11 мин.

21 ключевой вопрос о финансах «Арсенала». Часть 2

Автор блога Swiss Ramble Киран О’Коннор продолжает отвечать на основные вопросы о финансовом положении «Арсенала». Во второй части будет рассмотрена рекламная деятельность клуба, возможное ухудшение спортивных результатов и влияние этого фактора на финансы, а также противоречивый шаг повышения цен на билеты.

1-я часть, в которой приведены ответы на следующие вопросы:

  1. Почему так сильно сократилась прибыль?

  2. Является ли футбольная деятельность до сих пор прибыльной?  

  3. Так может быть, такая прибыльность «Арсенала» не очень хороша?

  4. Почему так сильно сократился доход?

  5. Завершен ли проект с продажей недвижимости?

  6. Что случилось с тенденцией роста дохода?

  7. Остановился ли рост доходов в других клубах?

8. Следовательно, доходы «Арсенала» малы?

Ни в коем случае. В прошлом сезоне «Арсенал» со своими доходами занял пятое место в Deloitte’s Money League, уступив только «Реалу», «Барселоне», «Манчестер Юнайтед» и «Баварии», следовательно, их точно нельзя назвать бедным клубом.

Проблема лишь в том, что «Арсенал» не может увеличить свой доход, в то время, как остальные отрываются. И это открыто признает даже сам Арсен Венгер: «Барса» и «Реал» намного мощнее с финансовой точки зрения, так как они могут продавать права на трансляции своих матчей отдельно от остальных клубов лиги».

Безусловно, это правда. Тем не менее, следует отметить, что «Арсенал» также проигрывать в рекламных доходах, по которым они находятся лишь на 13-ой позиции в Европе. А их прошлогодний доход в 44 млн фунтов по этому пункту выглядит просто незначительным в сравнении с 142 млн у «Баварии», 124 млн у «Реала», 100 млн у «Барселоны» и 81 млн у «Манчестер Юнайтед».

Более того, этот пропасть продолжает расти. «Арсенал» сумел увеличить свои рекламные доходы до 46 млн фунтов в 2011 году, в то время, как конкуренты сообщили о значительном прогрессе. В частности «Манчестер Юнайтед» сумел стать первым английским клубом, который перешагнул отметку в 100 млн фунтов от этого источника доходов. Их показатель, 103 млн, на 53 млн превышает результат «Арсенала». Для простоты восприятия, можно представить это как 10 игроков с зарплатой в 100 тыс фунтов в неделю. Стоит «Арсеналу» подняться на такой же уровень спонсорских сделок, как сразу же у клуба появится возможность капитально изменить существую систему зарплат.

9. Почему доход от рекламы насколько мал?

Слабость «Арсенала» в этом направлении произрастает из факта, что они связали себя долгосрочными контрактами для того, чтобы получить достаточно средств для постройки стадиона. Это, возможно, имело смысл на тот момент, но нынешние сделки других клубов указывают на слишком большую величину альтернативных издержек. Сделка с Emirates оценивается в 90 млн фунтов и включает в себя 15 лет прав на название стадиона (42 млн фунтов) до сезона 2020-21 и 8 лет титульного спонсорства (48 млн фунтов) до 2014 года. Аналогичным образом клуб заключил долгосрочный 55-миллионый контракт с Nike на 7 лет до 2012 года, позже он был продлен до 2014.

Рекламные доходы ведущих клубов:

Итак, сделка на титульное спонсорство приносит клубу 5,5 млн за сезон, что выглядит очень невыгодно по отношению к 20 млн фунтов, которые зарабатывает «Ливерпуль» благодаря контракту с Standard Chartered, «Манчестер Юнайтед», связавший себя с Aon, и, по некоторым данным, «Манчестер Сити» с Etihad в качестве спонсора. Еще более возмутительным выглядит тот факт, что даже «Тоттенхэм» зарабатывает 12,5 млн фунтов по этой статье доходов (10 от Auresma и еще 2,5 от Investec). Неутешительными выглядят и сравнения с «Барселоной», заключившей не так давно свою первую в историю сделку подобного рода с Qatar Foundation на 26 млн фунтов в год.

Примерно также слабо выглядит контракт «Арсенала» с поставщиком экипировки, приносящий всего 8 млн фунтов за сезон, для сравнения «Ливерпуль» недавно заключил сделку с Warrior Sports на 25 млн фунтов, а «Манчестер Юнайтед» получает 25,4 млн фунтов от того же Nike.

Не будет большим преувеличением сказать, что «Арсенал» теряет, как минимум, 30 млн фунтов в год на своих невыгодных рекламных сделках, что соответствует приобретению одного великолепного игрока каждый сезон. Одной из главных задач клуба является попытаться максимально сократить эту пропасть до 2014 года, когда некоторые из этих сделок можно будет перезаключить на новых условиях.

10. Что предпринимает клуб для того, чтобы повысить доход от рекламной деятельности?

Новый владелец клуба Стэн Кронке сказал, что «он намеревается использовать свой опыт, чтобы помочь «Арсеналу» вырасти в мировой брэнд», пообещав также, что «клуб достигнет в этом направлении не меньших успехов, чем «Манчестер Юнайтед». Честно говоря, пока кажется очень далеким момент, когда эти слова смогут воплотиться в жизнь. «Юнайтед» продолжает поднимать планку, что наиболее эффектно подчеркивает восхитительная, в своем роде уникальная сделка, на спонсорство тренировочной формы с DHL на 10 млн фунтов в год, это превышает сумму каждой, кроме 4, сделок на спонсорство игровой формы команд премьер-лиги.

Лучшие сделки на титульное спонсорство и экипировку:

«Арсенал» значительным образом реструктурировал свою маркетинговую команду, на должность коммерческого директора с целью «достижения долгосрочного рекламного успеха» в августе 2009 года был приглашен Том Фокс из НБА. Однако, несмотря на громкое имя, доказательством состоятельности может служить только результат, а тут пока мы имеем огромное количество «завтраков» на одной чаще весов и отсутствие ощутимого роста доходов на другой.

Справедливости ради, пока слишком рано делать глобальные выводы о пятилетнем плане клуба, тем более, можно заметить некоторые признаки прогресса. В частности, в последнее время были подписаны контракты с несколькими второстепенными спонсорами, в том числе с Carlsberg на сумму около 3 млн фунтов в год и анонсированная как «многомиллионная» сделка с Indesit. Более того, Citroen продлил сотрудничество с клубом на более выгодных условиях, также были заключены сделки с Thomas Cook вместо Thompson Sport, и букмекерской интернет-фирмой Betsson. Тем не менее, у «Арсенала» по-прежнему нету даже половины от того количества спонсорских соглашений, которыми располагает «Манчестер Юнайтед».

Тур «Арсенала» по Малайзии и Китаю был первым за 12 лет дальним выездом во время предсезонки, и он должен помочь клубу расширить глобальную фан-базу на этом, безусловно, ценном рынке, а эффект может быть усилен подписанием контракта с капитаном сборной Южной Кореи Пак Чу-Юном. По информации The Guardian, тур принесет клубу 15 млн фунтов, что выглядит слегка завышенным, но не может быть сомнений в том, что с финансовой точки зрения это был очень хороший ход, хотя вполне возможно это пагубно сказалось на готовности игроков к сезону.

Другим пока незаметным, но потенциально очень существенным, улучшением является перестройка в области клубных платных сервисов. Самым любопытным из нововведений, является соглашение о трансляциях с MP & Silva.

11. Что будет, если клуб не попадает в Лигу чемпионов?

«Арсенал» сумел добиться выдающегося результата, попадая в Лигу чемпионов 14 лет подряд, хотя в этом сезоне им пришлось продемонстрировать впечатляющую стойкость в матчах против непростого такого соперника как «Удинезе». Иными словами, клуб привык к регулярным вливаниям дополнительных средств за счет выступления в Европе.

В прошлом сезоне «Арсенал» получил 30 млн евро (26 млн фунтов) за попадание в 1/8 финала Лиги чемпионом, что на 3 млн евро меньше результата позапрошлого сезона, когда они прошли на один раунд дальше. Даже, если они не выходят из группы, то все равно получают около 25 млн фунтов, хотя призовые деньги, зависящие от успешности выступления тоже немалы, например, прошлогодние финалисты «Барселона» и «Манчестер Юнайтед» заработали 44 млн и 46 млн фунтов соответственно.

Распределение денег в ЛЧ в млн евро:

Эта сумма включает лишь распределение денег от телевизионного контракта УЕФА, но следует также учитывать дополнительный доход от проведения матчей и различный пункты о бонусах за успешное выступление в спонсорских контрактах. Таким образом, клуб не попадающий в Лигу чемпионов вынужден столкнуться с уменьшением доходов на примерно 35-45 млн фунтов.

Распределение денег от телевизионного контракта Лиги Европы очень мало по сравнению с Лигой чемпионов. В прошлом году, два представителя премьер-лиги, «Манчестер Сити» и «Ливерпуль» заработали всего по 6 млн евро за попадание в 1/8 финала, а лучший финансовый результат составил всего 9 млн евро. Однако, этот турнир может помочь сохранить значительную часть доходов от проведения матчей. Сезонный абонемент «Арсенала» включает в себя 7 кубковых матчей и без участия в еврокубках цену определенно пришлось бы серьезно понизить, так что квалификация в Лигу Европы не является бесполезной с этой точки зрения.

В прошлом Газидис утверждал, что «Арсенал» имеет достаточный бюджет для того, чтобы справиться с непопаданием в Лигу чемпионов, не продавая при этом ведущих футболистов. Но в важности квалификации не может быть никаких сомнений, как минимум, с точки зрения привлечения в клуб игроков большого калибра, хотя «Ливерпулю», например, удалось подписать контракт с Луисом Суаресом, несмотря на неучастие в главном европейском турнире.

12. Каковы будут последствия ухудшения позиций в премьер-лиге?

Даже несмотря на то, что в сезоне 2010-11 «Арсенал» опустился на одну строчку до 4-го места, их доход от распределения денег телевизионного контракта премьер-лиги увеличился на 5 млн фунтов до 56 млн, что практически полностью обусловлено подписанием нового 3-летнего улучшенного контракта премьер-лиги по продаже прав на трансляции матчей за рубеж. Если же не учитывать изменения в контракте в целом, то разница между 3 и 4 место невелика из-за равномерной методики распределения между всеми клубами.

Распределение доходов в ПЛ в млн фунтов:

Каждый клуб получает равную долю от 50% стоимости сделки с английским каналом (13,8 млн фунтов  на клуб) и равную долю от 100% зарубежной сделки (17,9 млн фунтов на клуб). 25% стоимости английской сделки уходят на «бонусные выплаты» клубам в зависимости от того, как часто канал выбирал матчи с их участием для прямой трансляции, и это приносит «Арсеналу» около 11,6 млн. И последние 25% распределяются в зависимости от места в таблице с коэффициентом 757 тыс фунтов за место. То есть, если «Арсенал» опустится, скажем, с 4-го места на 8-е это будет равняться всего 3-миллионому уменьшению дохода.

13. Мог ли клуб избежать повышения цен на билеты?

Вкратце: конечно, мог бы. Никто не стоял перед ними с пистолетом у виска. Более того, «Арсенал» является третьей командой мира по доходам от проведения матчей, уступая только «Манчестер Юнайтед» и «Реалу». Этот показатель чуть упал в 2011 году с 93,9 млн фунтов до 93,1 млн, хотя команда провела на одну домашнюю игру больше, снижение вызвано меньшим количеством матчей в Лиге чемпионов. Сезонный абонемент «Арсенала» сейчас является одним самых дорогих в мире, хотя трудно проводить реальные сравнения из-за 7 дополнительных кубковых матчей, которые он в себя включает.

Замечание Арсена Венгера о том, что повышение цен на билеты на 6,5% является необходимой мерой для того, чтобы «увеличить доход и бороться с конкурентами», является верным, но на самом деле были и другие способы заработать аналогичную сумму денег. Например, чуть больше успеха на поле принесли бы дополнительные средства, этого можно было достичь либо через премьер-лигу (достаточно было занять второе место) или через большее количество побед в Лиге чемпионов (достаточно было выиграть у «Шахтера» и «Браги» на выезде). Или как насчет 3 млн фунтов дополнительных расходов при приобретении клуба Стэтом Кронке?

Как гласит старая английская поговорка, было бы желание, а возможность найдется. К сожалению, в клубе думают иначе, и эту позицию в одном из интервью американскому журналу объяснил Том Фокс. Ознакомившись с листом ожидания сезонных абонементов, состоящим из 40 000 человек, он сказал: «Как спортивный директор американской школы… ты сразу же начинаешь думать, что взимаешь недостаточную сумму за билеты». В мире бизнеса повышение цен часто называют путем наименьшего сопротивления, и владельцы футбольных клубов с радостью перенимают этот принцип, особенно учитывая то, насколько «клиенты» преданны бренду. В конце концов, навряд ли, фанат «Арсенала» переметнется на сторону «шпор».

14. Удастся ли удержать посещаемость на текущем уровне?

Средняя посещаемость «Арсенала» составляет 60 000 и является второй в Англии после 75 000 у «Манчестер Юнайтед» и 7-ой в Европе. Отличный результат, но такой уровень поддержки никто не может воспринимать как должное. С «Эмирейтс» ушел не только успех, но и испарилось качество футбола, что, безусловно, приводит к уменьшению общей привлекательности «продукта» (говоря на языке маркетинга). В добавок к этому, определенный эффект может оказать экономический кризис, так как некоторые фанаты просто-напросто не смогут позволить себе ходить на матчи «Арсенала». Этот факт признает и Венгер: «Стадионы по всей Европе скоро перестанут заполняться полностью, и мы уже начинаем ощущать это».

Клубы с лучшей средней посещаемостью:

Продолжение следует...

Киран О’Коннор, Swiss Ramble

Читайте также летнюю статью Кирана о финансах «Арсенала»:

Трансферный бюджет «Арсенала»: часть 1

Трансферный бюджет «Арсенала»: часть 2

Трансферный бюджет «Арсенала»: часть 3