9 мин.

Анализируем выступления команд на предсезонных тестах

Итак, восемь дней предсезонных тестов закончились – что мы уже знаем? Однозначных выводов делать нельзя, но имеющаяся информация всё-таки позволяет о чём-то судить.

Неудивительно, что тройка лидеров осталась без изменений – это было понятно уже на прошлой неделе. Все команды примерно одинаково оценивают величину отставания от этой тройки – примерно 1 секунда. При этом вторую группу возглавляют «Рено», «Хаас» и «Макларен» – при всей ненадёжности последних – благодаря усилиям, буквально в последний момент предпринятым Фернандо Алонсо.

Но как можно сравнить скорость «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл»? Хотя лучшее время на тестах, заодно установив рекорд трассы, показал Себастьян Феттель, в четверг проехав круг за 1 мин. 17,1 секунды, это было сделано в режиме квалификации с минимальной топливной нагрузкой и на самых мягких шинах «гиперсофт». Ни в случае с «Мерседесом», ни в случае «Ред Булл» такой комбинации мы не видели.

Такое впечатление, что машина «Мерседес» быстрее всех на шинах «медиум», однако на 0,3 секунды медленнее «Феррари» на «ультрасофт». На «гиперсофт» в чемпионской команде вообще не ездили. При этом вообще у всех команд были проблемы с пузырением резины, что сказывалось на результатах прохождения кругов, но больше всего от этого страдала «Мерседес».

В четверг Валттери Боттас, Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен провели имитации гонки, что позволило сделать наши представления о расстановке сил более точными. Делая поправки на расход топлива (примерно 1,5 кг на круге) и влияние изменения веса машины на результаты прохождения кругов (примерно 0,35 секунды при снижении веса на 10 кг), вполне можно делать выводы о темпе на длинных сериях кругов.

Все трое совершили по два пит-стопа, при этом Боттас и Ферстаппен все три отрезка проехали на шинах «медиум». Феттель использовал резину этого состава на втором и третьем отрезках, а первый проехал на «суперсофт».

Начнём с Боттаса. Его первый отрезок состоял из 28 кругов, из которых второй он проехал примерно за 1 мин. 23 секунды. По расчётам, в баке его машины в начале отрезка было 97,3 кг топлива – этого достаточно, чтобы проехать 65 кругов по барселонской трассе. Можно вычислить, что с небольшой топливной нагрузкой он бы мог проходить круги за 1 мин. 19,6 секунды.

Под конец первого отрезка, когда в баке машины было около 59 кг топлива, на 28-м круге Валттери показал результат на уровне 1 мин. 22 секунд. Однако расчёты позволяют предположить, что к этому моменту машина была уже достаточно лёгкой, чтобы преодолеть этот круг за 1 мин. 21,6 секунды, следовательно, можно сделать вывод, что на скорость влияла деградация резины. Получается, что после 28 кругов шины стали на 0,4 секунды «медленнее», и потери составили примерно 0,06 секунды на круге.

Располагая данными о влиянии на скорость таких двух факторов, как топливная нагрузка и деградация резины, можно вычислить, какие результаты на круге мог показывать любой гонщик, когда в баке машины оставалось минимум бензина.

К концу второго отрезка Боттас проехал свой лучший круг с результатом 1 мин. 20,5 секунды – к этому моменту у него оставалось ещё 44 кг топлива. В теории он мог бы показать результат на уровне 1 мин. 19,0 секунды, но шины уже прошли 13 кругов. Значит, при небольшой топливной нагрузке и на свежем комплекте резины финн мог бы пройти круг за 1 мин. 18,2 секунды.

Если по тому же алгоритму рассчитать скорость Феттеля и Ферстаппена, то в случае с «Феррари» время на круге теоретически могло бы быть на уровне 1 мин. 18,3 секунды (в реальности лучший круг Себастьян тогда проехал за 1 мин. 19,9 секунды на шинах, поставленных 24 круга назад), а в случае с «Ред Булл» – 1 мин. 19,4 секунды.

Однако если всё детально проанализировать, то во всех эти результатах просматриваются некоторые аномалии.

Аномалия 1. При более пристальном изучении результатов, показанных Феттелем в ходе имитации гонки, бросается в глаза любопытный момент: деградация резины «медиум» на «Феррари» почти на нуле. Это явно нарушает все логические построения.

Выходит, Феттель не атаковал в полную силу, но просто проезжал круги с заданным временем. Но для чего это делалось в ходе имитации гонки? Напрашивается предположение, что в «Феррари» опасались, что 105 кг топлива может не хватить на полную дистанцию. Машины стали быстрее, новое асфальтовое покрытие каталонского кольца позволяет проходить круги с более высокой скоростью, и гонщик держит педаль газа полностью выжатой намного дольше, чем раньше.

Также из-за Halo могло увеличиться лобовое сопротивление (хотя в «Мерседесе» уверяют, что им удалось так интегрировать эту систему с машиной, что потери практически сведены к нулю).

Но действительно ли «Феррари» приходится ограничивать гоночный темп из-за повышенного расхода топлива? Если не учитывать фактор деградации резины, получается, что с минимальной топливной нагрузкой Феттель проехал круг за 1 мин. 19,6 секунды, однако это слишком медленно, такого просто не может быть. Время его лучшего круга говорит о том, что по скорости он примерно на уровне «Мерседеса», однако на дистанции гонки в среднем его темп был на 0,5 секунды хуже. Это ещё один аргумент в пользу версии о повышенном расходе топлива.

Аномалия 2. В случае с «Ред Булл» просматривались признаки деградации резины, хотя и не столь явные, как у «Мерседеса». При этом свой лучший круг, 46-й от начала имитации гонки, Ферстаппен проехал за 1 мин. 20,7 секунды, когда в баке машины оставалось 32 кг топлива. Делая поправки на топливную нагрузку и деградацию резины, получается, что Макс мог бы проезжать круги за 1 мин. 19,4 секунды, что намного медленнее, чем теоретически возможный результат «Мерседеса», рассчитанный по такому же алгоритму.

Однако в реальности Ферстаппен в среднем преодолевал круги лишь примерно на 0,5 секунды медленнее, чем Боттас. Всё это наводит на мысль о том, что на его темпе деградация резины сказывалась меньше, чем в случае с гонщиком «Мерседеса».

Все эти сравнения делались на основе данных, полученных на тех отрезках, когда на машинах стояла резина «медиум», самая жёсткая из пяти составов, которые команды использовали на тестах.

Вот такие данные отставания от «гиперсофта» предоставила «Пирелли»:

«медиум» +2.55с

«софт» +1.75с

«суперсофт» +1.35с

«ультрасофт» +0.75с

Исторически так сложилась, что команда «Мерседес» лучше работает с жесткой резиной, а их противники с более мягкой. Очевидно, что разные болиды совершенно по-разному ведут себя с различными типами резины. Некоторые же утверждают, что шины «медиум» уступают «гиперсофту» только 1.6 секунды. Результаты команды «Ред Булл» укладываются в рамки «Пирелли», а вот у «Феррари» и «Мерседеса» разница значительно меньше. Получается, что отставание команды «Ред Булл» на «медиуме» составляет от 0.5 до 1.1 секунды.

Предпринятая попытка анализа оставляет несколько вопросов. Действительно ли машина «Мерседес» слишком агрессивно работает с задней резиной? Есть ли у «Феррари» проблемы с расходом топлива? Достаточно ли быстра машина «Ред Булл»?

Всё это прояснится только в Мельбурне, но какие-то предположения можно строить уже сейчас.

«Макларен»

Фернандо Алонсо завершил тесты лучшим из остальных. Его круг в последние минуты пятничных тестов воодушевляет. 

Алонсо назвал тот день американскими горками. Болид MCL33 часто становился причиной красных флагов на тестах в Барселоне. В команде же утверждают, что у болида нет фундаментальных проблем. Возможно, их машина получилась слишком агрессивной. Вероятно, их философия идет не от надежности к скорости, а наоборот.

В команде не ставили никаких целей на эти тесты, но Эрик Булье остался доволен: «Мы на 810 км больше данных собрали по сравнению с прошлогодними тестами».

Команда «Макларен» избавилась от проблемных зим. Она начнет новый сезон с оптимизмом и оружием в лице Алонсо.

«Рено»

Команда преодолела большую дистанцию и протестировала много аэродинамических элементов.

«У нас хорошая база для развития машины. Я думаю, что она работает» - сказал Нико Хюлькенберг. Команда надеется вернуться на подиумы в ближайшие годы.

Сайнс показал приличное время на тестах. Нас ждет напряженная борьба за четвертую строчку.

Карлос уверен, что команда сможет сократить отставание от топ-команд по ходу сезона.

Для команды «Рено» на тестах было больше плюсов, чем минусов. «Рено» начнут сезон в хорошей форме.

«Хаас»

Команда оказалась темной лошадкой этих тестов. «Хаас» вообще не использовал шины «гиперсофт». Гюнтер Штайнер сказал, что его команде удалось заставить работать шины на трассе в отличии, например, от команды «Уильямс».

У команды есть все шансы стартовать в десятке в Австралии.

«Форс Индия»

«Надеюсь, что в Мельбурне у меня будет другой болид», - откровенно сказал Серхио Перес.

За все тестовые дни пилоты «Форс Индии» не поднимались выше восьмой строчки.

Эстебан Окон также не рад новой машине.

Сможет ли «Форс Индия» три сезона подряд занимать четвертую строчку в чемпионате или закончит его в аутсайдерах?

«Торо Россо»

Самым большим сюрпризом стала надежность двигателя «Хонды». Они использовали ровно три двигателя за все тесты. Именно столько разрешено использовать в этом сезоне. Вторую тестовую неделю они вообще проехали на одном двигателе. Поэтому в пятницу обнаружились небольшие проблемы.

«Приятно видеть, что мы смогли выйти на достойные уровень с точки зрения скорости и надежности», - говорит Франц Тост. – «Хонда проделала отличную работу, а мы предоставили нашим пилотом хорошую машину».

Управляемость и надежность – это главные проблемы «Торо Россо» в последних сезонах. В этом сезоне команда сможет рассчитать на успех, если все именно так, как говорят в команде.

«Уильямс»

Команда очень плохо выглядела на второй недели предсезонных тестов. Сергей Сироткин только осваивался в машине, а Лэнс Стролл не мог заставить работать резину.

«Я чувствую, что мы сделали шаг вперед», - считает Падди Лоу. – «У нас есть проблемы и если мы их решим, то сможем прибавить».

Австралия уже близко.

«Заубер»

Команда начнет сезон аутсайдером. Но возвращение в середняки – это долгий путь.

Фредерик Вассер остался доволен этими тестами. Чтобы наверстать упущенное команде пришлось использовать агрессивный подход при проектировании машины. Именно поэтому мы часто видим их машину в гравии.

В общем команда находится в более лучшем положении, чем год назад.