11 мин.

Эдди Хау – супер. Хочется, чтобы у него получилось в «Ньюкасле»

Несколько историй про нового тренера «Ньюкасла».

Хау построил волшебную атмосферу в «Борнмуте»

Представляйте: вы в уютном пенсионерском городке на юге Англии, неспешное течение жизни, пляж, любимая местная команда радует вас каждые две недели на стадионе и каждые две недели в пабе через экран. В этой обстановке у Эдди Хау почета было не меньше, чем у мэра Борнмута. «Делай из каждого своего дня шедевр», – цитата, которая висела у Хау в кабинете. И он делал.

«Я всегда думаю, что смогу переключиться и провести время с семьей, но на самом деле я переступаю порог с телефоном в руке, разговаривая с агентом или кем-то еще о футбольных делах. У меня появляется чувство вины, когда я не работаю. Неважно, сколько на часах, я должен чем-нибудь заниматься, готовиться к следующему матчу. Это похоже на зависимость».

Великолепно само понимание, что такие люди существуют в спорте, при этом для них всемирная слава не первоочередная цель. Главное – делать мир лучше, прежде всего, вокруг себя, ощущать и получать наслаждение от тех моментов счастья, которыми ты наделяешь окружающих. «Я хочу, чтобы они сами принимали правильные решения и были счастливы, довольны собой. Мне нравится, когда они общаются с болельщиками, отвечают им благодарностью за поддержку», – говорил Хау о подопечных в «Борнмуте»; очень уважительно и воспитанно.

Разумеется, необходимая самоотдача от игроков не заставляла себя ждать. Хау обладает заразительной энергетикой, хотя на публике он максимально спокоен. Футболисты видели в нем сильного тактика и вспыльчивого мотиватора.

Хау вводил систему штрафов для игроков и сотрудников. А вид наказания определяло «колесо удачи»: от денежного штрафа, который шел на благотворительность, до проведения тренировки в костюме динозавра.

Он тренировал «Борнмут» с 2008 по 2020 год с непродолжительным отъездом в «Бернли» (январь 2011 – октябрь 2012), приводил команду к девятому месту в чемпионате 2016/17. Но команда была слишком веселой. Сушить игру – это было не про них. Им симпатизировали как сейчас «Лидсу», например.

Когда Хау начинал в «Борнмуте», зарплату игрокам платили в пакетах

В 2009 году «Борнмут» был на грани исчезновения. Команда недавно вылетела из Кубка Англии от любительского «Блайт Спартанс» Конференции Север. У клуба были долги за свет и воду, судебные приставы из-за отсутствия платежей регулярно посещали клубный магазин, чтобы конфисковать инвентарь, тренировочными объектами можно было пользоваться только после оплаты наличными – ни одна сознательная организация не давала им кредит. Лишь за счет вычета 17 очков и ограничений в трансферах удалось спастись. Как могли поддерживали команду болельщики: были ситуации, когда финансовая помощь исходила именно от них.

Подобные случаи внешнего управления вводились в 1997 и 2008 годах. В январе 2009 года игрокам наконец-то выдали зарплату впервые за три месяца – принесли в пластиковом пакете из «Marks & Spencer». Всем поровну, иначе набили бы друг другу морды. В такой атмосфере закалялся Эдди Хау.

Как-то англичанин признавался: «Сражаться на футбольном поле куда проще, чем бороться за существование клуба. Это были какие-то нереальные несколько месяцев. В смысле, я реально не могу описать через что мы прошли: упорство, решимость, сплоченность, злость. Ментально мы стали настоящими титанами, у нас появилась невероятная вера в свои силы. Мы были на пороге развала, и если бы мы тогда не выстояли, не уверен, что «Борнмут» бы сейчас существовал. Я так многому научился в те тяжелые времена. И я никогда не променял бы их на что-то другое».

В «Борнмуте» у Хау была особая связь с фанатами – они даже скидывались на возвращение Эдди

Эдди Хау был пятым ребенком в семье. И как он сам признается, был слишком скромным: «Я был очень хорошим ребенком. Наверное, даже слишком хорошим. Скромный парень на последней парте – так меня звали. Все, что я помню из детства – постоянное отсутствие денег. Мы действительно кое-как перебивались, но мое воспитание не позволяло мне жаловаться на жизнь. Да, у меня не было многих вещей, как у моих сверстников. Но это не расстраивало меня. Серьезно, я вообще не переживал об этом. Наверное, дело в моей маме. Я ее обожал. Ей приходилось работать на нескольких работах, чтобы прокормить семью, – продолжает Хау, – Мы росли без отца, так что маме приходилось совмещать массу ролей: матери, отца, спины, на которой я прыгал, вратаря в шуточных футбольных матчах. Сейчас я вдохновляюсь ее силой, ее мужеством».

В марте 2012 года Анна Хау скончалась после болезни. Это толкнуло Эдди к эмоциональному решению покинуть «Бернли» и вернуться домой. 

Была показательная история с Эдди Хау в его бытность футболистом. Харри Реднапп, работавший на тот момент в «Портсмуте», приметил умного и неуступчивого защитника и в 2002 году был оформлен трансфер Хау за 400 000 фунтов. В этой командировке и случилась та самая тяжелая травма колена. Два года Эдди восстанавливался, страховка не покрывала всех расходов, в «Портсмуте» отказались выплачивать ему полную заработную плату. И что сделали болельщики «Борнмута»? Вернули Эдди по месту прописки.

«Борнмут» смог вернуть меня в 2004 году. Тогда фанаты клуба собрали 21 000 фунтов, чтобы профинансировать мое возвращение. Я чувствовал себя неловко, потому что не знал, как буду выступать, и не играл уже два года, – рассказывал Хау, – Я очень хотел не подвести их. Люди вложили много денег из своих собственных карманов, чтобы я вернулся. Возможно, они вспоминали прежнего меня, но я вернулся совершенно другим.

Это очень укрепило мою связь с ними. Это было еще одним доказательством того, что люди в Борнмуте невероятно преданны и невероятно щедры. Тогда я понял, что им, должно быть, что-то нравилось во мне в тот первый период. К счастью, я нашел другой способ отплатить им. Моя травма колена в итоге вынудила меня закончить карьеру игрока в 2007 году, но Кевин Бонд, наш тренер на тот момент, дал мне шанс перейти в тренерский штаб, и это было очень важно для меня. Без его поддержки ничего бы не получилось».

Травмы заставляли Хау смотреть на игру иначе: «Из-за того, что как игрок я был не особо успешен и ничего не выиграл, я всегда чувствовал, что моя карьера была далека от истинного успеха, которого я так хотел. Из-за этого я никогда не принимал некоторые вещи как должное, и пессимистически относился к ним с самого начала, потому что уже привык, что в моей карьере что-то идет не так. То же самое происходит и в моей карьере тренера, и это подпитывает меня в погоне за успехом. До сих пор».

Хау очень уважает Гвардиолу (а Пеп – его), но главный его кумир – баскетбольный тренер Вуден

«Конечно, он способен работать с командами топ-уровня. Он молод и еще получит шанс в топ-клубе. Это будет хорошо для английских тренеров вроде него», – слова Хосепа Гвардиолы в 2017 году. Испанец видел в Эдди Хау движущую силу английского тренерского цеха.

Это у них обоюдно, Эдди Хау также лестно отзывается о Гвардиоле: «Я очень сильно восхищаюсь Гвардиолой. Мне кажется, что я могу многому у него научиться, в том числе и в том, как он себя ведет».

У них есть что-то общее: дотошность к деталям, полное погружение в игру и способность отдавать всего себя на общее благо команды. Англичанин умеет извлекать ценное из опыта более статусных коллег, но осознает, что не нужно «строить воздушные замки» и добиться результатов можно только усердной работой. При ограниченных ресурсах он ставил команде современный футбол, и это приводило иной раз в восторг всю Англию. «Челси» и «Манчестер Юнайтед» подтвердят, «Борнмут» поочередно обыграл этих двух грандов в конце 2015 года: 1:0 и 2:1 соответственно.

Хау сватали в лондонский «Арсенал» после ухода Арсена Венгера. В какой-то момент англичанин был фаворитом у букмекеров. Неудивительно: Хау ассоциировался со свежим взглядом на игру.

В 2016-м Венгер пристроил в команду Джека Уилшера. Вероятно, француз видел в «Борнмуте» команду, которая подойдет игроку «Арсеналу» стилистически.

В итоге Джек отыграл в «Борнмуте» сезон 2016/17, который стал для клуба самым успешным в истории. Пять лет назад значимость Хау понимал Венгер, а сейчас понимает ее Уилшер, который давал Эдену Азару такие советы: «Азар – это другой уровень, но думаю, что ему бы понравилось играть под руководством такого тренера, как Эдди Хау. Он тот тип тренера, у которого хочешь играть».

Опытом работы с английским специалистом делился и действующий вратарь «Арсенала» Аарон Рамсдейл (играл у него в «Борнмуте»):

«Он не давал мне никаких обещаний, которые я бы потом мог использовать как оправдания. Он сказал – это твоя карьера, она в твоих руках. Я просто буду рядом, чтобы помочь тебе. И он именно так и делает. Но при этом, если я играю не так, как ему бы хотелось, он не дает мне поблажек. Мы доверяем друг другу, у нас честные отношения, мы ничего друг от друга не скрываем. Хотя – еще раз – он ничего мне не обещал. Он сказал: «У тебя есть чистый лист – иди и напиши свою историю».

Американский баскетбольный тренер Джон Вуден – личность, которая сильно повлияла на Эдди Хау не только в спорте, но и за его рамками. Перед смертью 99-летний Вуден больше всего сожалел о том, что слишком мало времени посвящал семье, жене Нелли.

«Я его прекрасно в этом понимаю, – говорит Эдди Хау, – Даже величайшие люди могут работать слишком много». Эдди понимает, но все равно делает наоборот, потому что не может по-другому. Книгу Вудена Хау советовал не только игрокам, но и репортерам, которые, по его мнению, должны читать ее своим детям. Хау считает его труды на бумаге прекрасным способом становления детского характера и напоминанием взрослым о важных вещах: энтузиазм, преданность, упорная работа, настойчивость, командный дух, дружба, вера и самоконтроль.

«Успех – это состояние души; он является непосредственным результатом удовлетворения от того, что ты сделал все, что мог, выжал из себя максимум», – писал Джон Вуден. «Это определение очень вдохновило меня, – вспоминает Эдди Хау, – В случае поражения, свет вокруг гаснет. А это определение сняло с меня боль от проигрышей. Я научился заглядывать дальше в будущее. Слова Вудена помогают не волноваться за результат – это только мешает. В мире много лишней суеты. А в реальности все зависит от подготовки. Зная, что ты сделал все, что было в твоих силах, можно надеяться, что результат придет сам собой».

Чего ждать в «Ньюкасле»?

Хау достался амбициозный проект с большими «саудовскими деньгами» (состояние наследного принца Мухаммеда ибн Салмана оценивают в 320 млрд фунтов – именно его фонд купил «Ньюкасл»). Контракт подписали до 2024 года.

Не секрет, что Хау не был первым выбором на место тренера. Поначалу было три основных кандидата: Антонио Конте, Брендан Роджерс и Унаи Эмери. Первый отказался, потому что ждал звонка из «МЮ», второй из-за вполне хорошего нынешнего места работы, а Унаи Эмери, видимо, не захотел снова наступать на английские грабли.

Когда круг сузился до двух кандидатов (Фонсеки и Хау), англичанин приятно удивил на собеседовании работодателей профессионализмом, пониманием и планом развития клуба. Мы наконец-то увидим, как Эдди Хау тратит приличные суммы.

Одно из первых, чего пожелал Хау в новом клубе – это воссоединение со спортивным директором Майклом Эдвардсом, который покинет аналогичную должность в «Ливерпуле» по окончании сезона. Куда он перейдет летом 2022 года, пока неизвестно (хотя раньше Майкл заявлял, что больше не собирается работать в футболе). 

Хау и Эдвардс вместе трудились на благо «Портсмута» почти 20 лет назад – и дружат до сих пор. Эдвардс тогда был аналитиком в клубе. Именно с его фигурой связывает успешную трансферную политику «Ливерпуля» последних лет.

Без пересечений времен «Борнмута» Эдди Хау не обойтись. Всегда здорово видеть знакомые лица в новом коллективе. Таковыми будут Каллум Уилсон, Райан Фрейзер и Мэтт Ритчи. Они на хорошем счету в клубе и знают требования Эдди.

Трудности будут. Во-первых, Эдди Хау принимает команду в зоне вылета (они вообще еще не побеждала в АПЛ). Во-вторых, англичанин впервые поработает в условиях большого давления, потому что есть финансовые возможности для исправления ситуации. Где большие деньги, там меньше терпения. Кто знает, какой уровень самодурства у боссов проекта? Ну и, в-третьих, любопытно будет посмотреть, как Хау будет налаживать оборону, которая видится самым слабым местом? Ведь базисом философии Хау всегда была атака.

Иной раз ловишь себя на мысли, что теперь мы станем смотреть на «Ньюкасл» под иным ракурсом. Для некоторых он может быть трепетным, ведь там теперь есть Эдди Хау.