4 мин.

Легендарный конструктор «Феррари» Мауро Форгьери создал болид и мотор, который позволял Ники Лауды выигрывать титулы

В отличие от большинства британских современников, получивших известность в эпоху создания, так называемых «автомобилей-конструкторов», и делающих шасси вокруг легендарного двигателя Cosworth DFV, Форгьери также отвечал за создание мотора.

Его мотор Flat-12, разработанный в сотрудничестве с коллегой по «Феррари» Франко Рокки, привел команду в 1970-х годах к четырем чемпионским титулам конструкторов. На основе данного мотора инженерами были сконструированы различные модификации, выпускавшиеся вплоть до 1996 года…

Когда этот двигатель был установлен Форгьери на шасси 312T для сезона 1975 года, было создано, возможно, главное достижение долгой карьеры Мауро. Это была машина, которая в руках Ники Лауды стала доминирующей силой.

Здесь мы видим эволюцию «Феррари» в сезона 73-75-х годов, начиная с первоначального неудачного Colombo 312B3 73-го, которая была представлена на Гран-при Австрии. Ее особенностью было необычное расположение радиатора. Итальянец постоянно совершенствовал распределение массы болида, выпустив 312B3 74-го и 312T 75-го.

По иронии судьбы, именно кризисный момент в истории команды направил Форгьери на этот путь. В 1973 году, когда Энцо Феррари страдал от нездоровья, Мауро был назначен материнской компанией «ФИАТ» на специальные проекты. Первоначально болид разработал Сандро Коломбо, а в качестве мотора использовали Flat-12. Машина на тот момент обладала радикальным дизайном в виде короткой колесной базы и клиновидного монокока, тем не менее, скорости не было.

К лету здоровье Энцо Феррари пошло на поправку, и, вернув себе командование, он вернул Форгьери из своих специальных проектов, где тот работал над прототипом, известным как «снегоочиститель» за его характерный нос, широкий кузов и очень короткую колесную базу.

После возвращения в гоночный отдел итальянец использовал результаты своих исследований со «снегоуборщиком» для модификации болида Коломбо. Он установил воздухозаборник намного выше расположения пилота, чтобы лучше охлаждать мотор, позволяя ему работать с большей мощностью.

Мауро также разместил радиаторы по бокам прямо за плечами пилотов, в то время как ранее водяной радиатор находился в носовой части, а масляный - под задним крылом. Конструктор стремился к смещению центра масс, чтобы придать ему лучшую управляемость. Данные усовершенствования вылились в создание коробки передач с поперечным расположением на болиде 312T.

Основные изменения, которые Форгьери внес в неудачный 312B3 1973 года, указывали направление движения доминирующего 312T двумя годами позже. Радиаторы (ранее располагавшиеся спереди и сзади) были перенесены на боковые стороны, что позволило сместить масляный бак. Заднее крыло получило форму, позволяющую генерировать больше прижима.

Но перед 312T появилась еще более модифицированная версия 312B3 для 1974 года, в которой по-прежнему использовался монокок автомобиля 73 года. Это был болид, на котором новичок Ники Лауда взял девять поул-позиций и вернул «Феррари» в когорту победителей.

Это была прекрасная доработка прототипа B3 73-го года. В ней были использованы все преимущества расположение радиаторов сбоку. Обновилась форма кузова. Вырос зазор под задним крылом, чтобы сделать его более эффективным. Освободившееся спереди пространство было использовано для установки гораздо большего дельтавидного крыла.

Итальянец сделал кузов очень широким для увеличения аэродинамического пространства. Еще во время проектирования спортивных гоночных автомобилей «Феррари» (ниже показан 312P) он обнаружил, что дополнительные элементы кузова, если они расположены близко к земле, увеличивают прижимную силу. В результате перемен болид поехал.

Поперечное сечение спортивного автомобиля 312P, разработанного Форгьери.

В следующем году на 312T коробку передач расположили сбоку, сместить баланс в центр. Можно сказать, что это была совершенная версия B3 74-го года с радиаторами, расположенными более горизонтально, что позволило создать великолепный дизайн боковых понтонов, которые лучше интегрировались с верхней частью кузова.

Передняя подвеска вместо подрамника теперь крепилась непосредственно к передней части кузова, от которой к колесам отходили длинные элегантные рычаги.

Поскольку мотор от Форгьери производил больше мощности, чем конкурирующий Cosworth DFV, 312T часто позволял генерировать больше прижимной силы. В руках Лауды машина стала практически непобедимой. Австриец выигрывал гонки вплоть до 1976 года, когда была представлена машина, модифицированная в соответствии с новыми требованиями к габаритам, начиная с Гран-при Испании, и запретом на использование воздухозаборников. На этой машине Лауда завоевал свой второй титул чемпиона мира в 1977 году.

Мауро создал множество блестящих болидов и спортивных автомобилей для «Феррари», но 312T, пожалуй, является воплощением его гения.

312T 1975 года (вверху) и 312T2 (внизу), который, по сути, был тем же самым автомобилем, но модифицированным для соответствия новым правилам по габаритам, начиная с Гран-при Испании 1976 года.

Источник: Formula-1