10 мин.

Поглощение «Юнайтед» - это фарс, но «INEOS» может вывести их вперед

Когда болельщики «Манчестер Юнайтед» запускали фейерверки у стадиона «Олд Траффорд», приветствуя новость о том, что семья Глейзеров выставляет клуб на продажу, они, вероятно, не предполагали, какой затяжной и теневой процесс последует в течение следующих 11 месяцев.

Наконец-то этот процесс подходит к концу: группа INEOS сэра Джима Рэтклиффа приблизилась к покупке 25% акций клуба за 1,4 млрд. фунтов стерлингов после того, как шейх Джассим бин Хамад Аль Тани отозвал свое предложение.

На первый взгляд, результат далеко не радостный. Глейзеры остаются у руля и собираются заработать еще больше денег на «дойной корове», которую они начали выращивать 18 лет назад, получив на продаже четверти клуба примерно вдвое больше $959 млн., чем они заплатили за весь клуб в 2005 году. При этом нет никаких гарантий, что влитый капитал будет снова инвестирован в клуб.

После почти года протестов и обновлений разной степени достоверности, Глейзеры по-прежнему будут владеть клубом, а «Юнайтед» по-прежнему будет иметь большие долги. Протесты против владельцев вряд ли ослабнут после такого долгожданного развития событий.

Однако есть основания для оптимизма в связи с приходом INEOS и тем фактом, что они будут заниматься спортивными вопросами. После десятилетнего провала, последовавшего за уходом сэра Алекса Фергюсона, «Юнайтед» наконец-то будет управляться людьми, знающими, что они делают...

Непрозрачный процесс с самого начала

Главной реакцией болельщиков на новости выходного дня стало замешательство. Бывший капитан «Юнайтед» Гэри Невилл, который в последние несколько лет активно критиковал владения Глейзеров, заявил, что миноритарные инвестиции «оставляют больше вопросов, чем ответов», и предложил 16 собственных вопросов о том, как участие INEOS повлияет на клуб.

Учитывая, что процесс с самого начала был непрозрачным и неясным, вполне уместно, что он имеет неудовлетворительное завершение. Хотя многие болельщики отчаянно желали того, что Невилл назвал «полным уходом семьи Глейзеров», и больше всего ратовали за полную продажу, которую обещал шейх Джассим, это был лишь один из возможных исходов, упомянутых в заявлении клуба, опубликованном в ноябре прошлого года, в котором сообщалось, что клуб «изучает стратегические альтернативы».

«Совет директоров рассмотрит все стратегические альтернативы, включая новые инвестиции в клуб, продажу или другие сделки с участием компании», - говорилось в заявлении, в котором была сделана оговорка: «Нет никаких гарантий, что проводимый анализ приведет к какой-либо сделке с участием компании».

До субботнего сообщения о том, что шейх Джассим собирается выйти из переговорного процесса, было ощущение, что это бесконечная сага. Источники, близкие к катарскому миллиардеру, еще в августе сообщили, что не получили от клуба никаких ответов по поводу предложения, и выразили опасения, что Глейзеры вообще не хотят продавать клуб. В сентябре появилось сообщение, подтверждающее это мнение, в результате чего цена акций клуба упала до самого низкого уровня за всю историю его существования.

Поскольку «Юнайтед» хранил молчание по этому вопросу, а ни INEOS, ни шейх Джассим не давали интервью о своих планах в силу соглашения о конфиденциальности, болельщикам оставалось полагаться только на непроверенные сообщения. И то, что именно катарское предложение или предложение INEOS занимало первое место, часто определялось тем, насколько близко журналисты находились к тому или иному предложению.

Новые протесты на горизонте

Тем временем растущая неопределенность не способствовала улучшению имиджа команды и клуба. Клуб отказался от согласованного контракта с Давидом Де Хеа и устроил настоящую неразбериху в ситуации с Мейсоном Гринвудом, потратив полгода на внутреннее расследование, прежде чем прийти к выводу, что нападающий должен быть возвращен в состав, но после общественного осуждения отступился от этого решения.

Каждый матч на «Олд Траффорд» проходил на фоне протестов болельщиков, и к концу сентября «Юнайтед» уже потерпел три домашних поражения - больше, чем за весь прошлый сезон.

Если совет директоров утвердит INEOS в качестве миноритарного инвестора, есть ощущение, что недовольство может выплеснуться наружу. Группа 1958, которая организовала большинство протестов за последний год, требует только полной продажи, и власти опасаются, что они устроят демонстрацию перед следующей игрой на «Олд Траффорд» против «Копенгагена», а полиция усилит свое присутствие на этом матче.

Шейх Джассим окутан тайной

Шейх Джассим был единственной надеждой на полную продажу, поскольку его фонд Nine Two Foundation был единственным претендентом на покупку клуба. Предложение катарского банкира выглядело весьма привлекательным для болельщиков, поскольку он обещал списать долги клуба и инвестировать в его инфраструктуру 1,7 млрд. долл. Если бы его предложение было успешным, то ненавистные Глейзеры, руководившие клубом на протяжении десяти лет, наконец-то ушли бы в прошлое. Но интерес катарского банкира к «Юнайтед» был также окутан тайной. О сыне бывшего премьер-министра страны Персидского залива было известно очень мало, и он ничего не сделал для того, чтобы изменить эту ситуацию.

В обороте была только одна его фотография, и даже длинная статья-расследование The Athletic не смогла раскрыть его характер. Люди из катарских деловых кругов говорили, что он - неизвестная фигура, что нехарактерно для человека, предлагающего купить футбольный клуб за миллиарды долларов.

А когда «Юнайтед» пригласил фонд Nine Two на «Олд Траффорд», чтобы встретиться с директорами и обсудить их предложение, шейх Джассим отсутствовал. Как мог человек, стоящий у истоков предложения о покупке столь огромного клуба, пропустить столь важную встречу?

Его теневое присутствие полностью контрастировало с Рэтклиффом, который позировал для фотографий возле «Олд Траффорд» и пожимал руки Эрику Тен Хагу. Анонимность шейха Джассима не помогла опровергнуть предположения о том, что он является прикрытием для предложения со стороны государства Катар, равно как и сообщения о том, что президент ПСЖ Нассер аль-Хелаифи, возглавляющий компанию Qatar Sports Investment, принимает активное участие в этой погоне.

После того как Абу-Даби инвестировал в «Манчестер Сити», а Саудовская Аравия стала владельцем «Ньюкасл Юнайтед», в Премьер-лиге растет враждебность по отношению к государственным клубам, а предложенный правительством Великобритании футбольный регулятор также намерен занять жесткую позицию по отношению к клубам, поддерживаемым государством.

Настоящий фанат «Юнайтед»

Практическая роль Рэтклиффа в предложении INEOS помогла ему склонить на свою сторону Глейзеров. Он и его помощники прилетели в США для встречи с семьей задолго до объявления о стратегическом обзоре, заявив, что американцы были «очаровательны» и «очень милы, несмотря на прессу, которую они получают».

Его личность и деловая хватка, благодаря которой он стал одним из богатейших людей Великобритании, позволили ему перехитрить шейха Джассима и в конечном итоге привели к тому, что он заплатил высокую цену за свои 25% акций.

Многие болельщики, которые изначально были заинтересованы в Рэтклиффе из-за его многолетней поддержки «Юнайтед» и «манчестерских корней», впоследствии отвернулись от него, называя его предателем за то, что он снизил свою долю по указанию Глейзеров. Он будет непопулярен среди многих болельщиков еще до того, как его утвердят в качестве миноритарного инвестора.

Однако его участие в проекте следует приветствовать. Рэтклифф - настоящий фанат «Юнайтед», который был на финале Лиги чемпионов 1999 года на «Камп Ноу». «Это мое самое яркое футбольное воспоминание, мы не должны были выигрывать до этих трех сумасшедших минут. Три минуты, которые не забудешь никогда в жизни», - так он вспоминает драматическую победу над «Баварией». Хотя Шейх Джассим назвал свой фонд Nine Two Foundation в честь поколения «Юнайтед» «класса 92», у него не было ни одной истории, связанной с этой командой.

Хороший опыт в спортивном управлении

Но гораздо важнее, особенно с учетом того, как низко пал «Юнайтед» в последние годы, опыт Рэтклиффа и INEOS, который они приобрели за годы работы в элитном спорте. INEOS участвовал в создании команды Mercedes Formula One и владеет одной из крупнейших команд в велоспорте, а также французским клубом Ницца и швейцарским Лозанна-Спорт.

После нескольких хаотичных лет «Ницца» удачно начала сезон Лиги 1 и занимает второе место в турнирной таблице, опережая «Пари Сен-Жермен» и оставаясь при этом непобежденной. Спортивный директор сэр Дэвид Брейлсфорд руководил доминированием команды Team Sky в велоспорте в период с 2010 по 2019 год и, как ожидается, присоединится к Юнайтед. INEOS также может похвастаться опытом спортивного директора Жан-Клода Блана, бывшего генерального директора «Ювентуса» и «Пари Сен-Жермен».

Это будет лучше, чем нынешнее руководство «Юнайтед». Главный исполнительный директор Ричард Арнольд работает в этой должности только с 2022 года, придя на должность коммерческого директора, а спортивный директор Джон Мертаф был назначен на эту должность после работы в качестве футбольного администратора.

Среди последних приобретений Мертафа - Джейдон Санчо, который в настоящее время исключен из состава команды после размолвки с Тен Хагом, и Андре Онана, который ужасно начал свою карьеру в «красных дьяволах».

Высокие требования и ответственность

От Рэтклиффа ожидают большой роли в управлении «Юнайтед», и он имеет репутацию безжалостного человека. Взять хотя бы его язвительную критику в адрес клуба в интервью The Times в 2019 году: «INEOS никогда не хочет ассоциироваться с тупой тратой денег, никогда. В плане бизнеса они находятся в довольно затруднительном положении. Они не смогли правильно подобрать менеджера, не смогли совершить хорошие покупки, что видно на примере таких игроков, как Фред. После ухода Фергюсона «Юнайтед» потратил огромное количество средств и, мягко говоря, был плох. Честно говоря, шокирующе плох».

«У нас здесь другой подход, мы должны быть в меру разумными. Мы стараемся делать это на низовом уровне, пытаясь найти молодых талантов. Некоторые клубы, похоже, умеют это делать - «Саутгемптон», «Лилль». У «Юнайтед» это получается очень плохо».

Рэтклифф также должен обеспечить столь необходимую подотчетность. Глейзеров уже несколько лет не видно на «Олд Траффорд», и только Аврам Глейзер был замечен на матчах в последнее время, посетив финалы мужского и женского Кубка Англии в прошлом сезоне и триумф Кубка над «Ньюкаслом».

Американцы ненавидят публичность и практически не общаются с болельщиками. Британский магнат, напротив, приветствует внимание и имеет большой опыт общения с болельщиками «Ниццы». И хотя это не всегда хорошо (Майк Эшли, как известно, покупал пиво для болельщиков «Ньюкасла», когда только приобрел клуб, и стал врагом номер один на Тайнсайде), это будет приятным изменением по сравнению с отстраненным подходом Глейзеров.

Он будет стремиться произвести впечатление, и уже есть предположения, что он хочет расширить вместимость «Олд Траффорд» до 90 000 человек. Возможно, миноритарное владение Рэтклиффа и не является тем, чего ждали болельщики почти год назад, но это маленький шаг на пути к окончательному восстановлению «Юнайтед».