5 мин.

Шинная лотерея?

Михаэль Шумахер открыто раскритиковал «Пирелли» за то, что шины стали играть слишком важную роль в гонках, однако с семикратным чемпионом мира согласны не все. Блог «Версификаторные россказни» переводит колонку журналиста Autosport Джонатана Ноубла, который объясняет, почему результаты Гран-при в 2012 году не случайны.

Михаэль Шумахер устал от шин «Пирелли», и раскритиковал итальянскую компанию. Фото: REUTERS/Carlos Barria

Ну что, Михаэль Шумахер сломался первым. Во времена, когда шины – или, что еще важнее, способность команд «Формулы-1» понять резину и добиться от нее эффективности, – становятся ключевым фактором, влияющим на результаты гонок, бурная реакция пилота «Мерседеса» на «Пирелли» похоже, является первым звоночком, что не все довольны тем, как в 2012 году проходят Гран-при.

В этом сезоне первые четыре этапа выиграли четыре разные машины, и сейчас практически невозможно назвать фаворита первенства. Оккупация «Маклареном» первых рядов в Австралии и Малайзии кажется уже в далеком прошлом, и если судить по последним гонкам, за прошлые две недели «Лотус», «Ред Булл» и «Мерседес» превзошли команду из Уокинга.

Ситуация становится еще более запутанной из-за того, что Фернандо Алонсо из «Феррари» – которая с готовностью признается в том, что значительно проигрывает в скорости – уступает лидеру чемпионата мира всего 10 очков. А в прошлом году в это же время испанец проигрывал 52 балла.

И как только наступает новая гонка, кажется, что решающими в успехах конюшен становятся ни технические новинки, ни блестящие выступления пилотов; все зависит от того, смогли ли коллективы попасть в правильное операционное окно шин.

Но, может быть, это уже слишком, и Шумахер на самом деле прав? Может, сезон-2012 стал шинной лотереей – результаты гонок напрямую зависят от того, какими будут погода и условия на трассе и какой машине они подойдут?

Этому есть некоторые подтверждения. Посмотрите, в Австралии «Макларен» выступал в собственной лиге, в Малайзии влажные условия больше подошли «Феррари» и «Зауберу», в Китае холодная погода была на руку «Мерседесу», а жаркий и абразивный Бахрейн оказался идеальным для «Ред Булл» и «Лотуса». И незначительное изменение температуры приводит к тому, что либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Хуже всего в этой истории пришлось гонщикам: если покрышки не работают должным образом, пилоты не могут добиться от болидов максимума. Вспомните проблемы Баттона в Малайзии, когда он попал в трафик и его шины охладились, или неспособность Шумахера добиться успеха в Бахрейне, в результате чего после гонки и произошла та вспышка эмоций.

Руководители команд, инженеры, гонщики – все согласны, что в этом сложном сезоне жизненно важно добиваться от резины максимума. Но проблема в том, что шины – это своего рода черная магия, и разобраться с ними за один момент невозможно.

Во время нашего разговора о покрышках в Китае руководитель «Лотуса» по операциям на трассе Алан Пермейн полностью согласился с этим утверждением, – чтобы попасть в волшебное окно, командам нужен особенный подход.

«Если вам кто-то говорит, что можно изменить температуру шин только с помощью настроек, то он явно порет фигню», – заявляет Пермейн прямо. «Тот, кто говорит, что знает, как повлиять на скорость разрушения покрышек, тот тоже несет чушь.

Все этого хотят, и некоторые думают, что кое-что они могут изменить. Но вот посмотрите на «Мерседес» – у них много умных людей, однако в первых двух гонках их гоночный темп был ужасным. Если бы все было так легко, они быстро бы все изменили.

Весь прошлый год мы промучились, пытаясь решить проблему с разрушением задних покрышек, и было очень тяжело. Можно менять конфигурацию подвески, ведь все напрямую связано с изменением ее геометрии, однако как провести испытания? По ходу сезона это сделать невероятно трудно. На первую и вторую тренировку перед Гран-при вы получаете по комплекту шин, но как при этом определить разницу, учитывая, что условия от одной сессии к другой меняются?»

Комментарии Пермейна предполагают, что некоторые команды столкнутся с трудностями в достижении максимальной эффективности от шин, однако в «Пирелли» уверены, что лучшие коллективы рано или поздно этого добьются – это лишь вопрос времени.

На самом деле усилившееся значение покрышек – не заслуга «Пирелли». Если рассмотреть ситуацию вблизи, то вы поймете, что это следствие примерно равной скорости самих болидов. Сейчас доли секунды, которые команды теряют или получают из-за шин, серьезно влияют на положение в пелотоне, но в прошлом году это было не так важно, поскольку разница в скорости самих болидов была больше.

Кроме того, из-за изменений в правилах – особенно из-за запрета выдувных диффузоров – задок болида «Формулы-1» лишился части прижимной силы. Нагрузка на задние шины стала слабее, и потому их тяжелее заставить работать в нужном режиме. И теперь при колебаниях температуры сложнее попасть в правильное окно работы покрышек.

В случае простой шинной лотереи на результаты Гран-при не влияло бы мастерство коллективов, и тогда наивысших достижений добивались бы даже неконкурентоспособные машины. Однако никто не может сказать, что первые четыре победителя не заслужили успеха.

Пол Хэмбри отмечает, что результаты первых этапов – не лотерея, а следствие определенных причин.

«Если взять городскую гонку в Мельбурне, то не думаю, что результат оказался странным. Если посмотреть на дождевой Гран-при Малайзии, то он оказался сложным для всех из-за погодных условий. В Шанхае и Бахрейне побеждали болиды, стартовавшие с поула – так что можно сказать, что победили лучшие на тот момент команда/гонщик.

Пока перед всеми стоит одинаковая задача, побеждать будут лучшие пилоты и инженеры. Не думаю, что это лотерея – на деле болиды, которые возглавляют пелотон, лучшие из-за того, что они очень конкурентоспособны.

Из-за высокой плотности главным испытанием стали обгоны – опережать соперников оказалось сложнее, и потому позиция на трассе важнее, чем в прошлом году», – считает англичанин.

Возможно, командам потребуется время на то, чтобы решить все проблемы, и, возможно, огорчений гонщиков – как в случае с Шумахером – станет больше, но нужно помнить, что «Формула-1» существует не для того, чтобы жизнь ее участников становилась проще.

Спросите любого инженера о том, каким он видит идеальный уик-энд, и он согласится со своим гонщиком: старт с поула, лидерство на каждом круге, два плановых пит-стопа без проблем, а затем спокойный доезд до клетчатого флага и завоевание 25 очков.

Но это не то, чего ждут болельщики. Мы хотим непредсказуемости, гонок, победители которых определяются на последних кругах, мы хотим, чтобы до начала уик-энда не было и намеков на то, кто выиграет, или даже на то, каким образом можно добиться успеха.

Кого-то сейчас «Пирелли» может раздражать, или вызывать головные боли на базах команд, но это не плохо. Все мы – и даже мистер Шумахер – должны радоваться, что в этом году «Формула-1» такая захватывающая.