9 мин.

«Людям нравится видеть победы аутсайдеров». Интервью Тото Вольффа

Тото Вольфф, руководитель «Мерседеса»,  во время летнего перерыва в «Формуле-1» решил рассказать побольше о себе. Вы откроете для себя много нового об этом удивительном человеке.

Тото

- Вы родились 46 лет назад в Вене в семье с австрийскими и польскими корнями, вы говорите на шести языках, сейчас вы руководите успешной гоночной командой. Как удалось дойти до такого успеха? С чего все начиналось?

- Что ж, все родители, которые хотят, чтобы их дети добились успеха, должны меньше им помогать. Потому что в мое детство не было особо много возможностей и вдохновляющих вещей. Как вы уже упомянули, я родился в Вене, и мне посчастливилось попасть во французскую школу.

Там я научился второму языку. Это было тяжелое время. Мой отец был очень болен в молодости, и он умер, когда я был подростком. У нас не было большого состояния, и если ты растешь в большом городе, то трудно смотреть на то, чего у тебя нет.

И все же, я бы не сказал, что это не было лучшее детство и что в школе было плохо. Мне ее закончить, хотя я и был каждый год на грани вылета.

К моему удивлению, я получил среднее образование, когда мне было 18. Я решил стать гонщиком и изучать экономику в венском университете.

В гонках дела шли так себе, в учебе еще хуже. Вот почему тогда я решил начать работать в компании и зарабатывать деньги.

Вольфф - гонщик

- Что было раньше? Ваша страсть к гонкам, к примеру, когда она появилась?

- Это была чистая случайность, совпадение, потому что тогда я с моими друзьями был в Амстердаме, не спрашивайте зачем, и мы проезжали мимо Нюрбургринга.

Один из моих друзей был основным кандидатом на участие в немецкой «Формуле-3». Меня же поразила атмосфера, мне нравились машины, гонщики, и я решил попробовать.

Я все изучил и решил купить себе SEAT Ibiza, такой маленький SEAT. Я мог купить его на свои деньги, заработав еще на пропитание.

Я смог взять в лизинг автомобиль и начать гонять. Продал свою обычную машину, взял новенькую и погнал. Так начался мой путь в автоспорте.

- Вы были хороши?

- Я приехал на первую гонку. Это был SEAT Ibiza Cup, было 30 участников. Я сказал: «Я собираюсь разобраться с вами, это точно».

В первой квалификации, я помню, был 18-м. Мне сказали, что это было ожидаемо, ведь необходимо проехать 1000 км для функционирования, а у меня была совершенно новая машина.

Короче, я взял авто, это был Шпильберг, «Ред Булл Ринг», на своем SEAT проехал 1000 км за ночь, вернулся и в следующей квалификации я опять был 18-м.

Я понял, что гонки – это нечто большее, чем просто хорошее. Я отправился в гоночную школу, пошел в Formula Fords, и затем настал момент, когда у меня начало лучше получаться.

Шпильберг

- Вы жили некоторое время неподалеку от трэка в Шпильберге, будучи инструктором?

- Да, неподалеку, потому что у меня не было финансовой поддержки от семьи. Я пытался что-то сделать, но все шло не очень, пока я не получил предложение от лучшей команды Formula Fords, работая инструктором на старом Шпильберге.

Я жил в фермерском доме, платил евро или два за жилье и питание. Самое лучшее в работе инструктора было не только обучение детей вождению, но и тот факт, что я мог водить авто днем и вечером.

Это принесло мне столько пользы, и я получил немало опыта. Мне казалось, это поможет в будущем в гонках.

- Я читал, что в то время, когда вы были инструктором, вы не понимали, что было необходимо для того, чтобы добраться до топ-уровня, поэтому просто следовали за Алексом Вурцем. Это был тот самый момент, когда вы решили попробовать что-то другое?

- Да. Это странно, но это именно тот момент. Он (Вурц – прим.) бы, возможно, не узнал. Там был быстрый поворот на старой трассе, который назывался «Кривой Босх».

Машины из серии Formula Fords сильно скользили. Он мог с этим справиться, я нет.

Мне не хватило езды в картинге, возможностей и тестов, потому что было не достаточно средств. Это был тот самый момент, когда я понял: «Я не достигну вершины в этом спорте».

Вольфф на треке

- Вы описываете себя как предпринимателя, вы занялись инвестированием, что привело вас в конечном счете в «Формулу-1». Но когда вы поняли, кто хороши в зарабатывании денег?

- Ну, я ничего не понимал, так как мне просто посчастливилось объединить страсть к автоспорту со страстью к финансам.

Опять же, финансы были случайным совпадением.  Я создал небольшую компанию, и один из наших основных клиентов стал банкротом. Единственным способом сэкономить наш непогашенный долг было, фактически, приобретение компании.

Так я впервые совершил экстренные закупки из-за необходимости спасти себя. Я был довольно молод, 25 или 26 лет. Так у меня появился интерес.

Во второй половине 90-х появился интерес, и я тогда был в США месяц или два. Это привлекло мой интерес. Я вернулся в Европу и начал вкладывать немного в эти технические компании. И некоторые из них становились успешней.

- Я немного работал в KFC, затем я работал на друга моего отца на заводе. Возможно, это была мо худшая работа. А ваша?

- Хуже всего было, когда я собирался стать гонщиком. Перед Рождеством в самой оживленной части австрийского города мне приходилось носить золотой плащ, красить лицо в золото и раздавать листовки для местных магазинов электроники.

Это было ужасно, ведь люди узнавали меня. Я помню, как это было ужасно, но я мне приходилось терпеть, ведь нужны были деньги.

Сьюзи

- Ваша вторая жена Сьюзи, как я понимаю, первое свидание было здесь, в Хоккенхайме (ах, вы старый романтик). Это правда?

- Да, это фактически было первое свидание, но оно не было романтичным. Мы были в маленьком отеле, не самом лучшем, в три звезды.

Она бы не была счастлива, если бы я во всем признался там, но все же это был наш первый вечер вместе. Поэтому возвращение в Хоккенхайм всегда вызывает эмоции.

- Вообще она хороша: амбициозна, независима, успешна, проделывает потрясную работу в компании «Осмелься быть не таким, как все», а сейчас возглавляет команду из «Формулы Е». Она брала у вас уроки по тому, как управлять командой?

- Когда смотришь на нее, то не представляешь, какое большое сердце у этой маленькой блондинки. Но она смогла его использовать, была тест-пилотом в команде «Формулы-1», долгое время была в ДТМ, а еще раньше участвовала в «Формуле Рено» против Льюиса Хэмилтона и Пола ди Ресты.

Будучи девушкой, чтобы пройти через все это, нужно обладать особой выносливостью и силой.

Ей было понятно, что после рождения ребенка, надо было заняться чем-то другим, ей захотелось заняться предпринимательством. И вот появилась «Формула Е», и она воспользовалась возможностью.

Она слушала мои советы 5 лет, но я не хочу опека ее, ведь она в этом не нуждается. У нее доброе сердце, есть цели и способы их достижения.

Вольфф и Сьюзи

- Действительно, король и королева автоспорта! «Мерседес» отправляется в «Формулу Е» в 2019 или 2020 году. Вы могли бы руководить в «Ф-1», она в «Ф-Е»?

- Довольно неправильно говорить о королеве и короле. Успех делает других людей слабее, мы не хотим этого. Мы трудимся. Автоспорт – это наша страсть.

У моей жены свой путь, «Вентури» - независимая команда, у нее нет ничего общего с «Мерседесом». Если бы она захотела в «Мерседес», сложилась бы не очень хорошая картина. Поэтому она сказала: «Ты занимайся своими делами в «Мерседесе», а я сама собой займусь».

Мы оба хотим быть успешными в своем деле, но большой плюс в том, что мы можем говорить обо всем этом сутки напролет. Нам нравится говорить об этом днем и вечером. Это наш спорт.

- Самая лучшая часть вашей работы?

- Лучшая часть – это суд над своим делом: хорошо ты справился или нет.

Если тебя победили, если ты проехал круг слишком медленно, и ты не выиграл гонку или чемпионат, ты был недостаточно хорош. Это жесткая часть нашей работы.

Гонка

- Это самый сложный период, который был в вашей карьере?

- У меня уже было тяжелое время, но особенно сложен, ведь мы выигрывали четыре года подряд и были успешны.

Людям нравится видеть победы аутсайдеров, я вижу это в других видах спорта. Вам нужно разнообразие.

Это одно из испытаний, с которыми мы сталкиваемся: нам надо продолжать быть такими же трудоспособными, а ведь в это время «Феррари» и «Ред Булл» заметно прогрессируют.

Мы просто должны становится лучше с каждым днем, продолжать расти.

Тото счастлив

- Вы сказали, сила вас не интересует. Но сейчас вы довольно влиятельны. Вы бы сказали, что сейчас вы самый влиятельный человек в «Формуле-1»?

- Нет, сила вообще не интересна. Я бы хотел просто делать хорошо свою работу, оправдать свои ожидания, ожидания «Мерседеса», это самое важное. В конце концов, мы представляем их бренд, а значит, должны делать это хорошо.

Конечно, в итоге такая вещь, как сила, появляется. Но я не думаю, что это самое важное.

- И в заключение: что будет в будущем? Вы руководите самой успешной командой последних лет. Где вы себя видите лет через 5 или 10?

- Я еще не решил. Я приму решение в следующем году. Моя главная задача сейчас – борьба в чемпионате. Мы должны сделать все возможное, чтобы победить. Я не должен зацикливаться на чем-то другом.

Но все еще не решено, останусь я в «Ф-1» или вернусь в бизнес. Или буду просто путешествовать по миру 6 месяцев, изучая прекрасные места, не вставая каждое утро, сильно переживая за результат гонки. Я не пока не знаю.

Источник: mercedesamgf1.com

Перевод: Поршнев Тимофей