и зарулить в боксы круге так на 47-м, однако не факт, что резина на «Феррари» даже в этом случае оказалась бы значительно свежее, чем «Уильямса», тем более что гоночный инженер английской конюшни постоянно напоминал Пастору о необходимости беречь шины (что пилот с успехом и делал).

На самом деле «Феррари» поступила даже лучше. Увидев, что Мальдонадо после пит-стопа застрял за Райкконеном, Скудерия не стала затягивать с остановкой, а провела ее на 44-м круге, и вернула своего лидера на трассу всего в трех секундах позади венесуэльца.

Остальное уже стало историей: гонщик «Уильямса» умело использовал особенности конфигурации «Каталуньи», бережно работая с шинами в затяжных поворотах и заметно прибавляя в конце третьего сектора трассы, тем самым не позволяя Алонсо совершить атаку, и добился победы.

Провал «Лотуса»

Болид E20, в пятницу демонстрировавший отличную скорость на длинной дистанции, в воскресенье так и не победил, хотя, учитывая третье и четвертое место на старте, можно было рассчитывать на куда лучший результат. Одной из причин этому стала погода: в самом конце уик-энда температура снизилась почти на 10 градусов по Цельсию, и черно-золотистый болид (который прекрасно едет в жарких условиях), оказался не столь хорош, нежели день или два назад.

Тем не менее, в самом начале гонки Кими Райкконен держался практически в темпе лидеров, уступая им до 4 – 4,5 секунд.

Просчеты «Лотуса» возникли во время первых пит-стопов: в то время как Алонсо и Мальдонадо получили в свое распоряжение «хард», Райкконену и Грожану от команды досталось по комплекту «софта». Возможно, «Лотус» не был уверен в эффективности жестких шин или надеялся подобраться с помощью более мягкой резины к лидерам, но начало неудачам было положено.

Глядя на времена, отчетливо видно, что после 15-го круга мягкая резина на машине финна начала уступать жестким составам конкурентов.

«Софт» теоретически «убивается» быстрее более жестких шин. Значит, пилоту «Лотуса» стоило ехать к механикам гораздо раньше пары лидеров. Однако вторая остановка Райкконена произошла позже конкурентов: Пастор поехал за резиной на 24-м, Фернандо на 26-м, а Кими – на 27-м круге. По ходу каждого из этих трех лишних кругов Райкконен уступал Мальдонадо около трех секунд, и после своей остановки отставание Кими от лидера возросло с 4-х до 18-ти секунд.

Дальнейшая гонка финна, вплоть до самого финиша, была лишь попыткой отыграться. И, хотя на последних кругах он практически догнал Фернандо, даже второе место экономный до резины «Лотус» взять не смог – просто закончилась гонка.

Понятно, что команда хотела растянуть отрезки, чтобы избежать повторения Гран-при Китая, и чтобы Райкконен и Грожан смогли на финише серьезно атаковать (а не доезжать, как в Бахрейне), однако та самая затяжка с заездом в боксы во второй раз стоила болельщикам валидольной концовки.

Лучшие круги гонки Кими и Ромена говорят о том, что скорость у E20 есть. Осталось только ее реализовать.

Минимизация потерь

Провалив квалификацию, «Ред Булл» серьезно осложнил себе гонку в Испании. Впрочем, после воскресного заезда Себастьян Феттель смог заработать несколько очков и остался лидером чемпионата мира, хотя для этого ему пришлось серьезно попотеть: действующий чемпион мира много атаковал и даже обгонял, но одновременно терял драгоценные секунды из-за штрафа, трафика и смены носового обтекателя.

В начале заезда «Ред Булл» рискнул первым перейти на свежий «хард» – в идеальных условиях это дало бы неплохую прибавку в скорости, – но задумка сработала не так как надо: оба пилота австрийской конюшни застряли за более медленными машинами, и отыграть много позиций не удалось.

Но худшее для команды случилось дальше. Марк неожиданно потерял скорость и пропустил кучу соперников, а Себастьян схлопотал штраф за игнорирование желтых флагов.

Оказалось, на болиде Уэббера повреждено переднее антикрыло (в конце гонки выяснилось, что подобное же приключилось и с машиной Феттеля), и, скорее всего, причина поломки связана с аварией Михаэля Шумахера и Бруно Сенны (впрочем, не будем исключать и версию про сломавшиеся новинки «быков»). После контакта «Мерседеса» и «Уильямса» трассу усыпали обломки, и вскоре после инцидента Марк потерял скорость.

Но интересно другое. Не получи Себастьян штраф и не окажись антикрыло RB8 поврежденным, на что смог бы рассчитывать «Ред Булл» в этой гонке? Сразу после второго пит-стопа Феттель вернулся на трассу позади Хэмилтона, атакуя которого, несомненно, Себ потерял бы время. Однако практически насев на англичанина, немец отправился в боксы, после посещения которых выяснилось, что до Льюиса не так и далеко – всего 12 секунд. Еще около 6,5 – 7 секунд Себ позже потерял из-за замены антикрыла.

Без этих проблем шанс приехать на финише впереди Кобаяси был, но не более. Даже при самых удачных раскладах чемпион мира не догнал бы Грожана, и в лучшем случае остался бы пятым.

«Макларен» уже второй Гран-при вынужден минимизировать потери из-за собственных ошибок. Баттон так и не нашел подхода к машине, а Гран-при Хэмилтон была испорчен до старта. Стоит отметить, что Льюис провел действительно боевитую гонку и переиграл тактически многих конкурентов за счет тактики меньшего количества пит-стопов (здорово поработав с шинами!).

К первой остановке он забрался аж на пятую позицию, но после пит-стопа потерял много времени за Фелипе Массой. Заключительный отрезок Льюиса был невероятно длинным – 31 круг, – но даже на порядком разрушенной резине англичанин чуть не опередил Росберга.