10 мин.

Прессинг – фишка «Ньюкасла». Отборы празднуют как голы (оцените!), тренер косплеит «Ливерпуль»

Палагин – про ДНК нового топ-клуба Европы. 

Что объединяет «Ньюкасл» с «Ман Сити» и «ПСЖ»? Кроме арабских денег, практически ничего. «Сити» построил идентичность на современном стиле с упором на владение – приглашение Пепа было финальной миссией, о чем даже предупреждали Мануэля Пеллегрини. «ПСЖ» осознанно сделал ставку на приглашение звезд, из-за которых тренеры вынуждены перепрофилироваться: помним, как Томас Тухель проверял игроков в ночных клубах. 

«Ньюкасл» развивается иначе. Команда не уничтожает соперников через доминирование с мячом: даже сейчас владеют им на уровне шестой-седьмой команды лиги и редко разыгрывают от вратаря. А у клуба за полтора года с новыми владельцами не появилось запроса на звезд мирового масштаба. Совсем не значит, что не тратили деньги, но покупают игроков, у которых скорее потенциал вырасти в топов. Средний возраст четверки самых дорогих трансферов – меньше 23 лет. 

Ключевая задача «Ньюкасла» – сохранять связь с фанатами, которые настрадались от правления Майка Эшли. Это влияет на все аспекты, но отказ от скупки звезд и выбранный игровой стиль идут рука об руку. Вот что рассказывал исполнительный директор Даррен Илз: «Наша идентичность – это интенсивность. К игрокам, которых мы покупаем, предъявляются определенные требования. Мы обращаем внимание не только на физические данные, но и на склад характера, на саму готовность играть интенсивно. Думаю, это находит отклик у наших болельщиков». 

Мысль развивал купленный прошлой зимой из «Брайтона» Дэн Берн – без шуток, фанат «Ньюкасла» с детства: «Клуб берет только тех, кто готов выкладываться по полной, отдавать всего себя без остатка. Даже если проиграл, но отдал все силы, болельщики обязательно это оценят. После смены владельцев все думали, что клуб начнет скупать суперзвезд, но наш приоритет – поддерживать стиль, заложенный тренером. Тот объем работы, который мы вкладываем в каждую игру, хорошо соотносится с местом, в котором мы играем». 

Этот самый стиль отлично заходит трибунам. «Ньюкасл» – одна из самых прессингующих и пашущих команд АПЛ. Связь с фанатами здорово передается по эпизодам, когда игроки празднуют с ними удачный отбор вследствие прессинга. Вот празднование Александра Исака (самый дорогой трансфер «Ньюкасла») на «Сент-Джеймс Парк»: 

А вот реакция от Бруну Гимараэса – его рык направлен в сторону гостевой трибуны «Ньюкасла». Оцените момент – при счете 3:0 за 15 минут до конца: 

Советуем подписаться на соцсети «Ньюкасла»: там такие эпизоды особенно смакуют. В выигрыше все: медиаслужба собирает кучу лайков, а нейтральный зритель проникается энергией игроков и, возможно, начинает подтапливать за новый топ-клуб Европы. 

Идеолог прессинга – тренер, которого подобрали новые владельцы. Он лютует на тренировках так, что игроки вырубаются в 8 вечера

Упор на прессинг начался с прихода Эдди Хау – английского тренера, который сделал имя в «Борнмуте» (три промоушена за 7 лет и слухи про сборную), а последние пару лет набирался знаний и мотался по стажировкам. Эдди успел оцифровать огромный массив собственных упражнений, оценил лидерские качества Диего Симеоне в «Атлетико» и прессинг-стиль Андони Ираолы, который в тот момент работал с «Райо». Из необычного – знакомство со спецификой работы тренеров из регби. 

Изначально о прессинге не было даже и речи: при Стиве Брюсе «Ньюкасл» был одной из худших команд по интенсивности давления, некоторые игроки чувствовали, что их просто недостаточно тренируют. Хау поменял подход: сократил количество выходных и перенес занятия на более раннее время. Подавал пример сам, приезжая на базу в 6 утра. На первых порах к такой интенсивности был готов только Жоэлинтон – единственный игрок, у которого был персональный тренер. 

В тот момент Хау закладывал только фундамент: «Прессинг предполагает большой объем физической работы. Мы верим в этот стиль, но я не думаю, что есть смысл вообще его навязывать, если игроки недостаточно развиты в плане атлетизма и выносливости». 

Плоды работы Эдди проявились не сразу, но очень быстро: игроки признавались, что разбиты после тренировок от усталости, а Джонджо Шелви рассказывал, что вообще вырубается в 8 вечера. Стиль проявляется даже в мелких деталях: например, «Ньюкасл» – одна из немногих команд АПЛ, которая проводила последнюю предсезонку в Австрии. Там гоняли по горам на велосипедах – разумеется, вместе с Хау. 

Самое главное: тренировки лишены монотонности. В оцифрованной подборке Хау так много упражнений, что хватает на все дни недели. «Его тренировки длиннее обычного. Поначалу у меня заняло какое-то время, чтобы привыкнуть. Но совсем безумие в том, что мы не проводим одну и ту же тренировку дважды – каждый день у тренера что-то меняется, появляются новые детали», – рассказывал Берн. 

Очень показательными были слова Хау перед встречей с «Лидсом» Марсело Бьельсы: Эдди хотел проверить эффективность методов против тренера, который устраивал такие же лютые тренировки. «Их игра без мяча восхищает меня. Они играют очень интенсивно – если хотим победить, придется соответствовать. Мы должны быть готовы к тому, что нас ждет – другой такой команды в АПЛ нет», – отмечал Хау. 

Та встреча завершилась победой «Ньюкасла», но особенно ярко прессинг засверкал в прошлом сезоне, когда у Хау было преимущество в виде полноценной предсезонки. Трансформацию здорово описывает рывок в прессинг-показателях: в последнем сезоне перед приходом Эдди «Ньюкасл» был худшим в АПЛ по PPDA, а в первом полном – финишировал в четверке: 

Клуб купился на методы тренеры и полностью поддерживает его в этом направлении: не только подписывает нужных игроков, но и закупает дорогостоящее оборудование на базу, чтобы футболистам было проще восстанавливаться. 

На что похож прессинг «Ньюкасла»? Главный ориентир – «Ливерпуль»

Перед недавней встречей с «Ливерпулем» Хау намекнул, что любовью к прессингу его заразило знакомство с Юргеном Клоппом: «У нас похожий стиль – мы оба предпочитаем играть в интенсивной манере. Я большой поклонник всех его команд, их стиля и его умения поддерживать эту энергичность годами. Когда включаю телевизор и там играет «Ливерпуль», понимаю, что будет весело. Вижу много параллелей между нами». 

Схожесть прослеживается даже по лозунгам. Любимая фраза Хау (повторяет ее даже на тренировках): «интенсивность – наша ДНК». Говорят, сейчас она даже украшает тренировочную базу «Ньюкасла». Возможно, Эдди подсмотрел это именно у «Ливерпуля»: тот же лозунг красуется возле домашней раздевалки «Энфилда». Забавно, что эту же фразу вынес в название своей книги помощник Клоппа Пепейн Линдерс. 

Какие еще параллели можно провести? 

Во-первых, схема. Хау жонглировал расстановками после прихода (даже прибегал к пятерке защитников), но весь прошлый сезон отыграл по 4-3-3 – она все еще остается любимой и основной у Клоппа. 

Во-вторых, акцент обе команды делают на перекрытии центральной зоны. Атакующая тройка располагается очень узко и начинает давление. Большой объем берут восьмерки – им нужно держать в уме сразу два варианта развития атаки. Как правило, на этих позициях стартуют самые выносливые: у «Ньюкасла» это Жоэлинтон и Шон Лонгстафф. 

В-третьих, высокая линия обороны и опция подстраховки от вратаря. В прошлом сезоне Алиссон был первым в АПЛ по выходам из ворот (имеется в виду подстраховка, а не ловля мяча после кросса в штрафную). Играющий за «Ньюкасл» Ник Поуп слегка уступил, но вошел в топ-3 по этому показателю. 

Пожалуй, единственное существенное отличие – роль опорников. У «Ливерпуля» он выполняет функции страхующего – располагается ниже всех полузащитников и замыкает прессинг. У «Ньюкасла» может поддерживать давление наравне с остальными – Бруно Гимараэс иногда оказывается даже выше партнеров по центру поля. Вот один из примеров того, как бразилец подключается в прессинг: 

Возможно, из-за этого прессинг «Ньюкасла» может показаться даже более смелым. Хорошим примером тут была игра с «ПСЖ», когда Хау оставлял сзади четверку защитников против четверки соперников – не испугался даже скорости Мбаппе: 

Особенно в «Ньюкасле» любят играть с командами, которые разыгрывают от вратаря. «Сейчас мы повеселимся» – думают игроки, когда видят дерзких соперников. «Каждую неделю мы играем в одном и том же ключе. Пытаемся запрессинговать каждую команду, против которой играем. Мы будто говорит им: если вы так хороши, попробуйте пройти нас. В большинстве случаев у них не получается», – отмечал Берн. 

Самая красноречивая история – игра прошлого сезона с «МЮ». «Ньюкасл» с первых минут заметил неуверенность, с которой Давид Де Хеа разыгрывал от ворот. Джейкоб Мерфи делился впечатлениями: «Обычно Давид просто выбивает, но в этот раз брал много времени на раздумья. Меня это удивило: «Окей, давай посмотрим, что будет в следующий раз». Затем они начали разыгрывать в короткий пас, и тут я подумал: «Нуууу, сейчас что-то будет». 

Жажду крови описывает первое место в прошлом сезоне АПЛ по голам после оборонительного действия – забить получилось 5 раз. Оцените трансформацию: это больше, чем за предыдущие пять кампаний в сумме. 

Прессинг Хау переворачивает карьеры: кто-то отбрасывает мысли об уходе, кто-то меняет позицию

Бразилец Жоэлинтон – один из тех, на кого приход Хау оказал целительный эффект. До смены владельцев нападающий был самым дорогостоящим трансфером «Ньюкасла». При этом катастрофически мало забивал: первый сезон – всего 2 мяча, второй – только 3. Вредила не только пассивность команды, но и реализация: Жоэлинтон слишком часто порол моменты. 

Бразилец пытался исправиться: нанял личного тренера и целую команду аналитиков, которая подсказывала, в чем следует прибавить. Хау взглянул на проблему под другим углом: впечатлился заряженностью Жоэлинтона на тренировках и в качалке и подумал, что применить эту мощь можно в полузащите. Последовал перевод в центр поля. 

По данным The Athletic, ключевое качество, которое разглядел Хау  – стремление к прессинг-игре. Это отмечал еще Юлиан Нагельсманн, тренировавший Жоэлинтона в «Хоффенхайме». Тренер называл нападающего зверем и хвалил не только за рывки без мяча, но и за способность выбирать наилучший момент для начала давления. Сейчас в «Ньюкасле» его называют одним из лидеров прессинга. 

Позже Жоэлинтон вообще признался, что на самом деле ему никогда не нравилось играть в нападении: он был слишком изолирован от команды и совсем не вовлечен в игру. Роль восьмерки предполагает гораздо больший объем: нужно поддерживать прессинг, помогать с розыгрышем мяча и врываться в штрафную.  

Жоэлинтон благодаря прессингу Хау устроил перевоплощение, а вот Шон Лонгстафф натурально спас карьеру в «Ньюкасле». При Брюсе англичанин подумывал об уходе: Стив почти не доверял ему после травмы, а от болельщиков вдвойне доставалось из-за того, что Шон – местный. Хау не стал рубить с плеча и дал шанс. Лонгстафф до сих пор это ценит: 

«После первой его тренировки я подумал: «Совсем другое дело». Наслаждался натурально каждой секундой. Да, поначалу я мало играл, но понимал, что стиль, который закладывает тренер, идеально подходит мне. Я очень нуждался в таком тренере, как Хау. После его прихода понял, что хочу остаться и заслужить новый контракт». 

Новый контракт Шон заслужил, но Хау уже настраивает на большее: Эдди не сомневается, что Лонгстафф может попасть в сборную. Звучит как большой аванс, но Шон – пожалуй, идеальное воплощение тех трех правил, которые тренер установил для всех: всегда выкладываться по полной, постоянно учиться новому и ставить интересы команды выше своих собственных. 

Усвоив все три, игроки добавили четвертое: обязательно праздновать прессинг, когда он удается.

В коллекции Берна из «Ньюкасла» только три футболки – Крауча, Мертесакера и Раутледжа. С Мбаппе меняться не захотел!

Они реально с детства за «Ньюкасл» – и теперь разнесли «ПСЖ». Душевная история Берна и Лонгстаффа

Фото: /Stu Forster