14 мин.

«Эй, возьми мой байк…»

Без преувеличений. Болельщикам Грин Бэй Пэкерз принадлежит наиболее узнаваемая традиция тренинг кэмпов межсезонья. Каждый год игроки Пэкерз катаются на детских велосипедах к месту тренировки и обратно. Каждое лето, с открытием тренировочного лагеря, сотни детей ежедневно выстраиваются на улице, ожидая игроков, чтобы попросить футболистов взять свой велосипед и прокатится на нем. В более ранние времена дети взамен велосипеда получали игровой шлем, который несли к месту практики

Аарон Роджерс и Джон Джи. Фото: David Stluka / Associated Press

В 2013 году руководством Пэкерз вместе со страховой компанией Америкэн Фэмили Иншюренс из Мэдисона, разработан маршрут Дрим Драйв, который начинается у Лэмбо Филд и проходит к тренировочным полям Центра Дона Хатсона.

Это одна из самых трогательных традиций НФЛ. Но когда она появилась? Долгое время ни историки команды, ни игроки-ветераны, ни функционеры, и даже болельщики не могли с точностью вспомнить обстоятельства возникновения обычая. В большинстве случаев обходились общей фразой о том, что корни велосипедных покатушек следует искать во времена Ломбарди.

Дети в ожидании начала тренировки. Фото: www.packers.com

Клифф Кристл написал в своём эссе 2015 года: «… неудивительно, что никто не знает, когда и как это началось. Большинство истинных и подлинных традиций развиваются естественным образом, они не протоколируются. Обычно они начинаются спонтанно и постепенно захватывают воображение масс. Так было и с велосипедной традицией … вот что сделало её такой особенной и значимой».

Тогда же Кристл предположил, что все началось с огромной парковки возле Нового городского стадиона, которая в то время была в основном пустой и не захламлённой: на ней игроки и дети обыденно общались перед тренировками.

Гэри Кнафельц, принимающий и тайт-энд Пэкерз в 1954–1962 годах, который после завершения карьеры более 40 лет проработал в качестве диктора на стадионе, в беседах с историком команды Ли Реммелем в 2004 году вспоминал: «Я думаю, все началось с 1957 года, после открытия Нью Сити Стэйдиум (позже переименованного в Лэмбо Филд), когда мы выходили из старой домашней раздевалки в южном конце стадиона к тренировочному полю через улицу Саут-Онейда. Дети просто хотели, чтобы мы катались на их велосипедах. Я помню, они кричали нам: «Эй, возьми покатайся на моем велосипеде!»». Кнафельц добавил существенную деталь: «Я не думаю, что мы катались по пути на практику. Ломбарди (который стал главным в 1959 году) это бы не понравилось. Считаю, что, скорее всего, мы возвращались на велосипедах назад…»

Похоже, традиция возникла спонтанно. Но все же: когда и как?

С первых дней существования Пэкерз детей бесплатно пускали на стадион: им разрешали разместится в одном из углов возле энд зоны. После присоединения к НФЛ команда официально объявила о создании в северной части стадиона в Хагемейстер Парке специальной зоны для подростков. Именно тогда возникла традиция, продолжившаяся на Белльвью Парке и Сити Стэйдиум, позволять детям и тинэйджерам посещать матчи по льготной цене или совсем бесплатно.

Скульптура Heritage Trail Plaza. Кларк Хинкл за руку проводит мальчика на стадион. Фото: www.packersheritagetrail.com

С 1925 по 1956 годы Пэкерз играли на старом Сити Стэйдиум. Несмотря на то, что на стадионе были предусмотрены льготные места для детей и им позволялось сидеть на траве за зачётными зонами, сорванцы пытались проникнуть на игру бесплатно. Тогда возникла другая традиция, ныне увековеченная в скульптуре на мемориальной площади «Пэкерз Хэритедж Трэйл» в центре Грин Бэй: игроки Упаковщиков проводили детей на матчи через задние ворота стадиона.

Игроки Пэкерз и юные болельщики общались с первых лет существования команды. На протяжении всей своей истории команда играла важную роль в Грин Бэй, как источник дохода, символ гордости и самобытности. В свою очередь, связь с городом всегда была важна для Пэкерз и неоднократно спасала команду в трудные времена.

Долгое время самым ранним известным свидетельством велосипедной традиции была фотография, опубликованная в Грин Бэй Пресс-Газетт в конце июня 1969 года, на которой раннинбэк Трэвис Уильямс возвращается на велосипеде с тренировочного поля.

Трэвис Уильямс в окружении болельщиков, июнь 1969 г. Фото: Green Bay Press-Gazette Media Archives

Буквально несколько дней назад Саманта Мадар, которая работает над проектом по оцифровке плёночных фотографий Упаковщиков 1940–1990-х годов из архива Грин Бэй Пресс-Газетт, опубликовала в твиттере ещё одно фото, на котором Трэвис Уильямс сидя на велосипеде, разговаривает с детьми и болельщиками Пэкерз.

Трэвис Уильямс в окружении болельщиков, июнь 1969 г. Фото: Samantha Madar Twitter / Green Bay Press-Gazette File Photo

В июле 2014 года Клифф Кристл на своей страничке «Заметки Клиффа» на сайте Пэкерз попросил отозваться болельщиков, которые имеют доказательства зарождения велосипедной традиции ранее 1969 года. Многие фанаты ответили, предоставили интересную информацию об истории традиции, но ни один не мог документально подтвердить её существование ранее указанной даты.

Например, Ларри Людке, родившийся и проживший всю жизнь в Грин Бэй, утверждал: «Катание на байках началось в 1959 году, всего лишь из-за пары детей, приехавших на тренировки на велосипедах».

«Я помню, что мы начали одалживать свои велосипеды игрокам, после того как Ломбарди стал тренером (1959 г.)», — писал Гэри Ван Эсс, также уроженец Грин Бэй.

Ройс Бойлз, президент Грин энд Голд Ледженс, корпорации с ограниченной ответственностью, представляющей ветеранов Пэкерз, отправил своим членам электронное письмо с просьбой поделиться воспоминаниями. Интересно, что Стив Райт, Джим Грабовски и Боб Хайланд помнили, что в средине 1960-х они уже имели возможность кататься на детских велосипедах, но ни один игрок из первой команды Ломбарди так и не ответил.

Член исполнительного комитета Том Олсон, диктор радио Грин Бэй и член комиссии Зала славы Пэкерз Марк Дэниелс, оба засвидетельствовали, что регулярно ездили на своих велосипедах, посмотреть на тренировки Пэкерз в средине 1960-х, но не помнят игроков, катающихся на детских велосипедах.

Квотербэки Скотт Хантер (16) и Джерри Тигг (17) катаются на детских велосипедах возле Лэмбо Филд, 1973 год. Фото: AP Photo / Wisconsin Historical

Пит Пизани, который в 1960 году работал разносчиком воды на тренировках Пэкерз, рассказал историю, о том, как однажды тэкл Боб Скоронски, гард Фаззи Терстон и лайнбэкер Билл Форестер, опаздывая на занятия, одолжили у детей велосипеды, чтобы избежать денежных штрафов Ломбарди.

Стив Бассевиц предложил и вовсе неожиданную версию. Он утверждал, что традиция началась ещё в тренировочном лагере в Стивенс-Пойнте, где Пэкерз базировались с 1954 по 1957 годы во времена Лайла Блэкбэрна. «Я слонялся возле раздевалки, и когда игроки выходили, они катались на моем велосипеде. Фред Коун особенно любил кататься», — написал он в электронном письме. О Стивенс-Пойнте сообщил и ещё один болельщик — Дик Гаст.

Однако нашёлся человек, который имел доказательства, что традиция действительно прижилась в самом начале правления Ломбарди. Киган Райт из Гринсборо в Северной Каролине, болельщик Пэкерз и внук бывшего ди-бэка Упаковщиков Джона Сайманка (1957–1962), прислал Кристлу снимок, приобретённый им на распродаже у газетного фотографа. Фото датировано 1961 годом.

Снимок Кигана Райта. Фото: www.packers.com

На фото корнербэк Пэкерз Хэнк Греммингер (46) едет на велосипеде с неизвестным мальчиком за спиной, в то время как ди-энд Джим Темп (82) и лайнбэкер Дэн Карри (58) идут впереди велосипеда к тренировочному полю.

Дата снимка совпала с биографиями игроков: все действительно присутствовали в составе Пэкерз во время тренинг кэмпа 1961 года. Том Олдрич и Пэт Форд, специалисты из отдела местной истории и генеалогии библиотеки округа Браун, провели исследование и подтвердили, что дома на заднем плане на Стэйдиум-Драйв действительно построены в 1961 году.

Кристл продолжил исследования и в подшивке Грин Бэй Пресс-Газетт за 1958 год нашёл фото, датированное 10 сентября. На снимке сэйфти Бобби Диллон (впереди и справа) и халфбэк Дон Макилхенни (сзади и слева) восседают на детских велосипедах, на багажниках которых расположились улыбающиеся мальчишки.

Снимок Кигана Райта. Фото: Green Bay Press-Gazette

Фотографию сопровождала пространная подпись: «Кто-нибудь знает этих фанатов Пэкерз? Перед началом школы юные фанаты обычно ждали у раздевалок Упаковщиков, чтобы предложить игрокам прокатиться на велосипеде до тренировочного поля. Этот снимок сделал фотограф, работавший над репортажем для национальной рекламы. Но он не узнал имён мальчиков, которые появляются с Доном Макилхенни и Бобби Диллоном. Всех, кто знает, кто эти мальчики, просят позвонить в отдел спорта Пресс-Газетт. Поездка на тренировку в основном идёт под гору.».

Кристл пришёл к выводу, что снимок сделан в южной части Нью Сити Стэйдиум, где в то время в небольшом здании, которое позже было преобразовано в туалет, располагались раздевалки Пэкерз и гостевой команды. Таким образом, историк Пэкерз получил подтверждение, что велосипедная традиция возникла ещё до эпохи Винса Ломбарди и восходит, как минимум, к первому году проведения тренировочного лагеря в колледже Св. Норберта в Де Пер. А тренировки в то время проводились через дорогу от стадиона, на новом тренировочном поле, расположенном на Онейда Стрит. Однако, не нужно забывать и о устных свидетельствах из Стивенс-Пойнта, которые пока не опровергнуты.

Клифф Кристл обнародовал свои изыскания в 2015 году. После публикации откликнулся Дэвид Гуднер, житель Коппелла в Техасе, выросший на Девятой улице Грин Бэй, недалеко от стадиона.

В электронном письме он описал, как они, вместе с братом Дейлом, ездили на новеньких велосипедах марки Швин Ягуар, приобрётенных их отцом летом 1958 года, посмотреть на тренировки Пэкерз. «Мы с братом каждое утро и после обеда ездили на стадион на велосипедах, чтобы дождаться прибытия командных автобусов из колледжа Св. Норберта. Игроки шли в раздевалку стадиона, чтобы переодеться, а мы ждали у автобуса, пока они выйдут».

Любимым игроком Дэвида Гуднера был дибэк Джон Сайманк, который обычно первым переодевался и шёл на тренировочное поле. Однажды у Дэвида хватило смелости спросить Сайманка, не хочет ли он прокатится на велосипеде. Сайманк улыбнулся, вручил Дэвиду свой шлем, сел на велосипед и поехал к полю, а Дэвид бежал сзади. «Я не могу описать волнение от того, что я, двенадцатилетний пацан, катаюсь со своим футбольным кумиром два раза в день», — эмоционально описывал своё состояние Гуднер. Он утверждал, что до него никто не предлагал свой велосипед игрокам команды. Ещё Дэвид вспомнил, как однажды не позволил прокатиться Барту Старру, поскольку он ожидал Сайманка.

Велосипед Schwinn Jaguar. Фото: www.packers.com

«В следующем, 1959 году, прибыл Винс Ломбарди. Он был совершенно другой личностью, чем Макклейн, и я чувствовал, что мне нужно его разрешение, чтобы продолжать катать игроков на тренировки. Когда представилась возможность, я подъехал к Ломбарди и пояснил суть и очень вежливо спросил: «Тренер Ломбарди, Вы не против, если мы продолжим подвозить игроков к тренировочному полю на наших велосипедах?». Тренер сделал паузу, подумал, но потом объяснил, что ожидает, что поездки будут безопасными и никто не пострадает.».

Трудно определить, сколько правды и сколько вымысла в рассказах Гуднера, каких-то доказательств его слов нет. Кстати, Гуднер стал геологом-разведчиком нефти, получил докторскую степень, работал в Мобил Ойл, приезжал в Москву и Алматы, два года был президентом Тексако Петролиум. Когда ему показали приведённую выше фотографию, Дэвид признал, что она слишком зерниста, чтобы точно опознать себя или второго мальчика. Он предположил, что ребёнок впереди, за Диллоном, мог быть его другом Ричардом Пеппардом, у которого был велосипед марки Швин Корветт.

Несмотря на все исследования, истоки традиции точно так и не установлены. Да это, по большому счету, и не важно.

«Эта традиция привносит теплоту и связь между игроками и организацией с одной стороны, и людьми этого города с другой. Дети получают от нее удовольствие. Я наблюдал, как они ждут под дождём или в жару выхода игрока», — сказал бывший президент Пэкерз Боб Харлан, который начал работать с франшизой в 1971 году. Харлан упомянул, что фанаты постарше до сих пор рассказывают ему, как они катались на велосипедах в своё время. «Это давняя традиция, и люди, которые делали это в 60-х и 70-х годах, очень гордятся тем, что были частью тренировочного лагеря», — сказал он.

«Я думаю, что это здорово», — сказала Шеннон Хинса-Лиз из Гриннелла, штат Айова. Она уроженка Грин Бей и привозила своих детей на стадион два дня подряд. «Для детей здорово иметь возможность взаимодействовать с игроками вблизи, а не видеть их с трибун, в виде маленьких крошечных пятнышек».

Реджи Уайт в окружении болельщиков, 1993 год. Фото: John Biever / Sports Illustrated

Таннер Крислер, один из подростков-счастливчиков, ставших частью традиции: «Я все ещё немного потрясён. Это действительно круто. Классно нести шлем и разговаривать с игроками. Это просто потрясающий опыт», — сказал Таннер. — «Это вдохновляет. Чего я хочу? Например, быть человеком, который выбирает велосипед. Этот выбор делает чей-то день удачным», — сказал Таннер.

Историй болельщиков, которые описывают свой опыт и всегда положительные эмоции от участия в велосипедных покатушках, в сети полно. А вот отзывов игроков практически нет. Или я плохо искал.

«В первый мой год на моем первом тренировочном сборе я узнал, ещё до выхода из раздевалки, что для того чтобы тренироваться, нужно проехать на велосипеде», — вспоминает лайнбэкер Джейрон Эллиот. — «Я вышел и немного нервничал. В первый раз я сел на маленький детский велосипед и мне было трудно тронуться с места, поэтому я тащил его в руках».

Бретт Фарв по пути в колледж Св. Норберта, 1993 год. Фото: John Biever / Sports Illustrated

Зато нашёл историю о Бретте Фарве, вот только не знаю, правдива ли она. Рассказывают, когда Фавр был новичком, он однажды посадил своего спутника руль велосипеда (что немного сомнительно). В то время по пути от Лэмбо Филд до кампуса в колледже Св. Норберта нужно было пересекать перекрёсток со светофором. Фарв не рассчитал скорость движения и длительность сигнала светофора и затормозил уже на жёлтый, уронив парнишку на лобовое стекло автомобиля. Малыш не получил серьёзных травм, но Фавр сильно волновался, и говорят, до конца своей карьеры ездил на тренировки только на своём внедорожнике.

Клэй Мэттьюз, 2013 год. Фото: www.packers.com

Также в сети есть история о дружбе Аарона Роджерса с Джоном Джи. Они впервые познакомились в 2005 году, когда Аарон выбрал велосипед Джона, во время первого кэмпа для Роджерса в Пэкерз, и до сих пор поддерживают неплохие отношение.

Джей Джей Уотт, 2019 год. Фото: Houston Chronicle

Забавный случай произошёл в 2019 году во время совместной тренировки Пэкерз и Тексанс. Джей Джей Уотт, уроженец Висконсина, исполнил одну свою давнюю мечту — проехать на велосипеде в тренировочном лагере Пэкерз. Оказалось, что с детскими велосипедами случаются плохие вещи, когда 288-фунтовые футболисты пытаются на них ездить. У транспортного средства, принадлежащего пятилетнему ребёнку, не было ни единого шанса.

Взрослые мужчины на детских велосипедах могут показаться неуместным зрелищем, но независимо от размера игрока, ребёнка или велосипеда, эта традиция дарит самым юным болельщикам команды незабываемые впечатления и помогает напрямую связать игроков с фан-базой, которую они представляют на игровом поле. Это ещё одна причина для фанатов кричать «Go Pack Go!».

Автор текста: Сергей Павленко, Киев, Украина  для телеграм каналов Свиная кожа и Packers News (31.07.2022).