10 мин.

Феттель дал огромное интервью. Рассказал о «Мульти 21», новом регламенте и Хэмилтоне

Немец также объяснил причины неудач в этом сезоне.

Пилот «Феррари» Себастьян Феттель, несмотря на свою замкнутость, является одним из самых разговорчивых гонщиков современной «Формулы-1». Недавно немец дал эксклюзивное интервью итальянскому отделению Motorsport. В этом посте представлен полный перевод этой беседы.

- Вернемся к зимним тестам. В команде была отличная атмосфера…

- Да, было много позитива.

- Когда и где вы поняли, что упустили шансы на титул?

- Первый день тестов был потрясающий. Машина была действительно хорошей, как по ощущениям, так и в сравнении с другими болидами. Со стороны выглядело, будто мы находились в эйфории, но на самом деле все были спокойны.

Вторая неделя показала более реальную картину, мы увидели свои способности. Я также считаю, что именно тогда «Ред Булл» и «Мерседес» начали показывать свой потенциал.

- К концу тестов вам уже был ясен расклад в чемпионате?

- Честно говоря, было удивительно, когда в Австралии у нас не было темпа. Но ясности это не прибавило, ведь в Бахрейне все снова стало замечательно, после были новые трудности в Китае.

Мы были удивлены этой странной последовательностью взлетов и падений, картина стала ясной только после четырех или пяти гонок. После Барселоны мы точно понимали, что недостаточно быстры.

Мы взялись за работу. К нам пришло осознание, что мы не там, где хотели быть, и что мы не способны были бороться с нашими прямыми конкурентами. Так что на тот момент мы боролись только со своими собственными проблемами. Тем временем «Мерседес» проводил одну гонку за другой на высшем уровне. Мы же пытались выявить главные проблемы болида. Это было невозможно сделать за одну ночь, поэтому пришлось потратить много времени.

- Насколько трудно осознавать, что в этом сезоне у вас нет больших амбиций?

- Сначала вы принимаете эту ситуацию. Затем вы не хотите мириться с ней, пытаетесь доказать обратное и боретесь, но каждая гонка возвращает вас в реальность. Вы пробуете снова, но результат тот же самый, когда вы не хотите мириться с тем, что есть. Это не есть хорошо.

Но в конце концов вы вынуждены отступить. После четырех или пяти таких гонок вам придется признать: «Хорошо, это так». Возможно, лучше действовать постепенно. Внезапно понять, что ты вне игры, всегда будет трудно. Все же это нелегкая ситуация.

- Вы пилотировали уже пяти болидов «Феррари». Насколько важно найти правильный подход к управлению болидом, который меняется каждый год?

- Очень важно. Многие сейчас говорят: «Ах, пилот уже не имеет значения…» Ну, я не согласен. Если вы чувствуете комфорт, управляя машиной, если вы чувствуете, что у вас все под контролем, то вы способны многое изменить. Но необходима правильная машина с правильными настройками, вам нужна команда. Вам нужна команда, чтобы работа шла на «ура», вам нужно развивать болид, идя в правильном направлении, вам нужно… что угодно, чтобы чувствовать себя за рулем машины, как в родном доме.

И в этом плане первый день зимних тестов был великолепен. Потом мы потеряли это чувство и долго находились в его поисках. Поэтому и не получилось извлечь максимум из болида.

Но мне было сразу ясно, чего не хватало, особенно по опыту предыдущих сезонов. Но мы все равно не знали, как найти решение проблемы. И даже когда у нас появились ответы, все равно было невозможно установить новинки по нажатию кнопки. Было необходимо время.

- Это было нервное ожидание?

- Это действительно требовало времени, но оно того стоит. Чтобы получить результат, нужна быстрая машина, которая находится в гармонии с пилотом, что позволяет ему выжимать из нее максимум.

- Принесли ли технические новинки в Сингапуре необходимый результат?

- Да, это так.

- Устранены ли проблемы с болидом, которые мешали вам им управлять?

- Не совсем. Я думаю, это вопрос доверия. Пилот хочет понять поведение машины, предвидеть его реакцию в различных поворотах. Когда это чувство единства появляется, вы можете делать какие-то прогнозы.

Знаете, тут только один спорный момент: полный контроль над болидом – это всего лишь иллюзия. Но мне кажется, что все-таки можно предсказать поведение машины, когда вы ей доверяете. Если воссоздать эту картину, то можно извлечь максимум из себя, машины и обновлений.

- В четверг перед Гран-при Сингапура на вашей пресс-конференции вопросы были ориентированы на возможный уход. Через три дня вы выиграли гонку, и все пошло как по маслу. Насколько сложно управлять такой ситуацией и скоростью изменений отношения к вам?

- Самое трудное – не слушать то, что говорят, но это так в общем. Мир очень быстро меняется, движется. Все ускоряется, включая время. Это касается не только «Ф-1», конечно. То же самое происходит в других видах спорта, в той же политике и т.д.

- «Легкие» мнения?

- Это кошмар. Каждый день «многие все передумывают» и начинают мыслить по-другому. Лично я не считаю, что таким мнениям можно доверять, потому что если вы верите во что-то, то вы не можете менять свое мнение каждый день без весомой причины.

Но есть и те, кто возвращается к прошлому уже на следующий день. Если вернуться к вашему вопросу, то не так уже трудно справиться с такими ситуациями, зная о скорости изменения мнений. Однако иногда они создают напряжение. Бывают, мнения извне влияют на команду, потому что она состоит из увлеченных этим видом спорта людей. Для энтузиастов это нормально следовать тому, что написано или сказано. Но это не всегда помогает.

Если происходит что-то негативное, то нужно время, чтобы люди об этом забыли. Но забавно, когда три дня назад вам говорили, что все плохо, а потом, что все замечательно. Мне же это не доставляет проблем. Я уже давно в «Ф-1» и пережил взлеты и падения.

- В истории «Формулы-1» было немного гонщиков, которые не подчинялись приказу команды. Знаменитое «нет» Карлоса Рейтеманна, Рене Арну, вы также вошли в этот список…

- Я никогда не говорил «нет».

- Все хорошо помнят знаменитый Гран-при Малайзии 2013 года. Вы ответили «нет» на приказ сохранять вторую позицию за Уэббером, знаменитый приказ «Мульти 21», который вы проигнорировали и выиграли гонку.

- Ах да. Да. (Феттель улыбается)

- Как вы думаете, бывают моменты, когда пилот должен сказать «нет» из уважения к самому себе?

- Да, но это сложный вопрос, особенно в наше время. «Ф-1» за последние 20 лет стала командным видом спорта, особенно в сравнении с 70-ми годами, 80-ми или началом 90-х. Очевидно, что пилот был ключевой фигурой. У него, конечно, была команда, но все основывалось именно на нем.

Я считаю, что сегодня у пилотов намного больше ответственности перед всеми людьми в команде, настоящими профессионалами, которые поддерживают нас. В случае с «Феррари», важно помнить, что это самая крупная команда в мире, претендующая на первые места вместе со своими пилотами.

Существуют ситуации, когда, находясь в болиде, вы не способны видеть все. Поэтому я думаю, что все зависит от ситуации и порой трудно сказать, что «он прав, а он не прав».

Например, если мы возьмем нашу с Марком (Уэббером – прим.) ситуацию, стоит учесть, что мы работали вместе с течение многих лет, и я не думаю, что мы работали хорошо (Себ улыбается). Затем настал день, когда я попросил его сделать что-нибудь, но у самого меня не было одолжений до этого времени.

Почему я должен был это сделать? Это была особая ситуация, и я полагаю, что в конечном счете, как вы сказали, вы думаете о себе, защищаете то, что считаете правильным. В случае с Марком… это другая история.

- В «Формуле-1» какой-то «бум» пилотов, родившихся в 1997 году, на 10 лет позже вас. Как думаете, у этих парней другое отношение к гонкам, потому что они агрессивные или потому что просто еще молоды?

- Их больше привлекают мобильные телефоны, это главное отличие. Правда, это просто подход современного поколения. Кроме этого я не думаю, что что-то изменилось. В конце концов нужно быть просто быстрым. Макс (Ферстаппен), Шарль (Леклер) и Джордж (Рассел), который вообще пилотирует болид, не позволяющий раскрыть свой потенциал, - все они быстрые ребята.

Я не был удивлен их скорости, ведь они изначально были быстры. Было ясно, что в них есть что-то особенно и что на смену нам идет сильное поколение пилотов.

Если вы спросите тех, кто работал с ними год назад, то они подтвердят, что это особенные ребята, и приятно, что он уже участвуют в «королевских гонках». Это сложный вид спорта, дорогой, поэтому не всегда легко отличит талант от возможностей, поэтому, когда я вижу, что пилот, заслуживающий выступать в «Формуле-1», попадает сюда, то я счастлив. Это позитивные моменты.

Были случаи, когда молодой пилот был талантлив, но оказывался не в том месте, не в то время. У него не было возможности себя проявить. Поэтому хочется, чтобы в «Ф-1» были те, кто этого действительно заслуживает.

- Льюис вот-вот станет шестикратным чемпионом. Можно ли считать его одним из величайших пилотов «Формулы-1»?

- Конечно. А может быть по-другому? Для меня это очевидно. Он давно в этом спорте и является одним из самых успешных пилотов. После Михаэля (Шумахера) я считаю, что нужно назвать именно его. Хотя это, конечно, личное мнение каждого.

«Формула-1» изменилась. Гонок стало больше, так что есть шанс выиграть больше, чем раньше. Поэтому я считаю глупым сравнивать наши достижения с такими именами, как Аскари и Фанхио. Каждый пилот должен быть оценен в свое время, и Льюис, без сомнений, настоящий профессионал, который всегда выделялся среди пилотов своего поколения.

- Вы не раз заявляли, что хотели быть пилотом «Феррари» с самого детства. Насколько реальность отличается от мечты, которая была в вашем воображении?

- В мечте всегда все идеально, все работает, как… во сне. Я все еще верю в свою мечту, я все еще верю, что она сбудется, даже если реальность будет иной. Ведь не существует волшебного щелчка, благодаря которому все воплощается в жизнь.

У нас были хорошие сезоны, были хорошие гонки, но этого было мало. Мы не были так близки к нашим противникам, как хотели, мы не набрали нужные очки, ведь в реальности все гораздо труднее.

Но я хочу подчеркнуть, что я доволен той реальностью, в которой сейчас живу со своей командой, ведь мы развиваемся и развиваемся в верном направлении. Осталось сделать последний шаг, который мы не могли сделать последние два-три года.

Я не жалею ни о чем, потому что я уже живу своей мечтой. Я знаю, что я управляю болидом самой престижной команды мира. Это большая честь. Осталось сделать болид не только самым престижным, но и быстрым.

- Наблюдая за прогрессом команды в этом сезоне, можно подумать, что у вас отличная база на 2020 год. Согласны?

- Болид следующего сезона будет продвинутой версией нынешнего. Правила все те же, а проблемы этого года уже выявлены и их решения найдены. Я ожидаю стабильности, а также некого прогресса, увеличения скорости машины.

- На данный момент мало что нужно изменить в вашем болиде к 2021 году. Каково ваше мнение?

- Мы видим, что правила стремятся уменьшить разницу между командами. Есть те, кто думает, что это касается только первой тройки, ведь разрыв между середняками всегда не велик.

Было бы прекрасно, если бы много машин боролись за победу. Я убежден, что это произойдет в любом случае, и перед нами будут лучшие гонщики и команды.

Так что, если бы больше команд соперничали друг с другом за места на подиуме, было бы классно. Правда, насколько я знаю, регламент 2021 года еще не полностью готов.

- Вы смотрите с оптимизмом на увеличение конкурентов?

- Я не знаю. Я надеюсь, что этот проект делается ради спорта. Я думаю, современная «Формула-1» слишком дорогая. Огромные деньги уходят на работу над машиной, так что было бы неплохо, если бы с этим что-то сделали.

Это непростой шаг, ведь существует тонкая грань между ДНК «Формулы-1» и попыткой уменьшить мощность машин. Я не думаю, что нам нужна «Ф-1» с одинаковыми болидами, одинаковыми двигателями, потому что это уже не «Ф-1», но, как я уже сказал, что-то нужно сделать, иначе будет страшно за будущее этого спорта.

- Планируете ли вы закончить карьеру в «Формуле-1» за рулем «Феррари» или есть другое место?

- Я не люблю заглядывать слишком далеко. Возможно, мои решения будут приняты после изучения правил, которые введут в будущем. Я определенно решу, что делать в следующем году.

Источник: Motorsport