14 мин.

Ройтеман начал на лошадях, а закончил в одном очке от титула в «Формуле-1». Любил Аргентину и мог стать ее президентом

Карлос Ройтеман, скончавшийся в возрасте 79 лет, обладал выдающимися способностями и должен был стать чемпионом мира 1981 года.

Миновав середину сезона в Сильверстоуне, он опережал Нельсона Пике на 17 очков, только что финишировав вторым после Джона Уотсона на Гран-при Великобритании. Сезон для «Уильямса» шел своим чередом. Он финишировал вторым на Лонг-Бич, выиграл в Бразилии, был вторым в Аргентине, третьим в Имоле, снова первым в Бельгии и четвертым в Испании.

Однако, когда журналист Алан Генри сказал, что хотел бы поставить на него в борьбе за титул, Карлос отказался, принизив свои шансы. Генри был глубоко потрясен.

Начал участвовать в гонках лишь в 23 года

Williams-Ford FW07C, Монако 1981

Карлос Альберто Ройтеман родился в Санта-Фе, Аргентина, 12 апреля 1942 года. Его дед был немец швейцарского происхождения, его отец – аргентинец, а мать - итальянка. Это была фермерская семья. Лишь в 1965 году, когда ему было 23 года, он смог начать учувствовать в гонках на маленьком «Фиате».

Это привело к тяжелому испытанию модифицированных серийных автомобилей, одноместного автомобиля de Tomaso с двигателем «ФИАТ», а также к «Формуле-2» на устаревшей машине. Затем был «Брэбем» Фрэнка Уильямса, на котором он ехал колесо в колесо с начинающей звездой Клеем Регаццони, прежде чем сойти с дистанции.

При поддержке Автомобильного клуба Аргентины он участвовал в европейском чемпионате «Формулы-2» в 1970 году, отличившись по неправильным причинам в своей первой гонке в Хоккенхайме, случайно выбив короля серии Йохена Риндта, и финишировав четвертым.

Он был на незнакомой территории, но вскоре мир автоспорта начал оценивать талант этого быстрого гонщика, чья симпатичная внешность колебалась между широкой улыбкой и угрюмым самоанализом.

Произвел фурор, выиграв квалификацию в первой гонке в карьере в «Формуле-1»

Гран-при Аргентины 1972 года

Они называли его "Лоле", что не означало "волк", как предполагали многие, а восходило к детскому неправильному произношению, связанному с поросятами (los lechones).

В 1971 году контролируемый государством нефтяной гигант YPF заплатил ему за то, чтобы он участвовал на Porsche 917 вместе с Эмерсоном Фиттипальди в гонке на 1000 км на автодроме Оскара Альфредо Гальвеса в Буэнос-Айресе. Они не смогли финишировать, но через две недели он на старом McLaren M7C занял третье место в незачетной гонке «Формулы-1», уступив Крису Эймону и Анри Пескароло.

Когда в следующем году «Формула-1» вернулась на это место, он дебютировал в Гран-при чемпионата мира за команду «Брэбем», которая теперь принадлежит некоему Бернарду Чарльзу Экклстоуну.

И, к радости своих бесчисленных соотечественников, местный герой произвел фурор, заняв поул-позицию за рулем BT34. Сначала он сражался с победителем Джеки Стюартом, а после пит-стопа для замены изношенных шин с мягким составом опустился на седьмое место.

Спонсируемый государством Brabham BT34, который Ройтеман поставил на поул в своей домашней гонке 1972 года (на фото Кьялами 1972 года_

Сезон не принес новых сенсаций, но он набрал свои первые очки, став четвертым на Brabham BT37 в Монце.

В 1973 году он приближался к победителю Фиттпальди в парке Монжуик, когда пилот «Лотуса» боролся с медленно спускавшейся шиной, но интригующий Brabham BT42 Гордона Мюррея сломался. Тем не менее, он дважды финишировал на подиуме, заняв третье место во Франции и Америке, а также четвертое в Швеции и Австрии и шестое в Италии.

В следующем году он сенсационно направился к победе на своей родной земле, пилотируя эволюционный BT44, но ему не хватило топлива. Он сошел с дистанции за один круг до финиша и снова занял седьмое место.

Боги компенсировали это разочарование, когда он доминировал на Гран-при Южной Африки, Австрии и Америки. Другим результатом стало шестое место.

«Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю, что в детстве мне приходилось ездить в школу на лошади, а потом я прошел весь этот путь и стал гонщиком «Формулы-1» ... это удовольствие, которого никто не может отнять»

Год спустя дела BT44B были не столь однозначны, несмотря на вливание капитала со стороны «Мартини», но он выиграл на старом Нюрбургринге и занял третье место в общем зачете, подкрепив это двумя вторыми, тремя третьими и парой четвертых мест.

В 1976 году Экклстоун заключил сделку на использование двигателя «Альфа Ромео». Карлос испытал его на спорткарах миланского производителя в 1974 году, но, хотя он был мощным, расход топлива был огромен, а еще он был тяжелым. В итоге ему не удалось прижиться в BT45 Мюррея.

Через несколько дней после огненного схода Ники Лауды на Нюрбургринге он договорился с Энцо Феррари о расторжении контракта с «Брэбем» и замене австрийца. Этот план провалился, когда Лауда упрямо и смело вернулся в Монцу, что заставило «Феррари» отказаться от Клея Регаццони на 1977 год.

В том году Ники никогда не скрывал своей неприязни к утонченному аргентинцу, получая особое удовольствие от того, что разгромил его, выиграв в Южной Африке, а затем в Германии и Голландии. Пока Карлос боролся и выиграл только в Бразилии, его хрупкая психика была разрушена кампанией открытого очернения австрийца, Ники взял свой второй титул, а затем перешел... в «Брэбем».

Ройтеман (№12) и Лауда (№11) вместе выступали за «Феррари» в Монце в 1977 году

Должен был заменить Лауду, но не тут то было

Затем Карлос провел очень конкурентный 1978 год, несмотря на аэродинамические недостатки его Ferrari 312T3 и скорость новичка команды Жиля Вильнева. Он выиграл четыре гонки и занял третье место после пилотов «Лотуса» Марио Андретти и Ронни Петерсона. Но этого было недостаточно.

Рассудив, что ему нужна машина, которая бы доводила аэродинамические характеристики до предела, он пересел в «Лотус» вместе с чемпионом Андретти после гибели Петерсона в Монце. то было еще одно плохое решение, которое привело к несчастливому сезону, так как в 79-м машина уже не была тем автомобилем, которым она была раньше. Поэтому в конце года, когда к оскорблениям добавилось еще и то, что Джоди Шектер выиграл титул за рулем «Феррари», Карлос выкупил свой контракт и переехал из Хетела в Дидкот, чтобы стать партнером Алана Джонса в «Уильямсе».

Джонс был лидером «Уильямса», победив в Аргентине, Франции, Великобритании, Канаде и Америке, а Карлос выиграл только в Монако. В общем зачете они стали первым и третьим.

Монако - единственная победа Ройтемана в 1980 году

Ситуация стала по-настоящему острой, когда Карлос отказался подчиниться приказу команды по пропуску Джонса на мокром Гран-при Бразилии в 1981 году. С этого момента австралиец начал против него единоличную войну. Однако к середине сезона Карлос одержал верх. Но затем «Уильямс» с трудом приспособил FW07B к шинам «Гудиер», перейдя с «Мишлен», которые предпочитал Карлос, и во второй половине сезона его необычное предсказание журналисту Генри постепенно становилось все ближе и ближе к реальности.

Ситуация в «Уильямсе» накалилась

Аргентинец занял лишь пятое место в Австрии и третье в Италии, а когда «Формула-1» приехала в Лас-Вегас для проведения финального этапа, он опережал голодного Нельсона Пике всего на одно очко. Карлос занял поул-позицию в пятницу, опередив на 0,415 секунды Джонса. Но с самого начала величественный Карлос был непостижимым образом заменен на жалкого Карлоса. Когда Джонс вышел в лидеры, Карлос как будто сделал все возможное, чтобы оправдать свое мрачное предсказание, сделанное тремя месяцами ранее. Заболевшему Пике невероятно повезло, что он занял нужное ему пятое место и обогнал его на одно очко. Карлос, ставший восьмым, очевидно, победил самого себя.

Карлос так и не предложил никакого реального объяснения своему поразительному падению, которое до конца оставалось предметом интенсивных спекуляций. Много лет спустя он дал любопытное объяснение одному аргентинскому журналисту: «Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю, что в детстве мне приходилось ездить в школу на лошади, а потом я прошел весь этот путь и стал гонщиком «Формулы-1» ... это удовольствие, которого никто не может отнять».

Гран-при Сизарс-пэласа 1981 года

До титула не хватило одного очка. Завершил карьеру из-за Фолклендской войны

Он участвовал в двух первых гонках 1982 года, заняв второе место в Южной Африке и сойдя с дистанции в Бразилии, но к третьей гонке, в Лонг-Бич, аргентинец ушел из команды. В то время между Великобританией и Аргентиной шла Фолклендская война, и его положение в одной из самых британских команд становилось все более несостоятельным.

Еще один поворот, типичный для истории Ройтемана, титул Кеке Росберга в том же сезоне.

Так кем же был Карлос Ройтеман? Почему в некоторые дни он мог уничтожить даже величайших соперников, а в другие казался просто неудачником? Что делало его львом в один день и ягненком в другой?

Ройтеман с Фрэнком Уильямсом (слева) в 1982 году

Он был глубоко заинтересован во всех технических вопросах и внимательно слушал все, что Гордон Мюррей или Патрик Хед говорили о машинах, которые они делали для него. Аргентинец даже мог вспомнить номера всех двигателей «Косворт», с которыми когда-либо участвовал в гонках, особенно лучшие из них. И задолго до того, как Айртон Сенна сделал это мейнстримом, он подолгу обсуждал все проблемы с инженерами. Как никто другой, Ройтеман был человеком, которому необходимо понимать свое оборудование.

Мюррей был большим поклонником Ройтеманна, а Хэд сказал: «Карлоса часто называют "загадочным", и, наверное, это подходящее прилагательное. Иногда мы ясно видели его гениальность, его скорость, но в целом результаты не соответствовали его потенциалу».

Инженер-конструктор Нил Оутли вспоминал о своих днях в «Уильямс»: «Я думаю, Карлос всегда показывал хорошие результаты, когда чувствовал, что его любят, а это, возможно, не было тем, что он воспринимал в Уильямсе, хотя это было далеко не так. Но Фрэнк и Патрик по своей природе не были людьми, которые делают массаж гонщикам. Они ожидали, что те будут стоять на своих ногах, независимо от обстоятельств».

Раньше Сенны стал постоянно общаться с инженерами

Гордон Мюррей (справа) с Ройтеманом в 1973 году

Карлос продолжил. В 80-м он принял участие в ралли Аргентины, когда «ФИАТ» предложил ему 131-й автомобиль. Он продемонстрировал свою универсальность, заняв впечатляющее третье место, а пять лет спустя повторил этот результат, на этот раз на Peugeot T16.

Выйдя на пенсию, этот великий человек стремился вернуть что-то своей стране и занялся политикой от партии Justicialist в своей родной провинции Санта-Фе.

В декабре 1991 года он был избран губернатором штата на четырехлетний срок. Но поскольку конституция не допускала переизбрания, ему пришлось ждать еще четыре года, прежде чем он был избран снова. Его фискальная политика во время экономического краха 2001 года позволила провинции не иметь значительных долгов и сделала его одним из ведущих политиков Аргентины.

Многие считали, что он должен баллотироваться на пост президента, особенно когда Фернандо де ла Руа ушел в отставку после неурядиц 2001 года, и в 2003 году он выиграл место на всеобщих выборах в национальном сенате, которое он продолжал занимать. Однако он так и не организовал президентскую кампанию.

Ушел в политику и успешно!

Позже Ройтеман занялся политикой, став сенатором Аргентины

В 2006 году Карло Азельо Чампи, президент Итальянской Республики, присвоил ему орден «За заслуги перед Итальянской Республикой». Он был переизбран в Сенат в 2009 году и снова в 2015 году, причем его мандат истек только в этом году.

Когда в 1995 году Гран-при Аргентины вернулся в календарь «Формулы-1», его пригласили продемонстрировать Ferrari 412T. Он уже 13 лет как отошел от «Формулы-1», никогда не управлял машиной с подрулевыми переключателями передач, а на трассе вообще шел дождь. И все же он управлял красивым красным автомобилем так, как будто никогда и не уходил.

Был лучшим в свой день. Считал, что жизнь прожил не зря

Ройтеман даже управлял Ferrari F2004 во Фьорано в 2004 году

Я разыскал его и рассказал, как столь долгое сидение в кресле эконом-класса стоило такого фантастического зрелища. Он выглядел довольным, но в то же время озадаченным и немного нерешительным.

«Вы думаете?», - ответил он. Тут я понял, что многое о нем лишь миф. Как он мог не знать, как хорошо он выглядел? Неужели врожденная скромность, миловидность, заслоняла его уверенность в себе в самые лучшие дни?

Возможно, Мюррей ближе всех подошел к загадке Карлоса Ройтеманна, когда сказал писателю Дугу Найю: «Если в свой день он сделал все правильно, то был на высоте, но затем мог в течение следующих нескольких гонок быть озабоченным какими-то мыслями о том, что все идет не так, как он хочет, и выходил из себя. Внезапно он становился хмурым и говорил: “Ничего не выйдет, ничего не выйдет сегодня, ничего не выйдет для чемпионата”. На этом все заканчивалось. Он держал свои рассуждения в себе, но в свой день переключался и чувствовал себя хорошо. Его никто не мог победить…».

Источник: Formula1.