10 мин.

Кейн, Беллингем, Трент и Фоден – почему звезды Англии такие тусклые на Евро?

Чего не хватает?

В Англии две точки зрения на проблемы сборной на Евро. Первый лагерь возлагает ответственность на Гарета Саутгейта. Его рупор – Гари Невилл: «У нас в составе Коул Палмер, Букайо Сака, Джуд Беллингем, Кобе Майну, Фил Фоден. И это я еще не всех перечислил. Невероятные таланты, которыми мы не имеем права раскидываться или плохо управлять. В другой сборной такой проблемы бы просто не существовало». 

К другому лагерю принадлежит Джейми Каррагер. В колонке для The Telegraph коллега Гари переложил ответственность на игроков: «Турнир сборных – это турнир больших футболистов, а не больших тренеров. Именно они устраивают вечеринку. Пока у английских звезд лишь достойные 45 минут против Сербии – и только в исполнении Беллингема и Сака. Если, возвращаясь в отель они думают, что проблема в тренере, значит, все еще хуже, чем я думал». 

У кризиса английских звезд есть объективные причины, выходящие за рамки сдерживающей тактики или позиций. Саутгейт подчеркивал, что многие приехали в сборную на фоне усталости после трудного сезона. Каррагер предположил, что на качество игры влияет атмосфера внутри сборной – самая токсичная в эпоху Гарета. 

Но все же: почему звезды англичан настолько не соответствуют уровню, который показывают в клубах? Во всем ли виноват Саутгейт? Пройдемся по шести игрокам, к которым пока больше всего претензий. 

Деклан Райс

Сезон «Арсенала», куда Деклан перешел год назад, поделился четко на две части. Первая – с проблемами в позиционках и дикой зависимостью от стандартов и идей Николя Жове. Вторая после перезагрузки в Дубае – с балансом во всех линиях и темпом набора очков, которому позавидовал бы даже «Сити» (реально: 49 очков против 48). Прогресс совпал со сменой позиции Райса: начинал как разыгрывающий опорник-новичок, заканчивал как восьмерка, пока за продвижение отвечает Жоржиньо. 

В сборной вынужден играть именно разыгрывающего, причем без фундамента в виде структуры, которая отлажена у Микеля Артеты. Оголяются недостатки, которые были видны даже в «Арсенале». На Евро о них вдумчиво рассказал Джеймс Маклин – бывший игрок АПЛ, с которым Райс пересекался в сборной Ирландии: «Пока не считаю его элитным игроком на этой позиции. Для меня это Родри, Тони Кроос. Они умеют диктовать игру, принимать мячи в полоборота, отдавать передачи вперед. Деклан хорош в том, что умеет, но английские медиа слишком его переоценивают».

Маклин разнес бывшего партнера после матча с Данией. Пока – низшая точка для Деклана в роли разыгрывающего на Евро. Ошибался под давлением, подставлял партнеров (особенно Марка Гехи) и даже привозил угловые, неудачно пасуя. Деклан не ужасен, но долго привыкал к требованиям даже в «Арсенале», где достаточно времени на тренировки. Например, удивлялся, что Артета запрещает ему диагонали, которые полюбил в «Вест Хэме». 

Еще один контраст между клубом и сборной – отсутствие рывков в штрафную. Во второй части сезона стали фишкой Деклана за «Арсенал». Иан Райт отмечал, что это тоже влияние Жоржиньо – итальянец освобождает Райса и дает право на подключения. В сборной такой роскоши нет. Вероятно, сдерживает не только футбол Саутгейта, но и новая пара ЦЗ, которой нужна подстраховка. В «Арсенале» мог рассчитывать на куда более сыгранную связку Салиба – Габриэл. 

Трент Александер-Арнольд

Как всегда – главный козел отпущения. После второго тура лишился места в основе, потому что выяснилось, что Саутгейт не может без Кэлвина Филлипса. Похожий по качествам Галлахер тоже не стал идеальной заменой и продержался на поле только тайм. 

На первый взгляд, задачи Трента в сборной и «Ливерпуле» максимально похожи. У Клоппа последние полтора года блистал в роли ложного фулбека. В сборной его рассматривают как одного из двух опорников. Зоны обитания идентичны, но механизмы отличаются. Когда-то Юрген обговаривал их, рассуждая о будущем Трента: «Новая позиция дает ему больше свободы, чем раньше. Уверен, он может развиться в шестерку или восьмерку, но нужно ли ему играть там на постоянной основе? Не лучше ли, чтобы он начинал как правый защитник и мог свободно выбирать – сместиться в полузащиту или остаться на фланге?» 

Разница между двумя ролями – частота эпизодов, когда Тренту нужно принимать мяч спиной к чужим воротам и под давлением со спины. В сборной из-за фиксированности позиции таких намного больше. Еще одна немаловажная деталь – дефицит игроков, которые открываются за спину. Для футбола Трента такие жизненно важны. Недавно об этом рассуждал Крис Уоддл: 

«У Трента невероятная дальность передач. Играя за «Ливерпуль», приучил нас, что может отдать любой тип паса. Разница в том, что у «Ливерпуля» есть игроки, которые способны под такой пас открыться. Салах, Дарвин, Диас – каждый может предложить себя. В сборной таких игроков нет. За исключением Сака, все требуют мяч в ноги, а не на ход. Вот почему в этой роли от Трента нет такой пользы, как за клуб». 

Финальный штрих – зона ответственности в обороне. В «Ливерпуле» ТАА нужно возвращаться на фланг. В сборной нужно оставаться в опорной. Трент не проваливался там, но даже в начале Евро рассказывал, что его вынуждены направлять Райс и Беллингем. Вероятно, недостатки были бы не так заметны, если бы Англия играла первым номером, а не откатывалась в защиту, открывая счет. 

Джуд Беллингем

Ключевой прием Беллингема за «Мадрид» описал тренер Сербии Драган Стойкович перед первым туром: «Ему нельзя давать слишком много пространства или времени для подключений в штрафную. Обязательно накажет. Нужно следить за ним и ни в коем случае не выключаться. На неделе поработали над тем, чтобы его остановить. Завтра хотим показать, что получилось». 

Что получилось: 

Теперь шок: гол Сербии – до сих пор единственный удар Беллингема на Евро. Меньше, чем у Нелсона Семеду, Скотта Маккенны и Нголо Канте. Нельзя сказать, что Джуд даже не пробует. В первых трех турах у него 13 касаний в штрафной – вполне прилично. Но их характер здорово фиксирует проблему: 5 – неудачная обработка/обводка, еще 2 – передачи назад. Партнеры не расчищают пространство, а принимать мячи вынуждают в окружении или под давлением соперников. 

Сам Джуд тоже не безгрешен и слишком часто ошибается в обработке. Вот такой момент упустил именно из-за плохого касания, хотя здорово открылся: 

Ключевой вопрос: не нагружает ли Саутгейт факультативами так, что потом не остается сил на основной предмет, по которому Джуд отличник? Особенно заметно было в игре со Словенией, где Беллингему поручили помогать проблемному левому флангу. Эксперимент в прямом смысле зашел слишком далеко – иногда Джуд был замечен даже крайним защитником. Добегать до штрафной оттуда – неподъемная ноша даже для него. 

Букайо Сака

К Букайо пока меньше всего вопросов. Во-первых, один из немногих, кому гарантирована привычная по клубу роль. Во-вторых, Сака разнообразнее партнеров – готов идти за спину. Благодаря такому рывку сделал первый гол Англии на турнире. Во втором туре тоже несколько раз обострял именно за счет открываний. 

При этом даже Букайо меняли по ходу матчей. Самая показательная деталь недовольства штаба – меняли в момент, когда счет был равным, а Англия гналась (ладно, плелась) за победным голом. Что же не так? 

Ключевое отличие: в сборной Букайо вынужден прокладывать маршрут к воротам в одиночку. В «Арсенале» всегда может рассчитывать на сыгранный треугольник с Уайтом и Эдегором и комбинации накоротке. Бен не в сборной по нефутбольным причинам, а игрока, схожего по качествам с Мартиной, у Англии нет. Знакомый рисунок для Сака держался только 15 стартовых минут с Сербией, когда похожая химия создавалась с Уокером и Трентом. Пока это исключение. 

Фил Фоден

Больше всего Саутгейту достается за размещение Фила на левом краю. На самом деле вполне знакомая для Фодена роль. Проводил слева целые сезоны за «Сити». Последние месяцы перед Евро тоже отыграл как левый полузащитник с возможностью смещаться в любимую зону десятки. 

Суть – как всегда в деталях. Рядом с Фоденом за «Сити» выходят либо Гвардиол (левша), либо Доку (правша, но с большим опытом слева). Им не нужна поддержка в подготовительной стадии атак. Киран Триппьер – другое дело. Не просто правша, но и с малым опытом на позиции за клуб. Правоногость не приговор, но по качества Киран – точно не копия Леонардо Спинаццолы, который оказался в подобной ситуации и блистал на прошлом Евро за Италию. 

Еще один фактор, влияющий на перфомансы Фила за сборную, расписал Майка Ричардс: «Атакующие игроки «Сити» могут меняться местами. Их позиционная структура так гибка, что даже стартуя слева, ты можешь оказаться десяткой. Фил пользуется этим, даже когда начинает на фланге. У Англии все по-другому. Меньше движения, меньше ротаций. Временами он слишком изолирован от команды». 

Все перечисленное бьет по любимому приему Фодена – открывания между линиями с последующим ударом. Показал это умение только в игре с Данией. Проблема – баланс. Иногда настолько увлекался, что просто не успевал вернуться налево. Дания легко продвигала мяч через эту зону и запирала Англию на ее половине. 

Харри Кейн

Главный повод для споров среди экспертов. Особенно ярким получился диалог между Гари Линекером и Томасом Франком (тренер «Брентфорда») после матча с Данией. 

Гари: «Его движение сегодня было минимальным. Он даже не пытается забегать за спину. Вообще не предлагает себя для таких передач. Когда играешь против тройки защитников, нужно растягивать их. Даже если хочешь опуститься за мячом, сначала нужно сделать рывок вперед и создать пространство». 

Томас: «Все понимаю, но неужели это не то, как он играет последние четыре-пять лет? Он всегда опускался за мячом, просто ему нужны те, кто будет открываться наоборот за спину. Он был прекрасен в этой роли за «Тоттенхэм». Чтобы реализовать его качества, нужна поддержка партнеров». 

Ключевой аргумент против опусканий Кейна – такой же как у Криса Уоддла в случае с Трентом: в сборной почти все просят мяч в ноги. Для Харри это немаловажный нюанс: после перехода в «Баварию» обсуждал с Мусиалой и Сане, как они могут стать для него новым Соном. Майка Ричардс считает, что в Англии такие качества есть только у Энтони Гордона. 

Возможно, в плей-офф ситуация с Кейном наладится. На прошлом Евро Харри тоже ругали за чрезмерные отходы за мячом. В полуфинале баланс поправили, а Кейн стал главным героем с Данией именно через передачи на ход партнерам. Форма Харри – важнейший момент. Провальный старт на турнирах сборных – для него нормальное явление. Обычно преображается в плей-офф – после пары недель тренировок и взаимодействий с командой. Против Словении уже были позитивные подвижки (предлагал себя не только Сака, но и Джуд). 

Как Саутгейт стал таким осторожным человеком?

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram