6 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Сингапура

Подробно рассмотрев гонку на трассе «Марина-Бэй», блог «Версификаторные россказни» уделяет внимание техническим новинкам «Ред Булл», тактическим действиям лидеров и середняков, а также трудностям «Лотус-Рено».

В 2009 и 2010 году городская трасса «Марина-Бэй» не считалась «территорией» «Ред Булл» – у соперников хватало козырей против болидов Эдриана Ньюи, – однако в сезоне-2011 машина австрийской конюшни за счет хорошо проработанной концепции выдувного диффузора серьезно прибавила в прижимной силе, стала лучше проходить медленные и среднескоростные повороты, да и моторы «Рено» перестали быть слабым звеном. Эти и другие факторы вывели коллектив Кристиана Хорнера в фавориты многих гонок 2011 года, и Сингапур исключением не стал.

Более того, при подготовке к очередному Гран-при «Ред Булл», несмотря на явное превосходство над конкурентами в плане прижимной силы, продолжил работу в этой области. Например, переднее антикрыло – одно из самых проработанных в пелотоне – стало еще сложнее и хитрее: нижняя планка перестала быть прямой, теперь она слегка закручивается, и цель этого решения состоит в том, чтобы правильно направлять воздушные потоки под автомобиль и тем самым увеличить прижимную силу в области днища и диффузора. Надо отметить, что подобные решения на предыдущих этапах применялись и другими командами, и «Ред Булл», однако в Сингапуре лидер сезона дошел до того, чтобы оставить новинку на гонку. Кроме того, по примеру «Макларена» на антикрыле появился r-образный лепесток, способствующий генерации дополнительной прижимной силы. Также «Ред Булл» (и снова ради аэродинамики) обновил задние тормоза, проделав в дисках в определенных местах отверстия.

Соперники не сидели на месте, однако обновлений у «Макларена» и «Феррари» оказалось меньше. Обе команды лишь немного модернизировали выхлопную систему, но их можно понять – ситуация в чемпионате предельно ясная, и, вероятно, в следующих гонках на машинах второй и третьей команд чемпионата будут появляться новинки с прицелом на 2012 год.

В условиях, когда лидер сезона продолжает наращивать преимущество, а ближайшие конкуренты уже думают о днях грядущих, уверенное лидерство Себастьяна Феттеля в квалификации и гонке большого удивления не вызвало.

Стратегическое однообразие

Со стратегической точки зрения Гран-при Сингапура вряд ли можно назвать очень занимательным. Стандартная тактика трех пит-стопов, вызванная высоким износом резины – из-за жары, жестких торможений и значительной загрузки топливных баков (из-за долгой гонки), – не оставляла командам большого выбора. Единственное, чего не ожидали коллективы и шинники «Пирелли» – высокой эффективности мягкого типа покрышек. «Софт» оказался так же хорош, как и «суперсофт», а высокая износостойкость и вовсе делала эти шины более предпочтительными.

Угадали с «софтом» и сделали ставку на него в «Форс-Индии»: Пол ди Реста решил использовать эти покрышки еще до старта. Когда конкуренты увидели, что шотландец едет в темпе главных соперников, использующих сверхмягкий тип, они подхватили идею. Во время первых остановок в «софт» переобулись все участники Топ-4, причем первым из них стал Фернандо Алонсо.

Впрочем, испанец был вынужден так поступить не только из-за ди Ресты, но и по причине разрушения первого комплекта шин и потери позиции в пользу Марка Уэббера – «Феррари» в этот уик-энд столкнулась с чрезмерным износом покрышек, и потому была вынуждена рисковать. Этот, и следующий – ранний по сравнению с австралийцем – пит-стопы были удачными ходами, но цели не достигли: Фернандо оба раза выходил вперед, однако темп RB7 и 150-й в воскресенье был совершенно несравнимым, так что о подиуме Скудерия могла только мечтать…

По разным причинам лидеры не перешли на стратегию двух остановок: Уэббер вел борьбу с Алонсо (который из-за высокого износа шин не мог перейти на два пит-стопа), а у Баттона не было в запасе свежего «софта», и на 48-м круге англичанин отправился в боксы в третий раз. Феттель вместе с гоночным инженером Гийомом Рокеленом рассматривали возможность доезда до финиша без третьей остановки, но все же решили не рисковать повторением истории, случившейся на Гран-при Китая, и сразу же после пит-стопа «Макларена» провели свой.

На радость радже

В то же время ди Реста вел борьбу с двумя «Мерседесами» и Адрианом Сутилем. Шотландец долго и успешно ехал на «софте», вплоть до 19-го круга, а после перехода на «суперсофт» обнаружил себя всего в пяти секундах позади напарника. В такой ситуации «Форс-Индия» имела полное право совершить рокировку, а учитывая, что Сутиль к этому моменту уже также перешел с тактики трех пит-стопов на два, у дебютанта было преимущество.

Гонщики «Мерседеса» на стратегию двух остановок перейти, вероятно, не могли. В первую очередь, из-за сильного износа покрышек, преследующего команду на протяжении всего сезона. В связи с этим Нико Росберг и Михаэль Шумахер были вынуждены атаковать – и на закованной в отбойники сингапурской трассе для одного из них погоня завершилась аварией и сходом.

К середине гонки оба «Мерседеса» совершили на один пит-стоп больше, чем ди Реста и Сутиль, поэтому находились позади двух «Форс-Индий». Сход же Шумахера привел к тому, что следующая волна остановок прошла для всех одновременно, так что подопечным Виджая Малльи пришлось придержать Сутиля в боксах – из-за этого Адриан уступил позицию Росбергу.

В дальнейшем всех их «прошил» Льюис Хэмилтон, но расстановка внутри самой группы уже не менялась. Так Пол ди Реста добился своего лучшего на данный момент результата в «Формуле-1».

Ожидаемая неудача

Полным провалом завершился Гран-при Сингапура для «Лотус-Рено», причем, как подчеркивает сама команда, провалом ожидаемым. Не будем судить о том, насколько ожидаемыми для конюшни, занимающей пятое место в Кубке конструкторов, были 15-е и 17-е места, – нас интересует техническая сторона вопроса.

На днях пресс-служба «Лотус-Рено» опубликовала интересное интервью с техническим директором конюшни Джеймсом Эллисоном, в котором англичанин объяснил, с чем связаны неудачи болида R31 на медленных трассах. Если кратко, то причина – в выхлопной системе, трубы которой выведены вперед.

Трудность связана с поиском оптимальных настроек, а также тем фактом, что «передний выхлоп» более эффективен в скоростных поворотах, чем в средних и медленных (это значит, что на «Сузуке» все должно вернуться в норму). Если в прошлом году R30 брал свое за счет хорошего сцепления – вспомните выступления Кубицы и Петрова в Монако и Венгрии, – то машина образца 2011 года, напротив, на медленных трассах начинает скользить и не дает возможность показать хорошие результаты.

С одной стороны, сама по себе ситуация не страшна – подобные трудности типичны для новых технических концепций, – но проблема в том, что в следующем году «передний выхлоп» будет официально запрещен, и нынешняя доводка R31, по сути, идет в никуда.

По материалам официального сайта «Лотус-Рено», блогов Джеймса Аллена и Крейга Скарборо

Графики

Ход гонки (с Forix)

Горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

Ход гонки (с официального сайта ФИА)

Другие темы в этом блоге:

Кристиан Хорнер: «Ньюи сказал, что новая машина будет синего цвета»

Глубокое погружение: Гран-при Италии

Глубокое погружение: Гран-при Бельгии