5 мин.

Консерватизм ей к лицу

Команда «Макларен» первой из лидеров «Формулы-1» представила гоночную машину образца 2012 года. Модель MP4-27 получилась консервативной, но все же стильной и красивой. Блог «Версификаторные россказни» делится впечатлениями от нового автомобиля.

Если бы очками в «Формуле-1» награждались не самые быстрые, а самые красивые гоночные автомобили, «Макларен» наверняка считался бы главным фаворитом каждого чемпионата мира. Умеренный консерватизм и чувство стиля не позволяют британской конюшне выпускать на трассу технических уродцев, независимо от того, что диктует регламент. Конечно, опытные болельщики наверняка не забыли MP4/10, на который нельзя было смотреть без слез, однако подобные образцы нетрадиционного дизайнерского искусства скорее относятся к исключениям, нежели к правилу, которое гласит, что быстрая машина должна быть красивой (и наоборот).

«Но ближе к телу, как говорил Мопассан». Несмотря на определенные сходства с предшественниками – моделями MP4-26 и MP4-25, – автомобиль 2012 года имеет ряд особенностей. Некоторые их них видны сразу, в поисках других приходится приглядываться к днищу и задней части автомобиля – традиционно эти «участки» все команды стараются скрыть от любопытствующих глаз конкурентов.

Сразу следует оговориться: к тестам или началу сезона как внешний вид, так и внутренняя начинка MP4-27 могут существенно измениться (команда честно в этом призналась), не только из-за нежелания демонстрировать раньше времени прелести нового болида, но и потому, что работа над «боевым» аэродинамическим обвесом все еще продолжается. Так что сейчас не стоит придавать большое значение внешнему виду, скажем, переднего и заднего антикрыльев.

Конструкторы машины не стали слишком буквально интерпретировать новые правила, в отличие от Марка Смита или Джорджио Пиолы. «Макларен» сумел обойтись без горбинки на «носу»: изгиб от кончика обтекателя до передней перегородки монокока идет плавно, без ступеней. В том, что инженеры из Уокинга поступят именно так, можно было практически не сомневаться – и дело тут не только в эстетичности. MP4-27 в эволюционном плане – прямой потомок автомобиля образца 2011 года, а в конструкции той модели нос не был вздернут настолько сильно, чтобы при переходе на новые правила ему пришлось делать ступеньку. Да, кончик обтекателя в итоге все же стал ниже (это можно заметить, если провести воображаемую линию по центральной оси колес параллельно нижней планке), но, вероятно, в «Макларене» уверены, что у них с распределением воздушного потока под обтекателем все будет в порядке.

Рассматривая машину дальше, можно заметить, что она стала более стройной в области задней подвески, но при этом «погрузнела» в районе боковых понтонов, которые, кстати, лишились диковинной U-образной формы. Изменение формы и размера понтонов вполне логично, учитывая осиную талию новой машины, ведь надо же где-то размещать топливные баки, KERS, двигатель, коробку передач, систему охлаждения, а также другие компоненты.

Больше стали и воздухозаборники в понтонах, и по этой причине (достаточного охлаждения внутренних систем) конструкторы «стерли» дополнительные отверстия в защитном кожухе моторного отсека на дуге безопасности – этот узел также приобрел стандартный для болида «Формулы-1» вид.

В задней части конструкции автомобиля произошли самые интересные изменения.

«Мы серьезно переработали заднюю часть болида – она стала более компактной, и, кроме того, потрудились над выхлопной системой. Перед аэродинамиками стояла серьезная задача – не только найти дополнительную прижимную силу, но также добиться правильного баланса. Прижимная сила необходима, но ее важно применять в нужной области», – говорит глава инженерного отдела Тим Госс.

Изменение формы понтонов и сужение задка MP4-27 – следствие отмены выдувных диффузоров и стремления скорректировать воздушный поток, направить его в центральную область, прямо к диффузору, чтобы повысить прижимную силу. Задняя подвеска на тягах также высвобождает больше пространства, она располагается ниже, то есть аэродинамически более выгодна, чем подвеска с толкателями.

Теперь о ситуации с выхлопными трубами. Судя по фотографиям, выхлопной поток направляется в сторону заднего антикрыла – это логичное и самое очевидное решение после запрета на выдувные диффузоры. Когда гонщик будет давить на педаль газа, этот поток даст небольшое аэродинамическое преимущество. Вероятно, на тестах «Макларен» как следует оценит эффективность такой конструкции, а затем попробует более радикальный вариант.

Во втором случае выхлопные трубы будут слегка развернуты в сторону задних колес. Но не ради прогрева шин, как можно подумать, а по другой причине – на самом деле это будет аэродинамическое решение. На тормозных трубках задних колес инженеры могут установить небольшие изгибы-плавнички, на которые направится этот поток и тем самым повысит прижимную силу в области колеса. Такой вариант очень смелый, и его эффективность будет зависеть от того, насколько хорошо инженеры разберутся с силой струи выхлопного потока. Если она будет сглаживаться в тот момент, когда пилот давит на педаль газа, то это окажется очень хорошим и, главное, легальным ходом.

Об остальном пока говорить либо нечего, либо рано (например, сложно сказать, останется ли заднее антикрыло таким же крупным). MP4-27 – достаточно консервативный автомобиль, однако и изменения в правилах перед сезоном-2012 были не настолько серьезными, чтобы был смысл широко экспериментировать. Кстати, не исключено, что «Макларен», памятуя о стартовых проблемах в последние годы, решил изменить подход и создать надежную базовую модель, которая в дальнейшем будет улучшаться. Резон в этом есть – по умению добиваться прогресса по ходу сезона команда из Уокинга – одна из лучших в пелотоне, о чем, кстати, сегодня на презентации машины напомнил и Льюис Хэмилтон:

«Если сможем начать сезон лучше, чем в прошлый раз, то построим хороший фундамент. И это поставит нас в хорошую позицию на старте сезона, поскольку мы невероятно быстро прогрессируем».

Но хватит ли этого, чтобы догнать и обогнать «Ред Булл»?