3 мин.

Руки прочь. Почему у Мойеса все получится в «Юнайтед»

Блог «Англия, Англия» объясняет, почему не стоит кричать о надвигающемся провале Дэвида Мойеса в «МЮ».

Последние несколько дней заставили нас выучить, что свое первое выездное манчестерское дерби сэр Алекс Фергюсон проиграл со счетом 5-1. Дэвид Мойес уступил 4-1 – в своем. Неправильно было бы связывать эти два факта и утверждать, что у Мойеса все обязательно сложится успешно или хотя бы что все может сложиться успешно.

Однако мы имеем право на другой намного более банальный вывод: провальные игры можно найти в карьере любого тренера. И именно поведение тренера в кризисных ситуациях определяет силу его характера и зачастую также его будущее в клубе.

Каждый, кому не лень, после матча кричал о том, что лишь один человек, представляющий «Юнайтед», Уэйн Руни, не сдавался до конца в этой встрече, но это наглая ложь. Таковых было, как минимум, двое – при счете 4-0 в ситуации, когда 99% тренеров начинают просто досматривать матч, параллельно придумывая себе мало-мальски убедительные оправдания для послематчевой пресс-конференции, Дэвид Мойес продолжал бороться. Он перестроил схему на 4-3-3, его команда начала неплохо атаковать, и, как минимум, случившийся за 6 минут до конца основного времени гол престижа никто не рискнет назвать нелогичным.

Кстати, оказавшись в подобной безнадежной ситуации – 3-0 и игра вдесятером – в дерби с «Сити» два года назад не сдался и Фергюсон, отважившийся сделать атакующие замены. Ход Ферги в конечном итоге лишь усугубил ужасающий для его команды матч, который завершился знаменитыми 6-1. Ход Мойеса, напротив, помог скрасить позорный результат. Хотя это совсем неважно, в подобных случаях само наличие смелой реакции важнее ее результата.

Не посчитайте это за дифирамбы тренеру, который вчистую провалил матч. Речь лишь о его поведении в безнадежной ситуации, в которую в том числе он сам себя вогнал. Безнадежная ситуация на то и называется таким образом, что изменить что-то принципиальным образом в ней невозможно. Но показать силу своего характера можно, и действия Мойеса во вчерашних матчах еще раз красноречиво подчеркнуло одну важную его черту – он, как и сэр Алекс, лидер по натуре. 

Лично я до сих пор считаю, что у него есть необходимое для того, чтобы добиться успехов в «Юнайтед». Он отлично подкован тактически – к слову, Карло Анчелотти однажды назвал его своим самым трудным тактическим оппонентом. Он, без сомнений, умеет делать игроков лучше, о чем расскажет каждый из многочисленных футболистов, перекочевавших из «Юнайтед» в его «Эвертон».

И, что важно, умеет строить команду: «Эвертон» в прошлом сезоне играл в прекрасный атакующий футбол. Я не оговорился и не переборщил в своем желании воткнуть текст побольше красивых штампов, футбол той команды можно характеризовать только таким образом. Несмотря на репутацию осторожного оборонительного тренера, «Эвертон» в последний сезон Мойеса являлся самой атакующей командой лиги: они больше всех времени проводили на чужой трети поля и заняли 4-е место по количеству явных голевых моментов.

Мне кажется именно этот стиль игры и эту команду он видит эталоном, который он попытается воссоздать в «МЮ», с поправкой на уровень исполнителей, разумеется. Некоторые элементы прослеживаются уже сейчас – Патрис Эвра взял на себя «роль Бэйнса» и создает в этом сезоне для партнеров в два раза больше моментов, чем в прошлом (0,7 в 2012/13 и 1,5 в 2013/14). Но вместе с ними ощущается и их неполноценность на данный момент – главным оружием «Эвертона» была связка Бэйнс-Пиенар с их запредельным уровнем взаимопонимания, у Эвра же в «МЮ» пока нету даже постоянного партнера по левому флангу.

Нет никаких оснований полагать, что Мойес не ведает, что творит. Даже, наоборот, определенные пока очень сырые замыслы видны уже сейчас. Очевидно, что Дэвиду необходимо время для воплощения этих самых замыслов. И в таком клубе, как «Юнайтед», он вероятно получит время. И еще пара штампов на прощанье, коль уж вышел такой текст: дайте тренеру поработать и не разводите паники. В противном случае рискуете оказаться в дураках, когда Дэвид Мойес заткнет своих критиков.