3 мин.

Что пытался сделать Хэмилтон, чтобы стать чемпионом

Грязная игра или разумная тактика? 

Перед финалом сезона действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон оказался в сложной ситуации: для удержания звания ему требовалось побеждать в гонке и надеяться, что Росберг финиширует не выше 4-го места. Еще до начала Гран-при многие болельщики задавались вопросом, не попробует ли Льюис поспособствовать неудачному результату Нико. На пресс-конференции в четверг пилоту «Мерседеса» процитировали вопрос одного из пользователей твиттера: «Льюис, станете ли вы сдерживать Нико Росберга, если в воскресенье выйдете лидером из первого поворота?», но Хэмилтон назвал такую тактику неразумной и непрактичной. 

Ход гонки в Абу-Даби, однако, показал, что англичанин был настроен вовсе не так скептично относительно необычного приема. После второй серии пит-стопов Хэмилтон опережал Росберга на 3,5 секунды, но за оставшиеся круги подпустил не только Нико, но и Макса Ферстаппена с Себастьяном Феттелем, подставив партнера по команде под атаки пилотов «Феррари» и «Ред Булл». Важный вопрос заключается в том, есть ли доказательства того, что англичанин намеренно ехал медленнее своих возможностей.  

На 37-м круге Хэмилтон установил лучшее для себя время в гонке: 1.45,137. После этого он не выходил из 1.45,5, но явно оттормаживать Росберга и остальных начал лишь незадолго до финиша. Заключительные 5 кругов Льюис проезжал в среднем на полсекунды медленнее, чем Даниэль Риккардо (первый из пилотов, не попавших в «паровозик Хэмилтона»), у которого были более изношенные шины, а на самом последнем из них показал время еще на секунду медленнее, чем обычно. В этот момент то, что Льюис сдерживает Нико, стало заметно даже без цифр, только по телекартинке. 

У формульного мира тоже нет никаких иллюзий по поводу преднамеренности тактики Хэмилтона: еще по ходу заезда Льюиса просили ускориться по радио, но он проигнорировал приказ, комментарии после финиша как со стороны представителей «Мерседеса», так и со стороны других гонщиков недвусмысленно дают понять их мнение. 

Себастьян Феттель: «Это была сложная ситуация в конце гонки, учитывая, что Льюис вел грязную игру». 

Тото Вольфф, исполнительный директор «Мерседеса»: «У Льюиса было два варианта: либо уехать от соперников и показать всем, кто на самом деле был лучшим гонщиком в этом сезоне, либо же начать сдерживать конкурента, что в итоге Льюис и сделал». 

Сам Хэмилтон тоже не стал скрывать, что оттормаживал Росберга, но не видит в этом ничего плохого: «Было бессмысленно просто ехать впереди, выиграть гонку и дать Нико спокойно финишировать вторым. Я должен был попробовать. Ведь я оказался в такой ситуации только потому, что по ходу сезона неоднократно сталкивался с проблемами». 

Такая ситуация, конечно, открывает большие просторы для разговоров об этичности поступка. С одной стороны, Льюис не нарушил никаких правил, да и мы можем вспомнить другие случаи, когда гонщики ехали медленнее, чем могли. Например, когда Михаэль Шумахер помогал Эдди Ирвайну в борьбе за чемпионский титул в 1999 году, сдерживая «Макларены». А разумное оттормаживание конкурентов на пит-лейн в случае выезда на трассу машины безопасности стало стандартным приемом в «Формуле-1». С другой стороны, зрители хотят видеть бескомпромиссную и честную борьбу лучших гонщиков в мире и игра в поддавки не очень соответствует их представлениям о джентльменском поведении и принципах fair play. Можно себе представить волну возмущения, если бы тактика Льюиса оказалась успешной. 

Поскольку в итоге чемпионом все равно стал Росберг, то скорее всего уже через неделю об инциденте никто не вспомнит, и наказывать Хэмилтона не станут, но для ФИА это повод задуматься, не стоит ли запретить подобное поведение на трассе. С доступом к командным переговорам и телеметрии доказать нечестную игру не составит труда.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst