14 мин.

Отец Ферстаппена разрывает «Ред Булл»: придумал обидку и грозит увести Макса в «Мерс»!

Сын как рычаг против неугодного шефа.

Старт сезона «Ф-1» больше всего запомнился не гонками, а событиями за пределами трека: все обсуждали скандал с шефом «Ред Булл» Кристианом Хорнером, которого обвиняли в непристойной переписке с одной из сотрудниц. Внутреннее расследование оправдало руководителя команды, но подтолкнуло битву за власть всех со всеми – австрийского менеджмента с тайскими владельцами, многолетнего советника гоночной программы Гельмута Марко как раз с Хорнером, которого тот и привел в команду на роль шефа. В стороне не осталось и окружение их главной звезды Макса Ферстаппена – его отец Йос позволил себе очень четко выбрать позицию и приступить к угрозам.

«Есть напряжение, пока он остается на своем месте. Команда под угрозой распада. Так дальше продолжаться не может. Все взорвется. Он строит из себя жертву, хотя сам создал проблемы», – сказал он во время первого этапа в Бахрейне.

Журналистам тогда даже удалось заснять жаркий спор Кристиана и Йоса в моторхоуме «Ред Булл».

«Он сказал: «Ты мне доверяешь? Я сделаю все ради твоего сына». Мы разговаривали и жестикулировали, но ссоры не было. Однако в пятницу мы действительно повздорили в его офисе, и я вышел. Потом он подошел ко мне и сказал: «Поздравляю, хорошая гонка», – рассказал Ферстаппен-старший после победы сына.

Тем не менее осадок остался – ведь появились данные о том, что за скандалом в «Ред Булл», весьма вероятно, стоял сам Йос. Как-никак перед первой гонкой, когда уже был вердикт расследования, неизвестные слили скриншоты якобы той самой переписки, а все подогревавшие конфликт слухи исходили от нидерландской прессы.

Однако позже на волне побед «Ред Булл», воскрешения «Феррари» и «Макларена» и возобновления активной борьбы в чемпионате про скандал начали забывать, а чемпионская команда словно решила все-таки прийти к перемирию: все сошлись на сохранении статуса кво, внутренние расследования закрылись, а Макс несколько раз заявлял о твердом намерении остаться как минимум на 2025-й, но вообще и до конца контракта.

А потом... На Гран-при Австрии опять взорвалось – причем максимально неловким и стыдным образом.

Отца Макса сняли с шоу-заездов на домашней трассе «Ред Булл». Йос ответил

На «Ред Булл Ринге» прямо перед гонкой в воскресенье планировали провести Парад легенд в честь 20-летия участия команды в «Ф-1». Среди приглашенных пилотов числились Герхард Бергер, Дэвид Култхард, Эмерсон Фиттипальди, Джонни Херберт и как раз Йос Ферстаппен, которому собирались предоставить болид «Ред Булл» 2012 года – RB8. Однако в пятницу нидерландец сделал заявление:

«За последние дни я узнал из нескольких источников, что Кристиан Хорнер сделал все, чтобы я не сел за руль. А в противном случае – чтобы ничего не снималось. Я тогда подумал: «Скажи это мне в лицо». Так не должно быть, я очень разочарован».

Как сообщали инсайдеры-очевидцы из паддока, Ферстаппен-старший демонстративно проигнорировал Хорнера, который собирался пожать ему руку. После Йос продолжил нагнетать обстановку:

«Предполагалось, что будут съемки, в том числе с дрона. Но Хорнер захотел, чтобы меня не снимали. Как же это по-детски. С ним полностью покончено для меня. Как в детском саду. Меня бы допустили к заездам, но я отказался. Я считаю, это очень по-детски со стороны Хорнера. Полагаю, подобное что-то о нем говорит».

Вот только, по данным PlanetF1, Кристиан настоял только на запрете публикации контента с участием отца Ферстаппена – и уже после этой новости Йос сам отказался выступать.

Эту информацию подтверждает и более авторитетный Autosport, который со ссылкой на свои источники поделился деталями ситуации.

Дело в том, что организацией Парада легенд занимается другое подразделение концерна «Ред Булл» – Red Bull’s Austrian HQ, условная «штаб-квартира», базирующаяся в Австрии. Ему же принадлежит автодром «Ред Булл Ринг» и ряд других активов вроде объектов недвижимости и роль учредителя спортивного благотворительного фонда Wing4Life, созданного Матешицем. Команда «Ф-1» в данном случае – отдельная структура, так что Кристиан Хорнер просто не имел полномочий, чтобы отстранить Йоса. Вместо этого, как сообщается, он связался с Оливером Минцлаффом – управляющим директором «Ред Булл». Они вместе согласовали участие Ферстаппена.

При этом по запросу команды – Autosport подчеркивает, что именно команды, а не самого Хорнера – в соцсетях «Ред Булл» не публиковали информацию об участии Йоса, а также фото и видео с ним. И все это касалось только медиа самой команды – в прочие трансляции Ферстаппена бы спокойно включили.

Но зачем все это? А здесь как раз проблема в самом Йосе и его «выступлении» в Бахрейне. Команда посчитала, что отец Макса нанес ей репутационный ущерб, потому и ввела подобные санкции.

Ферстаппен-старший узнал обо всем от двух источников – и тут уже неясно, как именно они преподнесли ему эту новость (Autosport пишет только об отмене съемки). Но известно, что Йос сам снялся с заезда, а его место занял австриец Патрик Фризахер (выступал в «Ф-1» за «Минарди» в 2005-м; работает инструктором на «Ред Булл Ринге» и принимает участие в демонстрационных выступлениях).

Правда, сам бывший гонщик настаивает на роли именно Кристиана – причем приписывает британцу очень странные намерения:

«Я слышал, что он сделал все, что мог, чтобы остановить меня. И что мне следует последить за тем, будет ли тормозить эта штуковина [болид]. Думаю, что это довольно серьезно, если рассматривать это под таким углом.

Я считаю это слишком суровым, говоря о человеке, который управляет командой и хочет создать мирную обстановку в ней. Как мне относиться к этому, когда я слышу такое? Это не делает его образ более позитивным.

Макс в это не вовлечен. Он сидел рядом, когда мне сообщили обо всем, и покачал головой. Затем я сказал, что все в порядке. Немного печально, но, с другой стороны, мы забудем об этом, продолжим идти вперед. Главное – как будет лучше для Макса. Надеюсь, они построят машину, которая будет долго побеждать.

Тогда у Макса все будет хорошо, и я сделаю все, чтобы он был в порядке, и у него все складывалось как надо. Но как только это прекратится, то я знаю, что будет дальше».

Хорнер отрицает, Макс заступается за отца, а советник компании называет конфликт «детским садом»

Кристиан, конечно, тут же опроверг слова Ферстаппена-старшего и дал понять, что дела Йоса его не особо волнуют:

«Мне сообщили об этом [о снятии отца Макса с демонстрационных заездов]. Парад легенд организует руководство трассы, с моей стороны не было никакого вето или чего-то в этом роде. […] У меня всегда были очень хорошие и крепкие отношения с Максом. Он наш пилот, тот, с кем важно иметь крепкую связь. В прошлом у меня никогда не было проблем с отцами наших гонщиков – что бы там ни была за проблема у Йоса, мне нечего комментировать.

Мой интерес заключается в результатах команды. У нас прекрасный коллектив, а за счет Макса у нас есть лучший пилот. Он пришел к нам, будучи молодым, и он рос и рос. Он вырос и как пилот, и как личность.

Несмотря на все отвлекающие факторы, с которыми мы столкнулись в этом году, мы все равно выиграли 70% гонок, включая два спринта (в Австрии «Ред Булл» выиграл третий – Спортс) и семь [уже восемь] поулов. Мы лидируем в обоих чемпионатах.

В жизни невозможно контролировать все. Нельзя контролировать свои отношения с отцами пилотов. Но я сконцентрирован на результатах наших гонщиков и команды – так и останется», – заявил Хорнер.

Макс Ферстаппен в свою очередь ожидаемо поддержал отца – хотя даже так трехкратный чемпион попытался сохранить хотя бы долю нейтралитета:

«Конечно, это не здорово – ни для меня, ни для моего отца, ни для Кристиана, ни для команды. Естественно, вы не хотите, чтобы подобное происходило. Думаю, отец вполне ясно высказался о причине всего этого. Могу понять его позицию.

Его попросили проехать на болиде, а затем выясняется, что его не желают видеть за рулем. Что ж, моего отца не особо заботит выступление. Но его попросили и сказали: «Пожалуйста, сделай это ради фанатов. Нидерландских фанатов. Бла-бла-бла. У нас прекрасные отношения с «Ред Булл», это домашняя трасса». Так что я понимаю.

С другой стороны, я здесь, чтобы сфокусироваться на вопросах гонки и нашего выступления. Так что я хочу сохранять со всеми хорошие отношения. Но, конечно, этой ситуации можно было избежать».

Своя позиция у советника команды Гельмута Марко: он недоволен действиями обоих участников конфликта.

«Я бы описал это так, как мы называем это по-немецки: kindergarten [детский сад]. Ненужная ситуация, и я немного недоволен тем, что это вылезло на публику. Прежде всего, у Йоса непростой характер, и Кристиан не понимает или не принимает тот факт, что Йос это Йос. Хорнер не изменит его – Кристиан поступает так, как считает нужным. Правильно или нет – другой вопрос», – считает Марко.

Тем не менее чувствуется, что все-таки Гельмут придерживается стороны Ферстаппенов. Вот такой говорящий кадр всплыл в соцсетях перед спринтом Гран-при Австрии:

Как-никак у Марко собственный конфликт с Кристианом Хорнером касательно роли и полномочий в команде. Из-за этого весной даже ходили слухи о потенциальном увольнении австрийца, но за него тогда заступился Макс.

При этом в паддоке то и дело поговаривали о непотухшем желании «Мерседеса» раздобыть-таки Ферстаппена. И новый конфликт в Австрии стал поводом для новых сомнений. 

В «Мерседесе» хотят воспользоваться ситуацией. Хорнер расценил это как «тактику отвлечения»

С самого начала скандала «Мерседес» рассчитывал переманить к себе Ферстаппена. Как писал британский The Telegragh, Йос установил контакт с Вольффом еще в начале сезона в Бахрейне. Уже тогда отец Макса всем говорил, что чемпион уйдет, если придется. И вообще в этом году его часто снимали вместе с боссом Академии «Мерседеса» Гвеном Лагрю – главным советником Тото Вольффа по пилотам вообще.

Вопрос до сих пор остается острым: за день до конфликта в Австрии трехкратного чемпиона вновь спросили, покинет ли он «Ред Булл», если команда прекратит доминировать:

«Не думаю, что в «Формуле-1» ты можешь внезапно сказать: «Ну, пока, ребята». Так не работает. У меня долгосрочный контракт, я очень доволен своим положением и, как я уже говорил, мы также сосредоточены на следующем сезоне, на вещах, которые можно внедрить в болид. Полагаю, это достаточно четко говорит о том, где я буду выступать в следующем году. Мы уже работаем над машиной следующего года. Мне кажется, если ты очень сосредоточен на таком, это значит, что ты будешь выступать за команду и в следующем году».

Тем не менее в «Мерседесе» все еще продолжают верить в свои силы: немцы даже отложили подписание талантливого 17-летнего юниора Кими Антонелли, которого, казалось, уже были готовы посадить в «Ф-1» хоть в этом году (тем более, ФИА недавно позволила дебют в Гран-при до достижения 18 лет). Вдобавок в Испании сам исполнительный директор группы «Мерседес» Ола Каллениус заявил, что «Макс хорошо бы смотрелся в серебряном».

Настрой явно серьезный, так что руководитель команды Тото Вольфф не позволил просто так закрыть тему:

«Не думаю, что он четко сказал «да». Но меня там не было. Я постоянно говорю, что мы оставим одно место свободным как можно дольше. В первую очередь нам надо сделать свою машину быстрее. Если болид быстрый, то быстрые гонщики тоже захотят выступать за нас. Я восхищаюсь его достижениями.

Если говорить о личных качествах, я знаю его как исключительного молодого человека. Я часто говорил в последнее время, что Макс – лучший гонщик в данный момент. Любой, у кого есть возможность, хотел бы видеть Макса в своей машине. Ола смотрит на ситуацию так же».

Ответ из стана «Ред Булл» не заставил себя ждать – Кристиан отвесил мощный обратный панч, обернув его в сомнения в успехе нового немецкого мотора:

«Надо задаться вопросом, каковы мотивы, – сказал Хорнер. – Очевидно, есть пилот [Льюис Хэмилтон перейдет в «Феррари» в 2025-м], который создал все движение на трансферном рынке, у него была вся информация о моторах, регламенте-2026 и так далее, и он решил уйти. В «Мерседесе» появилась вакансия, и поэтому возникают какие-то спекуляции о том, кто займет место. Но это будет не Макс Ферстаппен.

Об этом [о сомнениях в словах Макса] надо спросить Тото. Я изначально считал, что Макс вполне определенно высказался на вчерашней пресс-конференции. Он всегда был последователен, как и команда.

Так что, наверное, это просто тактика отвлечения. Конечно, если ему нужен Ферстаппен в следующем году, то, полагаю, Йос потенциально доступен».

Сам Ферстаппен-старший уклоняется от разговоров о будущем своего сына, но все же допускает его переход в «Мерседес». Более того, Йос продолжает контактировать с Лагрю – их засняли в Австрии после первой же фазы конфликта за диалогом с директором по коммуникациям Брэдли Лордом (справа на фото).

Свалка мешает всему пелотону с подбором пилотов

Но самое интересное – скорее всего, именно «Мерседес» и действия Йоса как раз и тормозят движение на трансферном рынке.

Сейчас большинство команд со свободными кокпитами ждут ответа от Карлоса Сайнса – который потерял место в «Феррари» из-за прихода Хэмилтона. Однако испанец не торопится с ответом, несмотря на то что у некоторых команд – например, у «Уильямса» – уже кончается терпение.

«В переговорах с командами я по-прежнему буду честен и откровенен. Но мне предстоит принять настолько важное для меня решение, что я возьму на раздумья столько времени, сколько посчитаю необходимым. Если какие-то команды не могут ждать или им не хватает терпения – ну, я ничего не могу с этим поделать», – говорит №55.

Не исключено, что Сайнс все еще рассчитывает занять место Ферстаппена в «Ред Булл». В «Мерседесе» Карлосу уже дали понять, что они не сойдутся, а потому потенциальный уход Макса – это последний шанс испанца остаться в топах.

Насколько это оправдано – спорный вопрос. Решение Ферстаппена будет зависеть от темпов развития болида и потенциала в 2026-м. «Мерседес» в данном случае кажется хорошим вариантом: в этом сезоне команда показала, что не потеряла хватку (обновленный W15 уже три гонки подряд финиширует на подиуме), а что до нового регламента, то техдиректор «Мерседеса» Джеймс Эллисон настолько уверен в своем коллективе, что говорит о доминировании в стиле 2014 года.

Конечно, такие заявления и показатели еще ничего не гарантируют. Но в этом и суть трансферного рынка: порой нужно рискнуть, чтобы добиться успеха.

С другой стороны, Карлос может точно так же не верить, что юниора Антонелли все-таки посадят с минимальной обкаткой – ведь в это вообще мало кто верит. А заявления Карлоса о «невозможности кому-либо доверять в «Ф-1» как раз и связаны с тем, что «Мерседес» постоянно маячит в прессе с разными посланиями: то не ждет Макса, то ждет, то рассматривает Сайнса, то не рассматривает, то хвалит Антонелли, то… Опять по кругу.

Но новая фаза конфикта в «Ред Булл» на пустом месте все-таки смешнее, правда?

Что вообще происходит в «Ред Булл» и на трансферном рынке?!

Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Clive Rose / Staff