6 мин.

Идеальные решения

Глядя на уверенное лидерство «Мерседеса» в Шанхае, у многих возникли вопросы о том, в действительности ли темп болида W03 на Гран-при Китая был выше, чем у «Макларена» MP4-27, и могла ли британская конюшня побороться за первое место?

Первым впечатлениям нужно доверять, и анализ официального хронометража подтверждает, что Дженсону Баттону даже при успешном заключительном пит-стопе пришлось бы совершить настоящий спортивный подвиг, чтобы обогнать Нико Росберга – гладкая работа механиков вывела бы англичанина позади немца в 12-14 секундах, и это практически за 20 кругов до финиша. То есть, гонщику «Макларена» сначала пришлось бы активно догонять соперника (который берег шины), а затем попробовать его опередить в непосредственной борьбе.

Впрочем, четкого ответа на другой вопрос – о сопоставимости скорости двух команд – мы вряд ли найдем. Точно можно сказать лишь то, что в первой части гонки W03 смотрелся лучше MP4-27: Росберг «привозил» Баттону примерно по 0,4 – 0,5 секунды на круге (а под конец и больше, поскольку сначала слегка сдал Михаэль Шумахер – притормозивший Дженсона, – а затем поплыла резина на болиде под номером «3»).

На втором «стинте» сравнивать скорость Баттона и Росберга некорректно: немец получил в свое распоряжение новенький комплект среднего типа шин, в то время как англичанину двумя кругами ранее прикрутили уже использованный «софт». По идее, мягкие шины должны были оказаться эффективнее средних – в симуляциях выходило примерно по 0,3 секунды на круге, – однако в воскресенье в Шанхае все работало не так, и «софт» был не только менее износостойким, но и не слишком быстрым – отличий в скорости между этими двумя комплектами порой не было вообще.

Поэтому к постепенно увеличивающемуся отрыву Росберга от Баттона не стоит слишком приглядываться – условия, в которых находились гонщики, были разными. «Медиум» в течение первых 10 кругов позволял улучшать результаты, в то время как «софт» за это время постепенно терял свою эффективность.

Заключительные отрезки вообще не поддаются никакому сравнению – гонки «Макларена» и «Мерседеса» находились в разных стадиях: Нико берег шины, поскольку шел на стратегии с меньшим количеством остановок в боксах, а Дженсон в свою очередь долго сидел в трафике.

Но парни из Уокинга проиграли гонку не в момент задержки Баттона на заключительном пит-стопе, а гораздо раньше – во время первой остановки, при смене мягких шин на мягкие. Вероятно, команда посчитала, что «софт» позволит поехать намного быстрее, и с его помощью удастся реализовать агрессивную стратегию с четырьмя гоночными отрезками, но на деле получилось, что «Макларен» просто дал фору «Мерседесу» в районе 20 секунд.

Сейчас кажется очевидным, что Баттону на первом пит-стопе следовало переобуться в «медиум» и держаться за Росбергом, чтобы попытаться опередить немца во время следующих остановок, но после Гран-при, ретроспективно, всегда легко рассуждать об упущенных шансах и возможностях.

У «Макларена» были свои причины придерживаться выбранной стратегии: во-первых, до старта гонки казалось, что «софт» окажется значительно эффективнее «медиума», а во-вторых, Дженсону требовалось обогнать не только Нико, но и Михаэля. Учитывая, что сделать это на первом отрезке не удалось, команда, возможно, посчитала, что и дальше при стратегии с двумя остановками им не хватит для этого скорости.

В идеале, если бы «медиум» и «софт» сработали так, как во время симуляций, после своей остановки Баттон сократил бы отставание от Росберга, а после пит-стопа немца и вовсе смог бы оказаться впереди и сыграть в свою игру. Но слишком много «бы»…

Разделяй и властвуй

В шанхайской гонке было много других любопытных историй. Например, «Макларен», в отличие от «Ред Булл» и «Феррари», не стал переводить своих пилотов на разные стратегии: и Баттон, и Хэмилтон всю гонку придерживались одного плана, хотя, возможно, аккуратному Дженсону больше подошел бы вариант с двумя пит-стопами. Возможно, такой консерватизм – это следствие заявленного равенства гонщиков, и перевод одного из них на другую тактику мог повлечь недовольство другого. Впрочем, не исключено, что в «Макларене», действительно, рассчитывали успешно реализовать стратегию с четырьмя отрезками, и в таком случае уменьшение числа пит-стопов для одного из пилотов оказалось бы предательством. В общем, у руководства был сложный выбор.

Куда проще обстоят дела в «Ред Булл», однако не потому, что там хотят портить гонки Марку Уэбберу, а потому что австралиец сам готов идти на эксперименты. Марку больше по душе более жесткие шины, с ними он чувствует, что задок автомобиля будет под контролем и через 5, и через 10 кругов, и потому всегда без проблем уходит с «софта». И, конечно, следует отметить чутье гоночного инженера Кьярона Пилбима, который не побоялся перевести своего подопечного на «медиум» всего-то после 6-го круга гонки. Вряд ли шаг был сделан наобум – возможно, инженер разглядел хорошую работу среднего комплекта шин у тех гонщиков, которые шли в середине пелотона, однако для того, чтобы заметить это в плотном трафике, нужно действительно быть настоящим профи.

После пит-стопа Марка цепочкой потянулись в боксы и другие лидеры – так всегда бывает, когда конкуренты боятся упустить свои позиции. Впрочем, поскольку «Ред Булл» несколько кругов провел за медленными машинами, парням из «Макларена» все же удалось остаться впереди (чего не скажешь о «Заубере», «Лотусе» и «Феррари»).

А еще Уэббер помог Феттелю: Гийом Рокелен и Себ посмотрели, как «шпарит» Марк по трассе, и тоже переключились на «медиум». Стратегия двух остановок для немца при этом логично вытекала из ситуации на трассе, поскольку после первых пит-стопов всех лидеров Феттель поднялся только до 11-го места. Останавливаться трижды было нельзя, так как Себ заглушил бы всю скорость в трафике. Пришлось рисковать.

Но кто скажет, что в итоге риск не оправдался? 5-е место – вполне достойный результат, учитывая то, как складывалось начало заезда.

Такую же стратегию избрали для Кими Райкконена в «Лотусе»: финн начинал на «софте», на 10-м круге получил в свое распоряжение новенький «медиум», и заключительный отрезок доезжал также на среднем типе. К сожалению, стратеги команды просчитались (впрочем, в какой уже раз) – заключительный пит-стоп Райкконена состоялся намного раньше, чем у остальных лидеров, на 28-м круге – это означало, что чемпиону 2007 года предстояло пройти еще столько же кругов на одном, к тому же использованном (!) комплекте. Хуже всего было то, что Кими не мог слишком сильно беречь шины – на него наседали преследователи, и финал с разрушением покрышек и провалом вглубь пелотона оказался предсказуемым.

На плохой стратегии провел гонку и Фелипе Масса. Бразильца первые 18 кругов держали на «медиуме» (к примеру, стартовавшие на таком же комплекте «Уильямсы» заехали менять шины на 6 кругов раньше) – гонщик потерял неприлично много времени. После второго длинного отрезка (иначе уже было нельзя) Фелипе получил, наконец, «софт», но, как уже говорилось, мягкие покрышки оказались не столь быстрыми, да и трафик в лице Пола ди Ресты оказался непреодолимым препятствием.

***

Гран-при Китая подтвердил прошлогоднюю тенденцию – не стоит затягивать с заездом в боксы, если резина не позволяет демонстрировать приличные результаты, ведь иначе можно потерять непростительно много. Однако вышесказанное вовсе не является правилом, ведь даже быстрейший автомобиль в пелотоне может угодить в трафик и лишиться шансов на победу. Поиск оптимальной стратегии – это ходьба по тонкой грани: неверный шаг приведет к провалу.

Так что лучше заниматься эквилибристикой в одиночестве, не беспокоясь о судорожных движениях конкурентов. И потому цена поула в современных гонках по-прежнему очень высокая.