13 мин.

Шестнадцать лет спустя

Самая знаменитая гонка в календаре Формулы-1 в этом году ознаменовалась целым рядом достижений Ferrari и ее гонщиков. Причем эти достижения были столь долгожданны, что выглядят без лишней скромности эпохальными.

Так, победа Себастьяна Феттеля стала первой для Ferrari в Монако аж с 2001 года. Тогда же состоялся и последний дубль "Скудерии" в княжестве, завоеванный легендарным дуэтом Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло. Последний же дубль "красных" вообще до настоящего дня был в Гран-при Германии 2010 года, где первое и второе места заняли Фернандо Алонсо и Фелипе Масса.

Накануне в субботу квалификация также завершилась триумфом "Скудерии". Но если Ferrari уже занимала в этом году весь первый ряд стартового поля, в Сочи, то в Монако произошло другое знаменательное событие. Кими Райкконен завоевал поул, семнадцатый в своей карьере, - и первый с Гран-при Франции 2008 года. С того момента Кими провел в Формуле-1 128 Гран-при, считайте, половину карьеры.

Просто вспомните, что вы делали в мае 2001 года, в июне 2008 года и в июле 2010 года. Вспомните, - и ощутите, сколько времени прошло с тех достижений "Скудерии Феррари".

О том, что Ferrari будет в Монако на этот раз сильна, говорили заранее. Даже в Mercedes признавали, что для их длиннобазного болида W08 узкие улочки Монте-Карло подходят не лучшим образом. В итоге Ferrari в субботу просто доминировала, не оставив соперникам ни шанса. После Сочи полный первый ряд в исполнении "Гарцующего Жеребца" уже не удивлял особо, но зато было очень приятно за одного человека. Кими Райкконен провел эту квалификацию на высшем уровне. Он доказал, что скорость по-прежнему при нем. Ну а мы подобного результата от Кими уже заждались. Финн мог отпраздновать триумф еще в Сочи, но в итоге это событие пришлось на эту экстраординарную трассу. В свое время Кими Райкконен уже добивался успеха в Монако. В 2005 году он завоевал поул-позицию, стартовав с которой одержал победу в Гран-при за рулем McLaren Mercedes. В то время Кими не без оснований мог считаться быстрейшим гонщиком Формулы-1.

Себастьян Феттель похоже слишком сильно желал добиться успеха, так что не смог обойтись без помарок. В итоге он опередил всех соперников Ferrari, но уступил напарнику. Валттери Боттас - лучший из Mercedes, оказался третьим, проиграв пилотам "Скудерии", но опередив пару Red Bull. Причем Макс Ферстаппен смог оставить позади Даниэля Риккьярдо. Учитывая непростые отношения Макса с этой трассой, это безусловно прогресс. Нельзя не отметить и еще одного пилота в цветах Red Bull. Карлос Сайнс, квалифицировавшись шестым, выступил экстраординарно.

Должно быть странно, что один человек до сих пор не был упомянут. Что делать, но для Льюиса Хэмилтона квалификация в Монако сложилась ужасно. Он не был доволен своей машиной на первой попытке второго сегмента, из-за чего показал слабый результат. Соответственно, ему требовалась нормальная вторая попытка, но на быстром круге в районе "Бассейна" Льюис увидел желтые флаги... Перепилотировав и задев барьер свою машину разбил Стоффель Вандорн. Так Льюис оказался за гранью третьего сегмента. После квалификации он не мог скрыть глубины своего разочарования.

Хэмилтон был не единственным, кто пострадал из-за аварии Вандорна. Даниил Квят также находился на быстром круге и претендовал на попадание в десятку. Еще несколько гонщиков находились в этот момент на быстром круге.

При этом по иронии судьбы как раз Стоффель Вандорн сумел оказаться в Топ-10. Разумеется в третьем сегменте он на трассу выехать уже не мог. Но в итоге в десятке лучших квалификации оказались сразу две McLaren-Honda. Кроме Вандорна в Топ-10 прошел и Дженсон Баттон, на этот уик-энд заменивший Фернандо Алонсо, который в это время готовился принять участие в "500 милях Индианаполиса". Таким образом, как и ожидалось McLaren действительно был в Монако в неплохой форме. Две машины в десятке лучших квалификации - это достижение для McLaren в его нынешнем состоянии. Следовало ли Алонсо жалеть, что он пропустил этот момент? Скажем, зная способность Фернандо выжимать из машины все и даже больше, он мог подняться еще на две-три позиции выше. Старт из первой десятки позволял бы испанцу претендовать на неплохие очки. Но что с того, когда он стартовал пятым в Индианаполисе, где имел все шансы на победу в гонке?

Кстати, все равно McLaren не суждено было стартовать из первой десятки. Вандорн получил штраф еще в Барселоне, из-за чего опустился на три позиции вниз. Ну а Баттон, вернувшийся на одну гонку в Ф1... Из-за замены элементов силовой установки Дженсон получил штраф в 15 позиций. Затем McLaren решил внести изменения в машину и Дженсон принимал старт в гонке с пит-лейн. Когда он уже подъезжал к выезду с пит-лейн перед стартом гонки, на связь с ним по радиоэфиру вышел Фернандо Алонсо с товарищеским напутствием. Это был классный момент, очень душевный!

На старте вся лидирующая группа сохранила свои позиции, что лишний раз показало важность квалификации в Монако. Кими возглавил гонку, опережая Феттеля, - две Ferrari возглавили пелотон как в старые добрые времена. Идущий третьим Боттас то чуть отставал, то наверстывал упущенное. На хвосте Mercedes сидели два Red Bull, Ферстаппен и Риккьярдо. Карлос Сайнс уверенно шел шестым.

В середине пелотона Льюис Хэмилтон преследовал Даниила Квята. Но не только не предпринимал попыток атаки, - Квят удерживал минимальный разрыв, особо и не позволяя Льюису приблизиться. То, что Toro Rosso спокойно держалась впереди Mercedes, было приятно.

В самом хвосте пелотона Дженсон Баттон, начавший гонку с пит-лейн, наседал на Паскаля Верляйна на Sauber.

Такое положение продолжалось на протяжении долгих кругов. Пусть пелотон шел довольно плотно, никто не предпринимал каких-то попыток атаки, но это обычное для Монако дело. Ведь если где-то в Ф1 действительно невозможно обгонять, то это именно здесь, в Монте-Карло. Особенно на широких машинах нынешнего поколения и с практически неизнашиваемыми шинами. Невозможность обгона в Монако в дальнейшем получила несколько практических доказательств в течение этого дня.

В начальной фазе гонки из заметных событий произошли только сход Нико Хюлкенберга, шедшего десятым, из-под капота желтого Renault которого пошла струйка дыма; и легкий удар Серхио Переса в Toro Rosso Карлоса Сайнса. Перес накануне квалифицировался седьмым и занимал эту позицию в гонке; мексиканец всегда уверенно выглядел на улицах Монако. Чеко повредил переднее крыло своей Force India и был вынужден совершить внеплановый пит-стоп, на котором ему сменили передний обтекатель. Перес откатился сильно назад, и это была бомба замедленного действия.

С учетом невозможности обгонов в Монако следующим после старта решающим действием становятся пит-стопы. Самые мягкие компаунды Pirelli - UltraSoft и SuperSoft в этом году достаточно износостойки; таким образом, исходить приходилось из тактики одного пит-стопа.

Есть наблюдение, что останавливаться первым в Монако не стоит, - преимущество получает тот, кто проводит пит-стоп позже. Тем не менее в этой гонке нашлись те, кто предпочли рискнуть ранним пит-стопом в надежде на так называемую "подрезку". И первым таковым стал Макс Ферстаппен, которого Red Bull надеялась вывести вперед Боттаса. В Mercedes мгновенно среагировали на угрозу со стороны Red Bull, и кругом спустя зазвали Валттери в боксы. Таким образом финн удержал позицию впереди голландца, но в конечном счете потерял позицию. Шедший позади этих двух гонщиков Дэн Риккьярдо задержался на трассе еще на пять кругов и когда покинул пит-лейн, оказался впереди пары Боттас-Ферстаппен, выйдя на третье место. В отношении этой группы правило более позднего пит-стопа сработало очень четко.

Сработало это правило и в отношении пары лидеров из Ferrari. Кими Райкконена зазвали в боксы раньше, что позволило Феттелю возглавить пелотон. Шины позволили Себастьяну еще пять кругов оставаться на трассе, причем эти круги Себ прошел в очень высоком темпе. В итоге на трассу он вернулся лидером, оставляя Кими позади.

Разумеется сразу пошли разговоры, что дело не обошлось без командной тактики. Но здесь необходимо заметить, что такие разговоры в Монако вообще не редкость, когда две машины одной команды возглавляют пелотон, а цена пит-стопов столь высока; в прошлые годы недовольство тактикой так или иначе раздавалось в адрес Mercedes.

Зачем надо было зазывать Райкконена в боксы так рано, мне лично непонятно. Но тот факт, что Феттель на дистанции гонки был быстрее, неоспорим. Как только перед Себастьяном открылась чистая трасса, он сразу взвинтил темп. Тем не менее, явных признаков командной тактики замечено не было, и мнение экспертного сообщества также разделилось. Скажем, в Ferrari могли реагировать на пит-стопы Ферстаппена и Боттаса, опасаясь уступить кому-либо из этих гонщиков, которые до пит-стопов не отставали слишком сильно.

Быть может это наивное мнение, но на мой взгляд, победа Кими Райкконена была бы желанным событием и для всей Формулы-1, и для Ferrari в частности. Это было бы просто красиво. Сейчас начало сезона, а не его решающая стадия, чтобы все усилия сосредоточить на борющемся за титул Феттеле. И сейчас в Ferrari нет явной градации на первого и второго номеров, как это было во времена Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, а затем повторилось в случае Фернандо Алонсо и Фелипе Массы.

Так пит-стопы внесли решающее влияние на итоговую расстановку. Феттель лидировал, опережая Райкконена; в следующей группе Риккьярдо опережал Боттаса и Ферстаппена; Сайнс по-прежнему был шестым. Льюис Хэмилтон, сильно оттянув свой пит-стоп, поднялся на седьмое место, последовательно опередив Квята, Кевина Магнуссена и Романа Грожана. Льюис преследовал Карлоса Сайнса, но как и в начале гонки, Mercedes не имел решающего преимущества перед Toro Rosso.

Так все продолжалось без особых событий вплоть до момента, когда Дженсон Баттон окончательно не заскучал, замыкая пелотон. Ну в самом деле, даже непонятно, прочувствовал ли Дженсон изменения в этих машинах по сравнению с прошлым годом; в Монако мощность двигателя не играет особой роли, особо скоростных поворотов тоже нет, и он плелся позади пары Sauber. Заметив, что шины на болиде Верляйна уже изношены и чувствуя свое превосходство в скорости, Дженсон решил не отсиживаться позади. Будучи быстрее Верляйна на втором секторе, на спуске к набережной, Баттон решился на атаку. На входе в "Портье" Паскаль раскрыл траекторию, и Дженсон ринулся внутрь. Но Верляйн даже не видел атаки, - в этом месте никто никогда не обгоняет, разве только круговых. В последний момент Дженсон увидел, что Паскаль захлопывает траекторию, но деваться уже было некуда. Болиды соприкоснулись колесами, и Sauber подлетел. Никогда не видел подобной аварии в Ф1 - болид словно встал на бок, облокотившись на ограждение, перпендикулярно к поверхности трассы. Это было опасно, так как гонщик мог удариться головой об ограждение. Так и получилось, но к счастью Паскаль Верляйн на первый взгляд не получил травм, был в сознании и самостоятельно выбрался из кокпита, когда маршалы "отскребли" болид от стенки. В случае с Верляйном был вообще вероятен опасный рецидив травмы.

Дженсон Баттон же со сломанными крылом и подвеской добрался через тоннель до шиканы на набережной, высекая искры, где и остановился. Так, по большему счету бесславно, закончилось возвращение английского ветерана за руль McLaren; можно сказать, развеялся малость. Заодно получил на свой счет штрафные баллы и потерю позиций на старте в следующем Гран-при. Если конечно Дженсон еще соберется выйти на старт.

Все попытки обгонов вышли в прошедшем Гран-при именно такими неловкими. Если раньше в Монако получались обгоны за счет значительной потери кондиций шин у соперника, благодаря чему получалась значительная разница в скорости; вдобавок машины были уже, то теперь и физически широким машинам стало меньше места, и значительного преимущества в скорости никто не имел.

Разумеется авария Верляйна с Баттоном повлекла появление на трассе автомобиля безопасности. На рестарте как всегда было некоторое обострение борьбы. Феттель грамотно провел рестарт, не дав соперникам ни шанса, а вот Риккьярдо справился не столь здорово. Он "проспал" разгон на стартовой прямой, а на выходе из St. Devote вообще умудрился задеть стену, - Боттас тут же ринулся в атаку. Но Даниэль сразу же его заблокировал, сохранив третью позицию.

Зато позади накопившаяся агрессия Чеко Переса дала выход. Мексиканец без потери позиций провел пит-стоп под пейс-каром, поставив комплект UltraSoft. Конечно у него было преимущество в скорости над болидами впереди. На рестарте Серхио агрессивно атаковал Стоффеля Вандорна, который уже долгое время стабильно занимал десятое место и был недалек от того, чтобы принести McLaren-Honda первое очко в сезоне. Перес настырно нырнул на внутреннюю траекторию, которую Вандорн был вынужден ему освободить. В итоге Чеко спокойно проехал соперника, в то время как Вандорн не удержался на внешней стороне St. Devote и приехал прямиком в стену. Так надежды McLaren на очки в очередной раз оказались развеяны. Может быть подизносившиеся шины у Стоффеля потеряли рабочую температуру, или действительно двум болидам не хватило широты трассы... Раньше подобные обгоны проходили в St. Devote чисто, хотя и аварий также хватало. Но эту атаку Переса с трудом можно назвать чистой, хотя болиды и не коснулись друг друга.

Право, лучше бы Вандорн "захлопнул калитку", и два болида остались бы в St. Devote, а не один. Так как Перес на этом не успокоился и пятью кругами спустя нанес атаку на Даниила Квята, которую наш гонщик назвал атакой из PlayStation. Мексиканец просто сунулся внутрь шпильки Rascasse, в которую наш гонщик входил по обычной гоночной траектории, не кроясь. Конечно Force India просто ударила в борт Toro Rosso, вынеся соперника. Очень жаль, так как Квят шел на верное девятое место и проводил очень неплохой Гран-при.

При этом и сам Перес много потерял, - он был вынужден совершать лишний пит-стоп, получил штраф в этой гонке и штрафные баллы, и остался и вовсе без очков. Но его комментарий звучал и вовсе странно, - дескать Квят не оставил ему места, в отличие от Вандорна. Просто восхитительно!

Проблемами соперников воспользовались Фелипе Масса, вернувшийся в очки после пары провальных гонок (впрочем и этап в Монако давался Williams туго), и Кевин Магнуссен. Благодаря десятому месту датчанина и уверенному восьмому у Грожана Haas F1 впервые в своей недолгой истории набрал очки сразу двумя машинами.

Mercedes впервые с прошлогодней Испании остался без подиума. И если Боттас провел в принципе неплохую гонку, для Хэмилтона это был страшно разочаровывающий уик-энд.

Но сколь же восхитительно выступает Карлос Сайнс! Он в очередной раз, кстати, повторил свой лучший результат в карьере, шестое место, но его выступления говорят об одном, - парень готов получить место в топ-команде. Он почти в одиночку набирает очки Toro Rosso, и команда уже вышла на пятое место в Кубке конструкторов, оставив позади Williams (обладающий, между прочим, моторами Mercedes)! В личном чемпионате Сайнс опередил Фелипе Массу, что также говорит о многом. Карлос практически каждый уик-энд добивается максимума возможного. И это ориентир для Даниила Квята. Да, Дане часто не везет. Но...

И, конечно, главные триумфаторы. Себастьян Феттель однажды уже побеждал в Монако, достаточно давно уже, в 2011-м. Но а теперь он принес столь долгожданную победу для Scuderia Ferrari. И ведь прежним победителем за рулем Ferrari в Монако был именно Михаэль Шумахер. Какие параллели!

Дубль Ferrari, первый с памятной Германии 2010 года. Тогда был последний год, когда Ferrari имела машину, по скорости позволявшую бороться за чемпионат. Ведь в 2012 году то, что Алонсо до последнего этапа сохранял шансы на титул было каким-то чудом, Фернандо выжал из той машины больше, чем она могла позволить, в то время как по скорости доминировал Red Bull. И вот в 2017-м Ferrari снова имеет машину, позволяющую претендовать на чемпионство. Феттель отрывается от Хэмилтона на 25 очков - расстояние одной победы. Ferrari возвращает себе лидерство в Кубке конструкторов. Ferrari возвращается, - теперь об этом можно говорить с уверенностью.

Надо было видеть эти лица. Счастливый Феттель. Расплывающийся довольной улыбкой Дэн Риккьярдо, составивший на подиуме компанию гонщикам Ferrari. На этот раз Даниэль был третьим, - и счастливым, а год назад вторым, и мрачнее тучи. Мрачным был в этом году Кими, во время интервью призеров спрятавшийся за темными очками; видимо второе место в Монако делает людей мрачными. Но год назад победу потерял Риккьярдо, а теперь Райкконен. Тогда была явная ошибка команды, теперь просто тактика Кими оказалась менее удачной, чем у напарника. И все тот же вопрос...

P.S. В этом году в Монако построили новый подиум, гонщикам понадобилось подниматься на уровень второго этажа, и это оставило странные впечатления. Раньше в Монако был уникальный в Ф1 импровизированный подиум в княжеской ложе, и он создавал особую атмосферу. Теперь здесь попытались изобразить порядки княжеского двора, и все выглядело как-то неловко. Эта замечательная аристократическая семья по традиции вручила призы, вечно молодящийся князь, вечно печальная княгиня. А затем гонщики будто бы испытали легкую неловкость, когда им предложили воспользоваться гигантскими бутылками шампанского. И все же они устроили победный душ, стараясь при этом не задеть членов княжеской семьи, а те стояли на втором плане, и честно говоря, создалось впечатление, что они немного чужие на этом празднике. Все же гонщики, даже вымуштрованные корпоративными пиар-службами, остаются немного отвязными парнями, и не надо им в этом препятствовать. Хочу сказать, что в прежнем формате подиума в Монако все были на своем месте, и это было замечательно. Но легенда в любом случае остается легендой.