12 мин.

«Он ходячая катастрофа, которая бегает вокруг с развязанными шнурками». Отрывок из биографии Диего Косты

Блог «Англия, Англия» перевел отрывок из книги Франа Гильена «Искусство войны», в котором рассказывается о том, как бывший форвард «Атлетико» справлялся с проблемами в аренде в клубе второго дивизиона Испании.

Летом 2007 года, только прибыв в мадридский «Атлетико», Диего Коста отправился в летний тренировочный лагерь клуба, став еще одним молодым игроком, оттачивающим футбольное мастерство. Хотя для Косты это станет первой из множества летних проверок в форме «рохибланкос».

Его представление СМИ 10 июля стало памятным по двум причинам. Во-первых, президент клуба, Энрике Сересо, смело заявил, что подписан «новый Кака», а клуб сделал необычный шаг в представлении СМИ, которые в то время знали мало или вообще ничего об игроке, дополнив пресс-релиз кое-чем необычным. Журналист Серхио Перела, который был на этом мероприятии, объясняет: «О нем было так мало известно, что кроме обычного пресс-релиза, они дали нам DVD-диск с его некоторыми игровыми моментами».

В то утро, говоря на португальском не сильно отличающимся от его теперешнего испанского, Коста описал себя как «оттянутого нападающего с неплохой скоростью» и заверил сидящих в VIP-ложах на стадионе «Висенте Кальдерон», что всегда мечтал «выступать за такой великий клуб». Также Диего надеялся доказать всем «из чего он сделан».

Предсезонка «Атлетико» стартовала накануне этой пресс-конференции – 9 июля – когда «матрасники» играли с «Мансанарес». Впереди клуб ждал отборочный этап кубка Интертото, который станет билетом «Атлетико» в кубок УЕФА. Путь получится по-настоящему тернистым. Единственный гол Диего Форлана в ответном матче третьего раунда в противостоянии с «Глория Бистрица» был необходим для того, чтобы пройти румынский клуб по правилу выездного гола. Однако Коста не принимал участие в этих ранних стадиях европейской кампании «Атлетико».

«Коста только оправился от полученной травмы. Он должен был вернуться к тренировкам, а его шнурки были развязаны», – так говорит о первых днях бразильца в Испании Гарсия Питарч, спортивный директор «Атлетико».

«Он также всегда был в конце группы, когда команда нарезала круги. Он предпочитал придерживаться внутренней дорожки, бегая короткие дистанции. Тренер первой команды, Хавьер Агирре, однажды пришел встретиться со мной и пожаловаться. «Этот парень – настоящая заноза в заднице. Чем раньше ты отправишь его в аренду и избавишь меня от этой головной боли, тем лучше. Он просто ходячая катастрофа, которая бегает вокруг с развязанными шнурками».

«Я ответил строго, сказав: «Хавьер, именно для этого ты здесь – научить его правильным вещам. Могу поспорить, тебе не пришло в голову, что его шнурки развязаны, потому что он вернулся после шестимесячной травмы и все еще чувствует боль. Может быть, он занимает внутреннюю дорожку, потому что не придумал ничего лучше. Это твоя работа – воспитать парня и объяснить эти вещи ему. Не надо предполагать, что он знает, что надо делать. Сейчас мы говорим не о 30-летнем профессионале. Это 18-летний пацан, который все еще учится».

«Затем, две недели спустя, Хавьер вернулся ко мне и сказал: «Ты был прав. Я поговорил с ним, и он принял все к сведению. Я в восторге». Иногда вы должны помочь молодым игрокам чуточку больше, чтобы не дать им испортиться».

Было решено, что Коста будет отдан в аренду «Сельту». «Мы все – Рамон Мартинес, Мануэль Гарсия Кильон, Магель Анхель Марин и я – собрались в ресторане «Гойсеко», который находится в мадридском отеле «Веллингтон», – вспоминает Питарч. «Мы согласились отдать в аренду Марио Суареса и Диего Косту. Я предупредил Рамона Мартинеса, что Диего нужно контролировать, так как ему лишь предстояло научиться быть настоящим профессионалом. У него практически не было опыта игры за клуб. Он также по-настоящему не понимал кодекс поведения в раздевалке, который мы от него ожидали. По большей части он был весьма наивен. Я сказал ему: «Если не будет следить за Костой, это станет катастрофой. Это будет стоить нам денег и лишит меня потенциально великолепного игрока».

Прибыв в Виго, Коста являлся все еще никому не известным игроком. «Я только оправился от травмы. Люди вероятно ждали от меня не слишком многого», – говорит он. Роберто Лаго, который тогда только пробился в первую команду «Сельты», соглашается: «До того никто из нас не слышал о нем. Мы были сильно удивлены, когда оказалось, что он такой хороший футболист».

Рамон Мартинес говорит: «Мы были в восторге от его игры с первого же дня. Именно тогда мы начали верить, что обладаем составом, который способен на многое». К сожалению, большие надежды «Сельты», в конце концов, были разбиты. Несколько игроков из команды, вылетевшей из примеры сезоном ранее, остались с клубом, включая главного тренера Христо Стоичкова, который был назначен в конце ужасного сезона 2006/07 вместо невезучего Фернандо Васкеса.

С той поры игра Косты сравнивалась с действиями агрессивного болгарина в помпезности. Вскоре Диего стал регулярным игроком команды обладателя «золотого мяча» 1994 года. Бразилец в белых бутсах и приспущенных гетрах, натянутых поверх щитков, который были специально уменьшены ответственным за экипировку в «Сельте», вскоре начал забивать голы за новую команду. Также он быстро оказался в центре внимания по другим, менее позитивным причинам.

В седьмом матче команды в чемпионате «Сельта» дома играла с «Хересом» и доминировала на протяжении всей встречи. Коста забил свой первый гол в испанской лиге, поразив ворота в прыжке из вратарской площади за 15 минут до конца матча. Он поднял руки к небесам в жесте, который больше говорил о явном облегчении, чем о каком-либо религиозном поклонении. Но на этом празднование гола не закончилось. Его партнер по «Сельте» Хесус Перера дал такое описание: «Я помню, как он подбежал к угловому флажку и начал дурачиться с мячом, скакал, как наездник на быке».

Футболисты «Хереса» быстро отреагировали. Коста, который никогда не чурался вступать в перепалки, рассмеялся в ответ на их реакцию. Страсти накалились до предела. Агус, защитник «Сельты» в то время, вспоминает: «Антонито [нападающий «Хереса»], в частности, принял эту выходку близко к сердцу, но я не думаю, что этим Коста хотел кого-либо обидеть. Просто бразильцы иногда ведут себя так».

«Он не играл в ответной встрече в Хересе, – добавляет Фернандо Салес, игрок «Сельты». – Это все потому, что никто не забыл его выходку. После матча мы объяснили ему, что в Испании не стоит вести себя подобным образом».

Судья показал Косте желтую карточку, вторую для него в матче – первое удаление нападающего с момента прибытия в Испанию. Позже на пресс-конференции он принес извинения: «Я был не прав, и мне жаль. Я знаю, что не должен был делать этого, но это был лишь спонтанный поступок. Это больше не повторится».

Когда его спросили о еще больших неприятностях в подтрибунном помещении после матча, Коста отрицал вовлечение в любой инцидент, но подтвердил, что если что-нибудь случилось, он с большой вероятностью стал бы частью этого: «После встречи ничего не произошло. Знаете, я не трус. Я человек и ничего не боюсь». Его публичные извинения не спасли от упреков главного тренера. «Стоичков сильно разозлился», – вспоминает партнер по команде Антонио Нуньес.

Через несколько дней болгарин решил уйти в отставку, сославшись на личные проблемы. «Я ждал хороших результатов до того, как принял решение уйти», – объясняет Стоичков. Такие новости вызвали немало удивления у каждого в клубе, где ни для кого не было секретом, что Антонио Лопес, ассистент главного тренера, принимает все стратегические и тактические решения. Христо упаковал чемоданы и был заменен Хуаном Рамосом Лопесом Каро.

Коста столкнулся с проблемой адаптации к жизни в новом городе, сохранив при этом хорошую игру на поле. Его главным союзником в этой войне был Эугенио Гонсалес, известный в клубе как «Босман», из-за своей веры в иностранных игроков. «Очень быстро мы стали закадычными друзьями. Я был счастлив помочь ему найти свое место», – вспоминает Гонсалес.

«Я помню, насколько он был увлечен футболом. Тренировок для него было недостаточно, и он играл с товарищами на полях университета в 11 часов вечера. Я сказал ему: «Диего, ты не можешь продолжать так делать. Ты можешь получить травму». Но он ничего не мог с собой поделать. Футбол был его жизнью, и он либо играл сам, либо смотрел чемпионат Бразилии по ТВ».

Как оказалось, Босман был неправ, и молодой бразилец продолжал наслаждаться ночными вылазками под галисийскими звездами без вредоносных последствий. Между тем, своей игрой Коста завоевал множество фанатов. «Диего Коста, новое открытие «Сельты», более чем готов к матчу со «Спортингом», – заявляла газета Фаро де Виго до встречи с «Реал Спортинг», которая завершилась победным голом бразильца.

Его новый тренер, Хуан Рамон Лопес Каро, быстро заметил потенциал Косты, но специалисту также пришлось прочувствовать причуды поведения игрока. Во время шестнадцатой игры в лиге, против «Севильи Атлетико», сперва форвард получил «горчичник» за симуляцию, а затем, 19-ю минутами позже, вторую желтую за постоянные протесты в адрес решений судьи. Оказавшись в меньшинстве, «Сельта» отбивалась в надежде на ничью, но атмосфера на стадионе «Балаидос» переменилась. Болельщики, которые аплодировали ему, когда Диего уходил с поля после первой красной карточки, сейчас выказывали ропот неодобрения.

Выступления Косты были часто омрачены неоднозначными инцидентами. На прошлой неделе, в матче с «Малагой», он ударил защитника соперников Велигтона коленом в голову, нанеся травму, которая потребовала наложения шести швов. После матча Велигтон заявил, что это был уже не первый его опыт игры против Косты, с которым он уже сталкивался в юные годы во встрече с «Пенафиэлем» во втором португальском дивизионе. Велигтон предупредил судей, что те должны внимательно следить за нападающим.

Коста без обиняков ответил: «Я не хотел нанести ему травму, но весь матч он лупил по ногам меня, Контрераса и Квинси. Он и вратарь действовали чересчур резко в подкатах, но только лишь потому, что у меня не появилась кровь, никто не говорит об этом. Мне не надо бить людей, чтобы играть в хороший футбол. Я ведь не боксер. Но Веллингтон сам рад ударить соперника. Просто он не готов это честно признать. Я не знаю, на что он жалуется. Он как большая девочка. Может быть, ему стоит заняться волейболом вместо футбола».

На следующий день одна местная газета вышла с заголовком: «Диего Коста поставил на уши весь второй дивизион». По всей вероятности нападающий был больше раздражен жесткими подкатами на голландце Квинси Овусу-Абейе, который в то время являлся его лучшим другом: «Они всегда были вместе, – вспоминает Нуньес. – Остальные не могли понять, как они вообще общаются, потому что один из них мог говорить лишь на португальском, а другой – на английском».

Партнер по команде Роберто Лаго объясняет: «Диего рассказал мне, как они ладили: Я не говорю на английском, потому вместо этого мы использовали язык жестов». На самом деле мы переживали, что Квинси его испортит, потому как голландец был немного бунтарём». Рамон Мартинес подтверждает это заявление: «Квинси был феноменальным игроком, но абсолютно неуправляемым».

Позже в сезоне «Сельту» возглавил Алехандро Менедес, тренер молодежной команды, став главным тренером первой команды, четвертым за сезон. Он не часто использовал Косту, предпочитая доверить судьбу команды более опытным игрокам. В одном матче Коста вышел в старте и заработал третье удаление в сезоне. Его реакция застала главного тренера врасплох.

Менедес рассказывает следующую историю: «Мы играли с «Тенерифе» в Балаидосе и вели 2:0 к 20-й минуте матча, когда он уже имел в пассиве желтую карточку. Затем, когда мы пытались быстро разыграть штрафной, Коста оттащил соперника от мяча, получил второй «горчичник» и оставил нас вдесятером. Мы упустили победу и сыграли вничью 2:2. В раздевалке после игры он подошел ко мне и с почти детской непосредственностью сказал: «Мистер, пожалуйста, простите меня. Я все еще молод и знаю, что должен многому научиться».

«Я был удивлен и впечатлен тем, что игрок имел мужество и честность признать, что он облажался и уменьшил шансы команды на успех. То же самое было и с тренировками. Если Диего опаздывал, он хотя бы не нес всякую чушь. Ничего обычного вроде отмазки «мой будильник не сработал вовремя». Скорее он подойдет ко мне и прямо скажет, что не спал почти всю ночь из-за того, что играл в PlayStation. Это заставило меня мягче относиться к нему».

Коста также извинился публично: «Этот горький опыт должен меня многому научить. Я должен извлечь урок. Я должен измениться. Я понятия не имею, почему эти вещи происходят со мной», – сказал Диего, опустив голову. «Сельта» закончила сезон, с трудом сохранив прописку в лиге – слабое достижение для команды, которая начинала сезон с большими надеждами. «В конечном итоге, люди не сильно много думали обо мне. Они видели во мне некоего дебошира, – заявил Коста. – Важно изменить впечатления людей. Я всегда стараюсь отдать команде, за которую выступаю, все возможное и всегда хочу побеждать. Ненавижу проигрывать. Иногда я просто поступаю неправильно, что создает проблемы».

Его отношения с болельщиками были не особо хорошими. Несмотря на тот факт, что он и уругваец Фабиан Каноббио почти единодушно рассматривались в качестве двух лучших игроков в составе, фанаты невзлюбили бразильца за постоянные инциденты на поле и склонность возиться с мячом. «Тогда слишком легко выходил из себя, хотя в некоторых играх судьи и футболисты соперника в некотором роде ждали возможности его спровоцировать», – говорит Нуньес.

«Было ясно, что его ждет большое будущее, – добавляет Агус. – В нем можно было увидеть способности, которыми не обладает большинство игроков. Мне нравилось, как он играл спиной к воротам, доставляя проблемы  даже стойкой обороне, а затем с легкостью разворачивался и бежал к цели. Его не заботило против кого он играет – был ли это старший более опытный футболист или же нет. Есть нападающие, которые сдаются после пары грубых ударов, но не он. Он будет продолжать бороться независимо от того, сколько ударов получил. Его развитие было очень похоже на прогресс Альваро Негредо, с которым я также вместе играл. Они оба работают, чтобы улучшить свою игру. Сейчас эти двое являются превосходными нападающими».

«Он обладал почти всем необходимым, чтобы стать великолепным форвардом, – добавляет Эстебан Суарес, бывший одноклубник из Виго. – Уже тогда было заметно, насколько он был тогда талантлив, хотя не настолько как сейчас. Он превосходно играл в атаке и, что меня действительно поразило, так это то, как хорошо он играл под давлением». Каноббио добавляет: «Возможно, в то время ему было необходимо больше работать над завершением атак».

«Из всех футболистов, с которыми я работал, Диего – единственный, кто мог уйти от трех игроков на ограниченном участке без всякой необходимости выглядеть при этом элегантно, – объясняет Лаго. – Были игры, в которых он выглядел игроком принципиально иного уровня по отношению ко всем остальным участникам встречи. На тренировках он тоже был великолепен».

Его партнеры по «Сельте» единодушны по отношению к Косте как человеку. Постоянно заряженный на борьбу и мерзкий на поле, вне его Диего – абсолютная противоположность. Преодолев первоначальную робость и языковый барьер, нападающий стал очень яркой душой компании. «Он всегда приезжал на машине с музыкой на полную громкость, – говорит Агус. «Всегда поющий и танцующий», – добавляет Фернандо Салес.

Оглядываясь назад на те далекие годы, Коста сказал: «Я вырос, думая, что толкаться и бороться – совершенно нормально. Затем я вдруг узнал, что если ты бьешь другого игрока, ты попадаешь в неприятности. Ранее никто не упрекал меня в этом».

Фран Гильен, The Guardian