21 мин.

«Манчестер Сити». В элиту за 4 года

Гэвин Флэгг руководит аналитическим отделом в «Манчестер Сити». В интервью Forbes он попытался объяснить, что далеко не только деньги шейха Мансура позволяют клубу опережать конкурентов по премьер-лиге.

Гэвин Флэгг не просто футбольный аналитик из «Отдела анализа игры футболистов» в «Манчестер Сити», он еще и начальник этого подразделения. Когда кто-то заводит разговор об инвестициях в игроков сразу вспоминаются сотни миллионов фунтов, которые шейх Мансур инвестировал в клуб для стимулирования дорогостоящих покупок и огромных зарплат игроков и, как следствие, скачок за четыре года с 10 места в сезоне 2007-2008 на первое в прошлом году. Однако не менее важными являются и инвестиции в своих игроков, которые затрагивают все аспекты продвижения оного: от академии до первой команды. Большую роль в этом играет вышеупомянутый «Отдел анализа игры футболистов».

В этом интервью мы постараемся подробно рассказать не только о том, какие усилия приложил весь штат сотрудников «Манчестер Сити» для того, чтобы клуб в короткие сроки стал топовым и детально рассмотрим уникальность работы Флэгга и его отдела в этом процессе. Гэвин пришел в клуб летом 2008 года, когда тренером был Свен-Горан Эрикссон, а Мансур еще не купил клуб. У него уже был неплохой послужной список, в который входили «Болтон» и «Ньюкасл Юнайтед» и стремление повысить уровень статистического понимания игры как на поле, так и за его пределам, но пришел Мансур. План, который был утвержден со старым руководством, был изменен. Что явилось следствием покупки и изменения плана, спросите вы, ответ не заставит себя долго ждать:

  • за последние четыре года из высококлассных футболистов (и даже не побоюсь этого слова, звезд) сформировался единый коллектив, который впервые за сорок с лишним лет выиграл чемпионат;

  • были определены основные направления для поэтапного совершенствования и развития тренировочного процесса;

  • поддержка амбициозного проекта по совершенствованию академии клуба.

Немаловажную роль в этом сыграл «Отдел анализа игры футболистов» и, в частности, Гэвин Флэгг.

Теперь собственно к интервью.

Зак Слэйтон, журнал «Форбс» (Далее З.С.) Для начала, поздравляю вас с чемпионством и свадьбой! Лето выдалось «жарким», не правда ли?

Гэвин Флэгг (далее Г.Ф.) Да, но свадьба поважнее будет. Так я по крайней мере жене говорю.

З.С. Лучше так и продолжать! (смеется)

Г.Ф. Она меня уже предупреждала, что это главное.

З.С. Давайте к вопросам. Я много про вас читал и смотрел конференцию Слоуна в которой вы принимали участие. Не могли бы вы рассказать об истории ваших взаимоотношений с футбольной аналитикой до прихода в «Манчестер Сити»?

Г.Ф. Я был тренером и в молодости даже разработал свой тренерский курс. Я получил тренерскую лицензию и очень сильно интересовался спортивной аналитикой, хотя в то время, 12 лет назад, она была в стадии зарождения. Когда я получил образование, то сразу пошел на годовые курсы по аналитике, благо в нашем университете они появились одними из первых в Европе. Окончив их мне очень повезло, мною заинтересовался «Болтон», тогда этот клуб был лидером в футбольной аналитике. Меня поставили анализировать «молодежку» клуба. Позже в клубе произошли небольшие изменения и мне открылась дорога в первый командный состав, я не мог не воспользоваться этим подарком. Позже я переехал вместе с Сэмом Эллэрдайсом в «Ньюкасл» после того, как Сэм покинул «Ньюкасл», я получил работу в «Манчестер Сити».

В то время главой аналитического штаба «горожан» был Саймон Уилсон, который создавал совершенно новый, отличный от других департамент и привлекал новых специалистов. Исторически сложилось, что в таких отделах работает один человек, реже два, а то и три, сферой интересов которых является анализ действий игроков как перед игрой так и после нее. На работу меня взяли исключительно в качестве предыгрового аналитика, моими прямыми обязанностями была подготовка команды и игроков. Через два года я стал начальником отдела.

З.С. Опишите то время, когда вы работали в «Болтоне» под началом Сэма Эллардайса.

Г.Ф. Было отлично. Отмечу то, что у «Болтона» уже работал отдел аналитики. Сэм Эллардайс и Фил Браун (прим. – один из тренеров первой команды) очень ценили и всячески поддерживали работу нашего отдела. Самым важным, на мой взгляд, является то, что в то время в «Болтоне» знали в каком направлении двигаться для достижения успеха и весь клубный персонал ощущал свой вклад в это.

В штабе были собраны молодые и амбициозные сотрудники, большинство из которых были выпускниками университетов. Они привнесли в клуб свежие идеи и хотели «горы свернуть». Все были жадными до работы и не желали работать по негласно установленным правилам. По большому счету многие из этих сотрудников делали первые шаги в футбольной сфере, и это был их первый опыт работы в футбольном клубе. Сэм был тем менеджером, который был открыт для свежих и новых идей. Как итог он подарил жизнь многим новаторским идеям и интегрировал их непосредственно в свое видение концепции развития команды. На то время, по-моему, у «Болтона» был самый развитый департамент и то, как его работу ценил Эллардайс, говорит о том, что немаловажную роль в успехах команды играл непосредственно этот отдел. Мы тесно контактировали с медиками и селекционерами клуба, отслеживали уровень готовности игроков и искали наилучшие варианты для команды. «Болтон» был отличным местом для работы.

З.С. Вы проработали в «Ньюкасле» довольно небольшой промежуток времени. Вы чему-нибудь научились в то время или это был больше переходный период в вашей карьере?

Г.Ф. Я проработал там 8 или 9 месяцев. В «Болтоне», к слову, я находился несколько лет, а Сэм, в свою очередь, проработал там семь или восемь лет, и за это время он смог выстроить там четко слаженный механизм. Это был его клуб.

Главным испытанием в «Ньюкасле» было то, что вместе с Эллардайсом поехали пять или шесть человек, точно не помню, и тем, что я вынес из той поездки, была одна мысль – нельзя приехать со своими идеями и поменять все в организации, в данном случае в «Ньюкасле», под себя.

Вот представьте, вы сразу вводите в действие, допустим три-четыре новых отдела, это значит, что в ежедневное расписание тренировок добавляется десять-одиннадцать способов подготовки к играм и новые виды тренировок. А это новый поток информации для игрока. Вы должны быть готовы сказать себе «давайте начнем постепенно внедрять новые методы работы и новые идеи». Конечно, этот опыт очень помог мне, когда я очутился в «Манчестер Сити», ведь мне пришлось работать под началом двух разных управленцев. Это помогло мне и моей команде лучше адаптироваться и понимать что и как. И еще, конечно, надо знать что и как делать, нельзя скидывать свою работу на других людей. Нельзя оставлять свои концепции и идеи при себе, нужно открывать их и переманивать людей на свою сторону, нужно строить свою команду.

З.С. Когда вы пришли в «Манчестер Сити», то клуб еще не был куплен шейхом Мансуром, верно?

Г.Ф. Верно, я присоединился к клубу в июне 2008, куплен же он был насколько я помню в середине сентября.

З.С. Когда вы пришли уже было ясно, что скоро в клубе грядут перемены и что его собираются продавать?

Г.Ф. Меня пригласили в феврале-марте того года после того, как я покинул «Ньюкасл». Тогда главным тренером «Сити» был Свен-Горан Эрикссон, а исполнительным директором – Александр Макинтош, который сейчас работает в «Фулхэме». Но вскоре перемены произошли как в руководящих кругах, так и в тренировочном корпусе.

Когда я приступил к работе, я концентрировался на одном конкретном аспекте – на предыгровом анализе. Но тем летом многое изменилось. Я помню, что у меня начался летний отпуск, а в мае Свен-Горан был уволен. За все время я встретился с ним три-четыре раза. Большую часть времени с марта по май я работал «со стороны». В июне я часто задавался вопросом «Кто же станет новым тренером?» Когда я узнал что им будет Марк Хьюз, то был очень рад. С того момента был избран новый курс развития клуба, сегодня мы видим, что явилось плодом нашей четырехлетней работы.

З.С. Как вы можете охарактеризовать свою роль в «Сити» на сегодняшний момент?

Г.Ф. Я глава «Отдела анализа игры футболистов». В рамках этого отдела у нас есть действительно обширные структуры поддержки для нашей учебной программы коучинга. У нас есть четыре аналитика, включая меня, которые работают в первой команде, и мы имеем шесть аналитиков, чья работа заключается в развитии молодежи. Наши обучающие программы рассчитаны для всех возрастных групп от 9 лет до 21 года. Моя задача, следить за этими программами. В последние годы мы гораздо более плотно стали работать с другими отделами клуба для того, чтобы помогать оным в сборе нужной информации и запускать совместные программы для того, чтобы клуб двигался вперед, не только в игровом плане, но и в деловом.

Думаю, что в этом направлении мы и двигаемся в последние годы. Клубы по всей Европе становятся более заинтересованными в получении качественной информации и соответственно нуждаются в применении этих знаний на практике, такие люди как я этому могут поспособствовать.

З.С. Что помогло вам развивать свои статистические и аналитические навыки во время работы в трех клубах? Как вы находили общий язык с людьми, которые относились к вам и вашей работе скептически?

Г.Ф. Я везде чему-нибудь да учился. В «Болтоне» мне очень повезло с тем, что там были понимающие люди. В то время там работали Майк Форд, Дэйв Фэллоуз, Сэм Эллардайс, Марк Тэйлор – все они были открыты для новых идей. Не было выработано каких-либо подходов или методов работы, мы просто делали и у нас получалось.

Что до «Сити», то там уже был Саймон Уилсон, человек, который был знаком с анализом производительности и работал в клубе несколько лет. Дорожка уже была протоптана. Тот факт, что идею о создании собственного отдела со своим отдельным бюджетом, со своими ресурсами и работающим как над деловой, так и над игровой составляющей на базе аналитического отдела в «Манчестер Сити» поддержали, говорит о том, что скептиков по данному вопросу в клубе практически не было. Вообще подобный скептицизм рождается лишь из нехватки понимания. Как правило, у людей с неудачным опытом использования этих методов.

Мы не давим на сотрудников и стараемся понять в какой области работы им нужна поддержка. И так во всей структуре клуба от сотрудников до игроков. Главные вопросы, которые я задаю себе: «Кто из игроков не хочет стать лучше? Какой тренер не хочет знать больше об игре своего клуба? Какая бизнес-структура не захочет знать больше для того, чтобы делать правильный выбор?» Успех зависит от понимания людских нужд и потребностей, так мы двигаемся вперед и помогаем людям работать лучше.

З.С. У вас комплексный подход ко всем уровням молодежных команд? Вы отлично разбираетесь в статистике, но как вы доносите свои идеи до молодых игроков без образования?

Г.Ф. В молодежных командах самым важным является развитие игрока, ведь они еще только учатся игре. Переходя из одной возрастной группы в другую, постепенно, игроки проходят разные стадии развития с помощью наших программ.

В младших возрастных группах мы стараемся, по большей части, заинтересовать ребят игрой и используем уникальную систему, целью которой является воспитание в игроках чувства сопричастности к действиям футбольного клуба. Достаточно веселый процесс.

Когда игрок переходит на, скажем, уровень 12-14 лет, мы стараемся сдвинуть приоритеты в сторону грамотного принятия решений. Неважно, играют они 4 на 4 или 11 на 11, наша задача сделать так, чтобы игроки чувствовали себя комфортно в любой ситуации, помочь им понять тактические построения и свои роли в команде. Если в возрасте 12 лет у паренька есть талант к оборонительным действиям, то это не значит, что его сразу надо ставить в центр защиты, нужно брать шире и помогать ему в развитии по всем показателям и обучать всем аспектам игры. Наша задача заключается в том, чтобы работать бок о бок с тренерами и помогать им в подготовке игроков.

Когда дело доходит до группы 15-17 лет и 18-21, мы начинаем использовать больше статистической и аналитической информации. Эта информация помогает в развитии игрока и является своеобразным ориентиром его развития. Верхняя статистическая линия является крайне обобщенной и может мало чего сказать о развитии конкретного игрока. Как мы поступаем, берем те элементы игры в которых игрок должен улучшить свои показатели и создаем свою уникальную базу данных, которая может ему помочь. К примеру, мы установили, что какому-то игроку нужно начать лучше принимать мяч на грудь. Opta, StatDNA, ProZone или Amisco вам в этом не смогут помочь. Здесь как раз и понадобится своя собственная база данных, поэтому для возрастных групп от 15 вплоть до молодежной команды индивидуальные базы помогают развивать игрока.

З.С. Не знаю читали вы The Blizzard, там была отличная статья Джона Синотта. Считаете ли вы, что образовательный компонент в молодежной системе дает дополнительное преимущество, так как делает игроков не только более состоявшимися футболистами, но и более состоявшимися людьми?

Г.Ф. У нас есть 5 основных направлений в вопросах футбола и бизнеса. Анализ игры (1), тренировочной процесс (2), спортивная наука и медицина (3), селекция и набор игроков (4), забота об игроках (5),в молодежных командах под этим подразумевается именно обучение игроков.

У нашей философии и видения будещего клуба есть 4 аспекта. Прежде всего, у нас есть представления о том, как должна проходить эволюция команды. Мы хотим, чтобы наша команда постоянно развивалась и позволяла нам быть уверенными в том, что мы можем побеждать во всех турнирах, в которых принимаем участие. Второе – это доморощенные игроки. Они должны играть в первой команде. Третье – это эффективное управление активами и повышение уровня игроков. Четвертое и последнее, интеграция между бизнесом и футболом. Также важными аспектами являются анализ выступлений и воспитание игроков. Мы стараемся сделать все для того, чтобы игрок развивался, если он не способен работать по нашей программе, то мы ищем варианты с другими клубами и тренерами. Мы заботимся об игроках.

З.С. Когда люди говорят о спорте, в целом и аналитике в частности, они часто используют термин Moneyball (нахождение скрытых талантов при ограниченном бюджете). В последнее время «Сити» потратил большую сумму на укомплектование состава, но ведь деньги нельзя тратить «глупо». Какую роль играют аналитики в большом клубе, который, как «Сити», может тратить много денег?

Г.Ф. Moneyball ассоциируется с Оклендским прорывом. В футболе, на мой взгляд, этот термин часто неправильно используют. Все пытаются подогнать его под одну гребенку. Для меня же Moneyball является концепцией нахождения недооцененных игроков и вообще продвижения спортивной аналитики, которая в свое время показала, как действительно следует выигрывать бейсбольные матчи. Однако, в футболе не может быть единых правил для всех. Эта работа включает в себя принятие грамотных решений и использование информации в тех аспектах, в которых ранее не было технической возможности ее использовать и решения принимались субъективно. Конечно, эта концепция все равно представляет ценность, но все клубы разные. Важно верно использовать информацию для достижения своих целей.

В вопросе вы хотели узнать то, как мы построили команду и использовали ли мы данную концепцию? Для нас Moneyball заключается в том, как мы используем свои ресурсы для нахождения качественных игроков, определения разницы между ними и того, как они впишутся в нашу игровую модель и какую пользу они смогут принести нам не только в игровом плане, но и в плане бизнеса. В последние годы основная задача заключалась не в нахождении недооцененных талантов, а в грамотных инвестициях в топовых игроков. Думаю, у нас получилось неплохо.

З.С. В вашем интервью Ховарду Хэмильтону для Soccermetrics вы говорили о том, что у вас работает множество самых разных аналитиков. Как вы принимаете на работу? 

Г.Ф. Очень интересный вопрос. В последнее время в Великобритании настоящий бум, связанный с открытием в университетах курсов по аналитике. Уже даже появилось четкое убеждение, что «если человек хочет работать в аналитике, он должен пройти эти курсы и приобрести необходимый опыт». На самом деле все не так. В молодежной команде, к примеру, работает парочка бывших тренеров-учителей ребят. Самым необходимым навыком для них является умение общаться с ребятами напрямую и развивать их. Мы, в свою очередь, помогли им освоить некоторые аналитические методы и, тем самым, дали им возможность использовать нашу базу в нужных целях. В итоге их спортивное прошлое и навыки аналитики помогают найти золотую середину в вопросах развития игрока. Есть и чисто спортивные специалисты, которые сейчас работают в предматчевой области. Да и я сам, имею как спортивное начало, так и аналитическое и не могу сказать, к чему я больше склоняюсь.

Я не могу сказать точно какими критериями я руководствуюсь при принятии на работу. Каждый клуб действует по-разному. Во многих клубах АПЛ, насколько я знаю, на работу в аналитический отдел берут только после получения соответствующего образования. У таких людей уже есть опыт работы либо волонтерами, либо в низших лигах, и они двигаются вперед по карьерной лестнице. В наше время в каждом клубе премьер-лиги на постоянной должности работают аналитики. Сейчас уже в клубах чемпионшипа и даже в 1-й лиге открываются аналитические отделы. У каждого свой путь, скажу я так, все зависит в первую очередь от клуба.

З.С. Ваша работа в клубе была отражена во втором издании Soccernomics благодаря визиту Саймона Купера. В начале лета мы встречались, когда я брал у него интервью и он заявил, что Match-data является важнейшим элементом в футбольной аналитике. Вы можете описать какое значение в  развитии «Манчестер Сити» сыграла Match-data или может приведете конкретный пример матча, в котором вы ее использовали?

Г.Ф. Мы уже говорили с вами о значении аналитики. Пару лет назад, когда у руля был Марк Хьюз мы решили провести одно исследование. К концу сезона мы забивали с угловых в среднем один гол за 21 матч, любой, кто хоть немного интересуется футболом, знает, что от 28% до трети голов забивается в премьер-лиге со стандартов, не считая пенальти. По данному показателю, как видно по цифрам, мы увидели, что наш клуб очень сильно отставал. Решено было провести анализ по данному показателю среди ведущих европейских лиг.

Мы разделили работу на несколько частей. Просмотрели около пятисот угловых которые привели к голам. С помощью Excel мы создали отчет о данных стандартах, сопоставили все результаты и представили их тренерскому штабу для того, чтобы показать им процесс и выходной результат. Штаб принял все это к сведению и дал добро на продолжение исследования. Позже мы, в отделе аналитики, добавили в отчет видео и моменты, на которые стоит обратить внимание и предоставили результат нашей работы игрокам. В итоге нам удалось разработать ряд тренировочных упраждений, что вылилось в девять голов с угловых в первых пятнадцати играх. Для меня это один из примеров того, как наш отдел аналитики помог повысить эффективность игрового процесса.

Главной проблемой в грамотной оценке игроков является нехватка данных об его игре. Точность оценки игрока с точки зрения трансфера и оценка его перспектив в английской премьер-лиге тоже упирается в нехватку данных. Качество игры зависит и от того, с кем он играет в команде, и от того, против кого. Процесс не из легких. Вот вы, к примеру, вингер и вашу игру надо оценить со статистической точки зрения. Хорош ты или плох, игра вингера упирается в то, как играют другие парни в команде. Проще говоря, у вас в команде плохой форвард, который мало забивает, вы пасуете, а он не забивает и у вас, соответственно плохая статистика передач. Многие клубы прошли сложный путь для того, чтобы прийти к этому простому выводу.

Я считаю, что необходимо проделать еще немалую работу по объему доступной информации и техническим определениям. Например, я читал одну занимательную статью Грэма МакЭри о прошлогоднем матче «Челси» и «Бенфики», по-моему это чудесная статья и вам советую. В ней наглядно показываются некоторые несоответствия статистических определений и подчеркивается необходимость полного понимания информации, с которой нам приходиться работать. Например, Калу обыграл соперника на углу штрафной площади, навесил на Рамиреса, который в 99 случаях из 100 забил бы, но в этот раз он даже не коснулся мяча. С аналитической точки зрения Калу не создал голевой момент из-за того, что Рамирес не смог нанести удар. В итоге Калу не получает ничего за результативное действие так как не сделал «ключевой пас». В той же игре Оби Микел играет головой на 90-й минуте в своей штрафной и выносит мяч ближе к центру, Мейрелеш подбирает его опережая двух соперников, прорывается к воротам и пробивает в верхний угол. Микел получает результативное действие за «ключевой пас», хотя сделал гораздо меньше в сравнении с Калу. Сейчас существует оценка действия Калу, это так называемое «намеренное создание момента» и это как нельзя лучше указывает на то, что индустрия должна развиваться быстрее.

Возможно поэтому некоторые клубы все еще полагаются на свою субъективную оценку игроков, ведь она тесно связана с философией команды. Клубы контролируют данные и способны создать свою собственную оценку действий игроков.

З.С. Я знаю, что Грэм особо отмечает сетевой анализ в футболе. Он написал три очерка о применении Moneyball и теории Jamesian в футболе, но нужно, как уже упоминалось, повышать качество данных. Так же он особо отмечал работу Сары Радд для StatDNA. Это благодатная тема для Грэма и, по- моему он правильно делает, что продолжает вникать в нее.

Г.Ф. Я согласен с ним. Мы тесно сотрудничаем с Европейским университетом и уже успели совместно поработать. Мы ищем закономерность взаимосвязей между игроками через значения X и Y, за этим, по-моему, будущее. Использование X и Y дает более полное понимание игровой концепции. Когда мы научимся использовать данную закономерность, мы сможем вывести футбольную аналитику на новый уровень.

З.С. Мы в США просто помешаны на спортивной статистике. Как можно сделать так, чтобы статистический анализ стал более открытым для простых болельщиков?

Г.Ф. Интересно, что вы задали этот вопрос. Мы как раз работаем с одним провайдеров для того, чтобы данные стали более открытыми (OPTAPro освещено в блоге CTID). Я знаю, что Infostrada работает в том же направлении. Я считаю, что в NBA смогли разработать действительно стоящую аналитическую базу. Люди, которые хоть чуть-чуть разбираются: блоггеры, студенты, преподаватели, аналитики – все их труды нарастают словно снежный ком и помогают осветить баскетбол со всех сторон. В футболе реальность более прозаична, практически каждый клуб имеет свой отдел, но не способен проводить детальный анализ игрового процесса ежедневно из-за того, что за сезон команды проводят от 40 до 58 игр и, соответственно, не желает делиться своими статистическими данными с общественностью. Им это не надо, их все устраивает. В АПЛ есть несколько клубов, которые действительно хотят повысить свой уровень аналитического понимания игры и, я действительно считаю, что открытие данных для общественности поможет статистическому анализу двигаться вперед в своем развитии.

Я могу сказать, что в последнее время интерес к футбольной аналитике в Британии набирает обороты. Это можно заметить по тому, в какую сторону делаются акценты при написании статей, создании ТВ-программ и в трансляциях матчей. Конечно, уровень подачи материала оставляет желать лучшего и, от этого, не увеличивается заинтересованность простых болельщиков. Я считаю, что нужно более разумно использовать возможности СМИ, нужно подходить к данному вопросу более деликатно. А работникам футбольных клубов и таким людям как вы нужно продолжать привлекать внимание к значимости аналитики в СМИ. Мы же со своей стороны открываем двери.

З.С. Звучит здорово, я за. На последних конференциях Слоуна было такое впечатление, что новые идеи и предложения иссякли.

Последний вопрос. Вы проработали в этой сфере уже почти десять лет, я пишу об этом уже почти два с половиной года. Каждый год уровень аналитического и статистического понимания игры растет словно на дрожжах и очень сложно представить что нас ждет, но я хотел бы спросить, как по вашему мнению будет развиваться спортивная аналитика в ближайшие пять лет?

Г.Ф. Хороший вопрос. На данный момент в тренд входит понятие «финансовое соответствие», а Moneyball просто модное нынче словцо. Я считаю что повысится уровень селекционной работы и подбора игроков, а клубы начнут лучше использовать свои базы данных. В «Болтоне» уже использовалась система talent ID, в «Челси» отлично работал тандем Майка Форда и Стива Хьюстона, который, к слову, сейчас в «Гамбурге». Начнут лучше понимать аналитические процессы, открывать данные для общественности и системы анализа будут проникать практически во все клубы.

Появится еще больше консультантов, которые будут стараться помочь футбольным клубам, будет расти количество и качество информации поставляемой провайдерами. Мне очень интересно посмотреть, как все это будет развиваться, ведь в последние годы я очень усердно работал в данной области. Главной задачей для нас – аналитиков – является понимание проблемы того, что работает плохо, а не того, что у нас уже получается.

Давайте не будем себя обманывать, эта область все время развивается. Все зависит от того, насколько клубы доверяют и используют аналитическую информацию в своем развитии и насколько клубы готовы интегрировать статистические данные в свою структуру в будущем. Для меня аналитика – это способ принимать правильные решения, и она всегда будет являться таковой. Для больших клубов, в будущем, это будет отличный инструмент для принятия судьбоносных решений.

Большие возможности будут открыты для клубов с маленькими бюджетами, где финансовые возможности ограничены и нужно грамотно распоряжаться финансами в свете грядущего ФФП. Эти клубы будут усиленно использовать статистический анализ в будущем. Процесс уже начался в таких клубах, как например, «Фулхэм».

Прицел будет естественно на качестве данных. В StatDNA, к примеру последние полтора года занимались повышением качества данных, они используют позиционные данные. К примеру, состоялся удар по воротам StatDNA узнает на каком участке поля произошел удар, на каком расстояние от ворот находился бьющий, сколько игроков находилось между бьющим и вратарем. Они будут продолжать свой рост на рынке и для других являются флагманами анализа. Я считаю, что за X и Y анализом, о котором я упоминал ранее, будущее. Это совершенно новый уровень возможностей, кстати, в NBA он уже используется путем использования отслеживающих камер. Несколько лет назад я общался с аналитиками из клубов NBA и они уже тогда понимали значимость данного анализа. В футболе же, все наоборот, никаких новых способов не использовалось, мы пока в отстающих, но надеюсь, что в ближайшие годы мы сможем сделать шаг вперед.

Зак Слэтон, Forbes