5 мин.

Слова и дела

К сожалению, в жизни часто бывает, что слова и дела расходятся. Не всегда это происходит по злому умыслу, иногда это просто неумение или недоразумение. Вот сегодня поговорим про работу футбольных клубов с болельщиками.

В Ульяновске есть футбольный клуб "Волга". Известен он сейчас любителям ПФЛ (кто не без греха, простим им) и своим вице-президентом, который единственный решился выдвинуть свою кандидатуру (безуспешно, правда) на пост президента РФС на последних выборах. Казалось бы, ну чем может привлечь этот маленький клуб внимание гордых болельщиков команды РПЛ? Чем может удивить? А вот и смог.

Есть у "Волги" очень интересный продукт - семейный абонемент. Это абонемент на трех человек, который стоит 50% от суммарной цены трех абонементов, продается он семьям и направлен не только на увеличение посещаемости, но и на привлечение к болению детей. Вроде бы все просто, но есть важный нюанс - этот абонемент можно купить на любые (!) места. Вроде бы пустяк, но давайте посмотрим на себя.

У нас есть семейный сектор (детский, школьный), но про абонементы туда я не слышал. Слышал про усиленную раздачу по учебным заведениям и про то, что на матчах с топами там сидят бухие взрослые дяди, как правило в цветах соперника. Да и расположен этот сектор за воротами, да еще в углу, т.е. с него максимально неудобный обзор. С разделением по секторам, кстати, у нас вообще дикая история. К примеру, у нас есть хорошие скидки для пенсионеров (50%). Но есть одно но. Пенсионер может купить билет/абонемент со скидкой ТОЛЬКО на Запад-1 или Восток-1. И НИКУДА больше. На остальные места - пожалуйста, но без скидки. Не дичь?

Впрочем, что нам до клубов ПФЛ. Не наша орбита. Давайте глянем на "Ростов". Про креативную афишу к матчу 21-го тура писали многие (http://www.fc-rostov.ru/press/news/12364). Да, программку к матчу "Ротор" - "Химки" ребята не переплюнули, но юмор засчитан.

Эти чудаки дают скидку в 50% стоимости билета на основу за посещение матча молодежки (http://www.fc-rostov.ru/press/news/12340). Хотя, нам это наверняка не пригодится, ведь нынешняя посещаемость молодежки всех устраивает, верно?

Затем ростовчане неожиданно решили заняться воспитанием болельщиков. Разумно, ведь покупать атрибутику не у клуба это не только не патриотично, но еще и наносит удар своему же клубу, лишая его дохода. Но просто призывом (http://www.fc-rostov.ru/press/news/12359) "Ростов" не ограничился, замутив интересную акцию, также параллельно привлекающую людей на стадион (http://www.fc-rostov.ru/press/news/12382).

Вообще, с посещаемостью беда. Сегодня существует несколько работающих способов, самым простым из которых является раздача бесплатных билетов. Само по себе этого маловато, поэтому в Грозном и Саранске их не просто раздают, за приход по ним спрашивают, уклонистов наказывают. Что понятно, ведь в первом городе надо оправдывать вложения 3 миллиардов бюджетных денег от дотационного региона, во втором же ну очень надо показать, что бюджетные миллиарды, закопанные в стадион, хоть кому-то нужны и интересны. Так что административный ресурс работает на полную катушку. У нас тоже все нормально с бесплатными билетами, хотя их цель несколько другая - надо показать явку для губернатора, что автоматически исключает админресурс по давлению на уклонистов от посещения и превращает рабочий механизм в пустышку. А хуже всего то, что халява развращает. Настолько, что людям теперь проще везде клянчить бесплатный билет, чем заплатить даже 50 рублей. У людей как у собак Павлова (не Сергея Александровича, если что) уже выработался рефлекс отвращения к покупке (а ведь это не просто покупка, а пополнение доходной части бюджета клуба).

Не менее больно бьет по болельщикам отношение клуба (ну или его сотрудников, так точнее). Возьмем историю с недопуском поля и переносом игр. Главное, что мне удалось из нее вынести - отношение клуба к болельщикам, а именно владельцам абонементов. Я молчал, когда после отмены первой игры пошла речь про возвраты для купивших билеты, а от вопросов владельцев абонементов даже не отмахивались, их тупо игнорировали. Ну мало ли, думал я, в шоке люди, спешка, забыли, вот-вот ответят, объяснят. Нет. Повторилось все после отмены кубкового матча. Да, изначально этой игры в абонементе не было, но 14 февраля, даже за две недели до включения подогрева на поле, все владельцы абонементов получили подарок - им включили в абонемент игру 1/4. Про то, что делать после отмены игры снова молчание и полное игнорирование всех вопросов. Ладно, дело житейское, все же паблик у нас некая организация, у нас есть аккредитация как СМИ, пресс-служба регулярно присылает нам материалы, которые просит опубликовать, и мы ни разу не отказали в этом. Поэтому был написан официальный запрос, который направили в пресс-службу и лично Честнову А.И. Было это 28 февраля. Угадайте с трех раз, получили ли мы ответ? Думаю, хватит и одного.

Можно сколько угодно писать в соцсетях "болельщики лучшие". Практика интересная, почти ни у кого такой тонкой лести не наблюдается. Только вот не определяют ли истинное отношение дела, а не слова? Как оценить игнорирование "лучших", да еще самых преданных, владельцев абонементов, которые и деньги свои платят из года в год авансом, просто из любви к клубу, а не зная уже составы, тренеров, игру и задачи, которые ходят на матчи, составляя костяк посещаемости? Привлечение ли это болельщиков? Способствует ли это увеличению продаж абонементов?

Ну и закругляя тему. Не секрет, что ряд сотрудников клуба негативно воспринимают практически все написанное в паблике, считая это травлей клуба. Именно клуба, ведь они себя полностью ассоциируют с клубом, значит они вне критики. Любимая цитата в клубе - "дело болельщиков болеть". С этим невозможно поспорить, так и есть. Вот только смысл в нее каждый вкладывает разный. У одних он такой: приходите на трибуны, платите деньги и будьте довольны всем, что есть, поорите и домой. Мне же кажется, что болеть надо не только на трибуне. Болеть надо, чтобы твой клуб развивался, чтобы им можно было гордиться за успехи в работе с болельщиками, за хорошие условия для людей, за грамотную кадровую и финансовую политику. Это главное, это дает и продлевает клубу жизнь.

Сергей Баев, vk.com/fcarsenaltula