9 мин.

Как «Арсенал» использовал слабости «Лестера»

Вадим Лукомский разбирает драматичную победу «Арсенала».

Арсен Венгер внес два изменения в состав, который победил «Борнмут» туром ранее – вместо Матье Фламини окончательно вернулся Франсис Коклен, место выбывшего перед игрой Габриэла занял Пер Мертесакер.

Клаудио Раньери выставил абсолютно тот же состав, что переиграл «Ман Сити» на «Этихаде», тем самым установив рекорд сезона – 6 матчей подряд стартовый состав без изменений.

«Арсенал» против контратак «Лестера»

Контратаки «Лестера» давно превратились в общеанглийский тактический ребус. Джейми Варди постоянно находится в движении и ищет малейшую возможность ворваться в пространство, которое при подключениях оставляют крайние защитники соперника. Его партнеры в свою очередь не стесняются играть прямолинейно, при любой возможности доставляя Варди мяч – как правило, дальними передачами. Ребусом эту простую схему атаки делает тот факт, что совсем лишить «Лестер» пространства практически невозможно: если ты постоянно играешь с глубокой обороной и без подключений крайних защитников, команда лишается компактности впереди и не может полноценно атаковать; любой другой вариант предполагает риски той или иной степени.

Юрген Клопп в успешном матче первого круга пошел первым путем. Велел обороне располагаться чрезвычайно низко (особенно центральным защитникам), минимизировал количество рискованных передач, полагался на дальние забросы – в итоге, нейтрализовал соперника ценой скудной игры в атаке собственной команды. Луи ван Гал специально под встречу с «лисами» переключился на формацию с 3 центральными защитниками – его план сработал против контратак, но упростил жизнь «Лестера» в обороне.

«Арсенал» же стал, возможно, первой командой, совладавшей с угрозой, при этом действуя в естественной для себя манере (да-да, пенальти родился из контратаки, но это был по сути единственный подобный эпизод, и в нем «Лестеру» слегка повезло с тем, куда полетел мяч после перехвата Монреаля). Огромную роль в успешности сыграл контрпрессинг. «Арсенал» не применяет его абсолютно в каждой игре (особенно после эпидемии травм), но давно работает над ним (о чем здорово рассказывал летом Джек Уилшер) и владеет приемом на хорошем уровне.

К ключом к возвращению и успеху контрпрессинга стал Коклен. Франсис один из немногих агрессивных опорников, которые отлично чувствуют момент, когда лучше поддержать прессинг, а когда сразу переходить в позиционную оборону и страховать защиту. Конечно, прессинг сразу после потери мяча требует большого объема работы от всех игроков, но именно грамотные решения Коклена «склеивали» команду в такие моменты.

Два примера с разными, но очень точными решениями французского опорника: 1. страхует. 2. поддерживает. Первое также хорошо демонстрирует банальное желание других игроков «Арсенала» (особенно Аарона Рэмзи и Алекса Окслейда-Чемберлена) максимально быстро возвращаться в оборонительную схему – да, это базовые вещи, но тому же «Сити» неделю назад этого здорово не хватало.

Стандарты «Арсенала»

«Арсенал» забил решающий гол со стандарта, но он, пожалуй, был не столько примером оголения «канонирами» персональной опеки «Лестера», сколько просто ужасной игры в обороне. Но в целом команда Венгера очень здорово подготовилась к стандартным положениям в атаке. При угловых (особенно в более спокойной обстановке первого тайма и счета 0:0) «Арсенал» использовал один и тот же прием, который регулярно приводил к острым моментам.

На 2-й минуте он привел к удару Алексиса Санчеса. На 26-й пробил Оливье Жиру. Но, пожалуй, чтобы проследить идею, лучше разобрать прием на примере неудачного корнера. Угловой на 35-й минуте, после которого до мяча недотянулся пытавшийся пробить Лоран Косьельни. Рэмзи уводит Синдзи Окадзаки, подача следует в зону Жиру/Косьельни, один из которых также уводит своего игрока в этом направлении. В итоге, стандарт превращается в индивидуальную дуэль Косьельни и Хута в разряженном пространстве – что очень хорошо для атакующей стороны.

«Арсенал» использует схему опеки «Лестера»

В последнее время Раньери изменил роль Варди без мяча. Если ранее (особенно в больших матчах) команда располагалась по схеме 4-4-2-0 аля-«Атлетико» (Варди и Окадзаки опекали опорников противника), то сейчас для большей контратакующей угрозы и, частично, чтобы поддерживать его свежесть тренер освобождает Варди от этой части оборонительной работы. Как следствие, один из опорников соперника оказывался свободным.

Разумеется, «Лестер» стремился к тому, чтобы этим игроком максимально часто оказывался Коклен (или Фернандиньо на прошлой неделе). Но, когда случалось иначе, возникали проблемы – поддерживая компактность, «Лестер» располагается относительно высоко, игрок с хорошим пасом может воспользоваться пространством за спинами защитников, если его никто не прессингует. Вот пример с Рэмзи, а вот – с Озилом.

У «Лестера» также возникали проблемы в ситуациях, когда Жиру оттягивался глубже для игры в стеночку с кем-то из партнеров. Слишком часто центральный защитник «Лестера» следовал за ним, а «канониры» быстро использовали освобожденную зону – пример.

В остальном, до удаления «Лестер» был традиционно хорош в позиционной обороне – компактным блоком они нейтрализовали главные достоинства «пушкарей» и вынудили их пользоваться даже мелкими побочными недостатками своей системы. «Арсенал» тоже заслуживал небольшой похвалы – они использовали эти недостатки лучше других недавних соперников «лис», во многом потому что их попытки оголения выше упомянутых моментов были постоянными (умышленными), а не единичными.

Роль Санчеса

«Арсенал» сдержал контратаки соперника, но позволил «Лестеру» больше, чем следовало бы ожидать (от «Лестера» вообще и в матче с владением 70% на 30%) в позиционных атаках. Чаще всего «лисы» пользовались хаосом, который рождался из недоработок Алексиса Санчеса. Пример. Вероятно, из-за неполной готовности после возвращения чилиец регулярно освобождается (сам или штабом?) от возвращения в оборонительную схему в такт со всей командой, иногда не возвращаясь вообще, иногда возвращаясь позже.

Такую тактику нередко используют для того, чтобы быть острее в контратаках за счет стартовой позиции быстрого игрока, но данных преимуществ в упомянутых играх «Арсенал» практически не извлекал. Скорее всего, это банальный вопрос физической готовности. Вчера же все усугублялось необходимостью высоко прессинговать. 

11-на-10

Раньери по сути потратил две замены, отвечая на удаление. Сперва Марчин Василевски вышел вместо Рияда Мареза – команда перешла на схему 4-4-1 (в которой Василевски расположился српава в защите, Окадзаки исполнял сдвоенную роль – закрывать правый фланг полузащиты и поддерживать Варди при атаках). Но вскоре вместо Окадзаки вышел Демерэй Грэй (расположился слева, направо переместился Марк Олбрайтон). В итоге, Раньери получил 4-4-1 с не самым дисциплинированным Грэем на фланге. Это выглядит странным, хотя бы потому что 4-4-1 с не самым дисциплинированным вингером он мог получить, оставив на поле Мареза и просто заменив Окадзаки на Василевски. Еще более неприятной для итальянца ситуацию сделала ошибка Грэя в первом пропущенном мяче.

Но непосредственно на ход матча больше влияния оказала стратегия «Арсенала». Оба гола были забиты вышедшими на замену футболистами, но это не самое важное. Слишком многие команды, получая численное преимущество либо продолжают играть так же, как играли до него, либо просто увеличивают количество атакующих игроков на поле (без особого замысла). У «канониров» же был четкий план. Суть плана хорошо демонстрируется первым мячом:

Оборону «Лестера» дезорганизовал достаточно простой пас Рэмзи на фланг. Футбол «Лестера» строится на узкой обороне, которая вынуждает соперника отдавать мяч во фланг, где его накрывает один из нападающих «Лестера» вместе с вингером (который изначально располагается узко, но пытается прибежать сюда, пока исполняется пас). В меньшинстве у «лис» стало на одного нападающего меньше, что ставило вингеров перед неловким выбором: давать свободу для навесов, либо бросать свою зону в центре, но с шансами на отбор почти в два раза меньше, чем при поддержке от нападающего (в равных составах).

«Арсенал» очень умело этим пользовался. Рэмзи быстро и качественно принимал решения о таких передачах (а главное не откланялся от этой инструкции). Фланговые игроки (даже Санчес) в свою очередь располагались шире для получения мяча. В результате, за отрезок в большинстве «Арсенал» исполнил 31 навес, из них 10 точных (очень высокая точность, обычно она не превышает 10%). «Канониры» однозначно доминировали в этот отрезок и создали много действительно острых моментов.

С выходом Уэлбека «Арсенал» возвел этот план в квадрат – Озил переместился в опорную зону к Рэмзи, там стало еще одним игроком больше для исполнения таких передач, а в штрафной стало одним игроком больше для использования навесов.

Итог

Сильный в тактическом плане матч в исполнении «Арсенала». В широких кругах «канониров» все еще считают командой без тактической гибкости в больших матчах (еще раз здравствуй, Гари Невилл), эта игра при прочих равных могла бы стать весомым аргументом в противовес нелепому мифу. Вероятно, акцент будет сделан на драматичности развязки, но это не должно перечеркивать хорошей работы «пушкарей» и того факта, что победный гол при прочих равных должен был случиться раньше.

Мы узнали мало нового о «Лестере» из этой игры. Они традиционно компактно и классно оборонялись в равных составах, главное отстранение от их базового плана (смелая роль Варди) одновременная сработала (пенальти) и не сработала (лишняя свобода креативным игрокам «Арсенала»). Замены Раньери после удаления были странными, но едва ли уместна их чрезмерная критика: план «Арсенала» при игре в большинстве и их замены все-таки оказали намного более весомое влияние на ход игры.

Читайте также: «Манчестер Сити» – «Тоттенхэм». Тактический разбор