18 мин.

Маурицио Арривабене дал большое интервью Tuttosport. Полная версия

Генеральный директор «Ювентуса» Маурицио Арривабене ответил на многие актуальные вопросы журналиста Tuttosport Гвидо Вачиаго

С одной стороны — портрет Андреа Пирло, гения и земляка, с другой — Мишеля Платини, просто гения: Маурицио Арривабене черпает вдохновение у обоих игроков, чье видение игры было искусством. И, возможно, это не случайно. За полтора часа интервью мы поговорили о будущем, сценариях развития клуба и видении руководителя. По истечении полутора часов, сложилось впечатление, что "Ювентус" находится в начале новой эпохи, очень похожей на ту, которая началась в 2011 году с открытия стадиона и закончилась одиннадцать лет спустя с девятнадцатью трофеями на клубной витрине (плюс два финала Лиги чемпионов). Это такой же амбициозный проект. И разговор, конечно же, не обошел стороной экономическую ситуацию, которую необходимо исправить. В основе всего, что сказано, лежит две идеи : (1) победа — это всегда единственное, что имеет значение; (2) в "Ювентусе" нет никого — игрока, руководителя, тренера или болельщика — более великого, чем сам "Ювентус". - Здравствуйте, Арривабене, куда движется новый "Ювентус"? "Нет нового "Ювентуса", есть "Ювентус", целью которого является сохранение команды на самом высоком уровне и стремление к очень высоким целям. Я не буду повторять известную фразу Бониперти о том, что "победа - это единственное, что имеет значение", но цель всегда одна и та же. Мы строим "Ювентус", который начинается с футбола, потому что именно он заставляет наши сердца биться, но и расширяется в другие измерения. Я считаю, что бренд "Ювентус" обладает огромным потенциалом и что мы можем выйти за пределы Италии, открывая для себя новые области бизнеса. Очевидно, что все начинается с побед или конкурентоспособной команды на высоких уровнях, без этого приходится прилагать куда больше усилий. Но нам посчастливилось начать с позиционирования в Италии и Европе, что позволяет нам выйти за рамки концепции футбольного клуба и стать глобальной компанией". - В каких секторах может произойти такое расширение? "Сегодня мир движется в другом направлении, все не так, как было в прошлом, и делает он это со скоростью света. Некоторые явления и вовсе развиваются постоянно, хотя бы те же средства массовой информации. Все маркетологи думают, что знают сценарий успеха, но на самом деле никто этого не может знать. Пока они начинают понимать одно, картина в мире кардинально меняется. Но даже если никто еще не понял секрета успеха полностью, здесь все также скрыты огромные возможности. Мы вышли за пределы футбола и вошли в более широкую область развлечений: этого не избежать. При это, нужно помнить, что у нас есть конкуренты, которых гораздо больше, чем мы думаем. Создание футбольного шоу является основой, но можно выйти за рамки этого. На мой взгляд, "Ювентус" - это эмоции, и с тем же Adidas вместе можно создать некий продукт, который будет волновать болельщиков, что только на пользу пойдет бренду, который может заинтересовать людей вне футбола. В мире многое ещё нужно изучить". - Так как же это реализовать? "Ну, серия Amazon о "Юаентусе" была нашим экспериментальным продуктом. Есть много вещей, о которых можно рассказать с помощью новых средств коммуникации: просто подумайте о том, сколько историй можно рассказать через сериалы, подкасты и видео. И я говорю не только об основной команде, но и о всей вселенной "Ювентуса", а это и женские команды, и молодежные, и команда до 23 лет. Мы можем создавать контент, который будет очень интересным, отличающимся, который позволит нам попасть в мир молодежи. А это позволит получить новых фанатов. Так сказать, расширить нашу базу, которая, как вы знаете, огромна в Италии, но может вырасти и за границей". - Получается, что здесь у вас будут основными соперниками "Милан" или "Реал", а также "враги" вроде "Х-фактора", "Шефа", "Сан-Ремо" и ещё целой кучи голливудских актеров? "У болельщиков "Ювентуса", как правило, есть и другие интересы, а в мире молодежи вообще бесконечное множество стимулов. А вообще, расширение, о котором я говорил ранее, может быть нацелено и на людей, которые не интересуются футболом, над этим нужно работать. Сам по себе бренд "J" имеет огромный потенциал. Мы должны создать команду, которая должна побеждать на поле, и другую, которая будет работать над расширением бренда по всему миру". - Можно ли этот проект назвать "выживанием" для "Ювентуса"? То есть, клуб пытается увеличить доходы, чтобы не отставать от других. "Нет, успокойтесь. Мы живём, а не выживаем. И мы тоже можем жить без скачкообразного роста доходов. Этот проект появился, чтобы вновь почувствовать сегодняшние тенденции". - Может ли бренд "Ювентуса" стать похожим на "Феррари"? "Бренд "Феррари" исходит из глобального подхода, и его преимуществом является то, что он всегда выступал по всему миру, благодаря своему типу соревнований (это единственная команда, которая никогда не пропускала ни одного розыгрыша Формулы-1). "Ювентус" - это команда, которая родилась на местном уровне, расширяется на национальном уровне, находит своё место в Европе и сегодня хочет совершить глобальный скачок. Это две разные истории: "Феррари" изначально был глобальным проектом, "Ювентус" может стать таковым". - Год назад в руководстве "Ювентуса" было много изменений, недавно в клуб вернулся Франческо Кальво: как сегодня устроен "Ювентус"? "Прежде всего, это Андреа Аньелли, которого я знаю двадцать пять лет и с которым у нас существует максимальное и взаимное доверие. Затем есть генеральный директор, которого раньше не былшо, а сегодня есть. Меня часто путают со спортивным директором, но давайте сразу определимся, что я не спортивный директор и, наверное, у меня для этой должности нет нужных навыков. Это - Федерико Керубини. Я же работаю генеральным директором, и моя работа заключается в том, чтобы определять стратегию, о которой я упоминал ранее. Футбол - очень сложная система. Скажу често: будучи вне клуба, я думал, что всё будет проще. В "Ювентусе" много дел, есть свой стадион, своя коммерция, своя первая команда, молодежный сектор, женская команда. И целый мир маркетинга. Наконец, это политические отношения с учреждениями. Лигой, УЕФА и так далее. Это довольно сложная система еще и потому, что в отличие от последней работы, которую я выполнял, в конечном счёте, здесь я работаю с людьми, а с ними сложнее, чем с "машинами". - Что самое сложное? "Ну, как бы хорошо ты не планировал всё, как бы хороошо не управлял командой и не направлял её в нужное русло, человеческий фактор всегда имеет значение. Мы ведь говорим о людях. Наша работа начинается с очень технического и научного подхода: мы пытаемся всё спланировать, но всегда может произойти неожиданный сюрприз, тесно связанный с тем, что игроки - это люди, а не машины". - Вернёмся к разговору об организации: итак, есть генеральный директор, который координирует все направления деятельности "Ювентуса" и задаёт нужный вектор. Кто еще есть? "Недавно вернулся Франческо Кальво, которого я знаю очень давно, мы вместе работали в компании "Филип Моррис", там он работал по направлению автогонок. Я знаю, как он работает, он знает, как работаю я: есть между нами гармония и взаимоуважение. Кроме того, он набрался большого опыта в "Барселоне" и "Роме". На мой взгляд, его присутствие лишь укрепляет наши позиции. Стратегия - это одно, а реализация её на практике - совсем другое. Франческо работает непосредственно со мной, чтобы реализация стратегии происходила оперативнее". - А в спортивной части? "Там командует Федерико Керубини, который работает со своими сотрудниками - Тоньоцци, Манной и Оттолини. Они и задают трансферный рынок "Ювентуса". Моя роль заключается в том, чтобы оказать ему поддержку в определённых операциях или внезапно открыть дверь его офиса и поделиться своими идеями, которые могут показаться в какой-то момент сумасшедшими, но в итоге обдумать их. Федерико с командой проводят необходимую оценку и, прежде всего, занимаются реализацией идей. Они молодцы и очень хорошо делают свою работу. Я стимулирую и придумываю для них вызовы, но они - настоящие архитекторы". - Как рождается рыночная операция? "Тут нет конкретного рецепта, потому что все они разные. Здесь нет такого, чтобы Маурицио, Федеико, Павел или Аллегри определяли стратегию. Есть таблицы, к которым мы примеряемся и сравниваем цифры, потому что сегодня они имеют определяющее значение, и после этого мы вместе решаем, какой будет наша стратегия. Есть те, кто готов выкупить весь мир. Есть те, кто действует более предусмотрительно, но в итоге мы все едины. В том смысле, что мы все выходим из зала обсуждений и разделяем одну и ту же точку зрения. Молчание на трансферном рынке - результат нашего стиля, мы движемся без акцента, но начиная с президента, мы точно знаем, чего хотим и как этого добиться, уделяя большое внимание устойчивости". - Как у вас обстоят дела с Погба? "Мы общаемся с ним, и всё развивается очень, очень хорошо". - Как возникла идея этого трансфера? "Та самая встреча, о которой я говорил. На неё были приглашены некоторые лица, которые имели отношение к приглашению Влаховича. После этого, нужно просто "открыть дверь", вбросить имя, потом все смотрят на тебя как на сумасшедшего, а затем медленно запускается машина и строится трансфер. Так и появился Погба в наших планах. С вопроса: "А почему бы нам не взять Погба?". Идея - это всего лишь некая провокация, которую нужно претворить в жизнь. Ну а дальше, необходимо просто понять, совпадают ли желания с цифрами, идеями устойчивости, о чём я говорил ранее. Если всё совпало, то нужно доводить дело до совета директоров, где нельзя выступать без цифр, если мы говорим о каких-то важных игроках, конечно же". - Погба - это тот игрок, который сочетает в себе идею глобализации бренда. Это тоже влияет на выбор? "Присутствие определённых игроков важно как с технической, так и с коммерческой точки зрения. Я мечтаю, чтобы в нашей команде играл именно такой итальянец, признанный во всём мире: вроде Тотти, Дель Пьеро, Буффона, Паоло Росси из 1982 года. Сегодня приходится думать о коммерческой ценности игроков, которая выходит за пределы Италии". - Вплоть до того, что выбор на транферном рынке может исходить только по коммерческим побуждениям? "Нет, давайте не будем преувеличивать. Идея состоит в том, чтобы в команде всегда находился игрок, имеющий международную привлекательность, как тому учил Роналду". - Роналду привлек почти всё внимание к себе, что немного странно для истории "Ювентуса". "Роналду не был использован в полной мере из-за коронавируса. Это большое разочарование, потому что мы не полностью использовали потенциал, но есть один факт, в котором я твёрдо убеждён: "Ювентус" превосходит любого игрока. "Ювентус" - это команда с чёткими правилами и 125-летней историей, более чем вековая история, которая написана далеко не одним игроком, поэтому команда всегда важнее отдельных личностей. "Ювентус" существует, и все в "Ювентусе" должны соблюдать правила, начиная с меня". - Еще одним ключевым фактором в этом дискурсе является сто лет одной собственности. "Это важная ценность, значительное преимущество в плане солидности, но это также и большая ответственность. Это то, что отличает нас от любой другой команды в мире: мы и есть эта команда, у нас есть эта история и у нас есть эта ответственность. Время от времени нас слишком обвиняют в том, что мы слишком мало говорим и имеем савойский настой. Лучше говорить, когда нужно это делать, и молчать, когда нужно молчать". - Поговорим о зарплатах: есть ли у нового "Ювентуса" пределы? Или какая-то конкретная политика? "Это был болезненный для бюджета год, потому что последствия пандемии всё еще сказываются на нас. В нашем "рюкзаке" полно проблем, которые в том числе появились из-за пандемии. Закрытие стадиона и музея нанесло ущерб в 75-80 миллионов евро за два года, так что это очень большие потери. Помимо коронавируса, были и затраты с высокой маржинальностью. Просто приведу пример: знаете ли вы, что Дуглас Коста скажется на нашей следуюещей финансовой отчётности? В общем, речь не только о коронавирусе. В "рюкзаке" есть целый ряд проблем и затрат. Я не хочу критиковать, но нужно быть реалистами. Кризисную ситуацию волшебной палочкой за одну ночь не решить. Так что в балансе на 30 июня 2022 года у нас будет повод для крови и слёз, но я вижу перспективу на будущее". - Что произошло с Дибалой? "Сперва между нами было соглашение, затем произошло увеличение капитала, и мы взяли перерыв, о чём был проинформирован его агенты. Мы провели собрание с Советом директоров, а потом встретились с ним вновь и сказали, что условия изменились, потому что мы собираемся действовать иначе. Поэтому от четырёхлетнего контракта с определёнными цифрами, которые я не хотел бы называть во избежание дальнейших споров, мы перешли к другой стратегии. Еще и потому, что в январе вы знаете кто приехал в команду. Но это не скомпроментировало отношения, никакой войны между нами и Дибалой не было. После принятого решения, мы сердечно друг друга поприветствовали в спорткомплексе. Я надеюсь, что Дибала найдёт себе команду и удовлетворение, которого он заслуживает. С нашей точки зрения, у всего есть начало и конец. Повторяю: "Ювентус" превыше всего. Есть игроки, которые оставили глубокий след, но бренд "Ювентуса" от этого становится лишь важнее". - Как вы относитесь к агентам? "Я встречался с немногими из них. Спросите об этом Керубини. Я случайно встретил Мино Райолу, в том числе потому, что мне было любопытно познакомиться с ним. Он был человеком, который мог менять правила игры, сделав их более жёсткими для клубов и более выгодными для игроков. Он умел управлять карьерами игроков. Но есть и пассивные агенты, которые сопровождают игроков и удовлетворяют их потребности. Я как-то сказал: "Игроки сейчас больше смотрят на агента, нежели на футболку". В тот же день вечером Мино прислал мне сообщение: "Молодец! Очень правильно сказал!". Я ответил: "Мино, ты наверное не понял, я злюсь на тебя". Я он ответил: "Знаю, знаю". Очевидно, что он воспринял это как комплимент". - Теперь правила Мино нужно менять? "Эту отрасль необходимо регулировать. Есть агенты, у которых в клиентах по девять или десять игроков в команде. Можно сказать, вся команда ему принадлежит. Нужно навести порядок в системе, не стоит убирать агентов, они есть в любом виде спорта, но нужно навести порядок". - Нравится ли вам ваш образ в глазах болельщиков: Манджукич из руководителей, крутой, "Железный Маури". "Если я по вашему мнению жесткий, то я жесткий. Мне кажется, что я скорее прямолинейный и последовательный. Когда я пришёл в футбол, у меня не было смелости сказать, что я изменю его, но я также уверенно говорил, что и футбол меня не изменит. Всё, что я делаю - гну свою линию, которую определил для себя, с высоким уровнем дисциплины, особенно в мире, где привычки становятся правилами, а вместо этого было бы полезно сперва сформировать для себя хорошие привычки. Есть и такие, которые меня не знают и говорят ужасные или красивые вещи, но это не обо мне. Кто-то говорит, что я некомпетентен в футболе. Что, в принципе, верно. Но у нас есть компетентные Керубини, Павел, которые находятся рядом со мной и многое мне объясняют. Заявляю это официально, чтобы не было недоразумений: я не компетентен в футболе, но знаю, чего хочу, и знаю, как этого хочу добиться. И я знаю, что думаю, и футбол меня не заткнёт". - Поговорим о де Лигте: у каждого есть своя цена, или же бывают неприкасаемые? "Возвращаемся к разговору об игроках, которые вместо клуба следуют за советами агентов или коллег. Сегодня невозможно удержать игрока, который хочет уйти. Суть в том, что из-за стола переговоров все должны встать довольными. Всегда действует правило: "У кого есть деньги, тот и выиграл". - Есть ли сейчас игроки, которым небезразлична футболка? "Я видел наших ребят в самом разгаре сезона, и они всегда прилагают огромные усилия. Я вижу профессионализм и самоотверженность. У каждого свой характер. Влахович поразил меня: у него просто безумное желание побеждать и доказывать свою состоятельность, он - воин. Другие, может быть, проявляют себя как-то иначе". - Вы стали брать игроков постарше, не передумывали вкладываться в молодежь? "Нет, это не изменение курса. Ориентиры нужны везде. Нашей стратегией было и есть вовлечение молодёжи, по этой причине нам нужно находить ориентиры, которые укажут им путь. Я видел, как Роналду повлиял на многих наших игроков. Теперь у таких ребят, как Фаджиоли, Сауле и Миретти, должны перед собой быть чемпионы, которые смогут обучить их своему ремеслу". - За последние два года появились и недовольные болельщики "Ювентуса". "Болеть нужно уметь независимо. Ты либо навсегда фанат, либо... Нельзя быть таковым в эпизодах. Сейчас я фанат, а потом - нет. Мне кажется, что фанат должен всегда поддерживать клуб. Ну а как - кричать, петь или делать что-то еще - это уже неважно, лишь бы боление за клуб было здоровым. Если ты используешь аплодисменты как форму шантажа против клуба, то как ты можешь называться фанатом "Ювентуса"? Скорее, эпизодичный фанат". - Но вы ведь заметили, что на стадионе становится слишком тихо. "Стадион не должен восприниматься исключительно как место, связанное с матчем, он тоже расширяет свои границы и становится формой развлечения. Форма развлечения не нуждается в криках, транспарантах и организации. Вся организация должна относиться к клубу, который занимается организацией шоу, оправдывающим свою цену за билет. Цель состоит в том, чтобы привести на стадионы семьи. А если вместо скандирования на стадионах мы услышим голоса детей? Это ведь и способ повысить интерес для молодёжи. Нельзя быть болельщиком "Ювентусом" в какие-то отрезки: ты лишь всегда им являешься, либо вообще им не являешься". - Может ли болельщик влиять на решения клуба? "Если бы мы формировали клуба по желаниям болельщиков, то нам пришлось бы делать четыре команды с десятью тренерами. И, вероятно, победителем станет пятая команда с одиннадцатым тренером. Важно прислушиваться к фанатам, но если начать слушать всех, то это закончится катастрофой. Решения должны принимать конкретные люди, которые за это отвечают. Если бы я показал вам все элоектронные письма, которые мы получаем...". - Вы их читаете? "Если появляется время, то некоторые из них читаю". - Кстати о тренерах и болельщиках: какова позиция Аллегри? "Мы вовлекаем его во всё, а он вовлекает нас в свой выбор. Он принял стратегию клуба близко к сердцу, и мы вместе начали над этим работать. Никому не было легко, у нас произошло увеличение капитала, ему приходилось управлять командой, которая ему досталась по наследству, а не была построена им самим. Теперь, благодаря тем встречам, о которых я говорил, и очень компактной управленческой команде, мы начинаем строить что-то более подходящее для него". - Будет ли это "Ювентус" Аллегри? "Нет. Это будет команда, которую мы собрали вместе. Мы молча работаем на рынке, чтобы реализовать то, что было решено за столом. Действуем по плану. Честно говоря, вся эта история с трансферным рынком меня тоже немного увлекает. Время от времени я читаю или вижу по телевизору имена, о которых никогда не слышал на наших встречах, поэтому я звоню каждый раз Керубини и спрашиваю его: "А мы правда имеем дело с этим игроком?". - А он что отвечает? "Ты что, пьяный? (смеётся). Честно говоря, повествование о трансферном рынке внутри клуба имеет комический и почти сюрреалистический подтекст". - Вам весело, когда вы участвуете в переговорах? "Во-первых, хочу сказать, что рынок действительно требовательный. Я вижу, как Тоньоцци, Манну и Керубини разговаривают все 24 часа по телефону о делах. С другой стороны, у нас ведь есть не только основная команда. Кроме того, есть не только покупки, но и продажи. Что меня шокирует в трансферном рынке, так это то, что какая-то вещь, определённая сегодня, может стать невозможной уже завтра. Я не думал, что это так сложно. Боюсь у Керубини спросить, когда он собирается взять выходной. Потому что если я останусь один, то даже не знаю, как с этим всем справлюсь". - И последнее, но не менее важное. Женская команда. "Настоящий профессионализм, правильная эволюция. Мы считаем, что инвестировать в женщин нужно и полезно. Наша цель - дать им равное достоинство во всём, даже в организации. Сегодня, по сути, у них отдельная структура, которая относится непосредственно ко мне. Нам нужно инвестировать в женщин, потому что это быстрорастущий сектор: быть может, результаты сразу не будут достигнуты, но будущее, безусловно, есть, и у нас лучший тренер в этом плане - Стефано Брагин, с которым часто консультируются и на уровне сборной страны. Наша цель также состоит в том, чтобы исключить слово "Женщины". А также словосочетание "до 23 лет". Должен существовать только "Ювентус". Как я уже сказал, "Ювентус" превыше всех и всего". - Что вы думаете о приходе инвестиционных фондов в итальянский футбол? "Если речь идёт о фондах, то нужно всегда помнить о том, что это... фонды. Привлекательность итальянского футбола для американских фондов положительна, потому что это означает, что что-то движется вперёд. Немного похоже на то, что произошло в английском футболе много лет назад. У нас есть преимущество в том, что мы по-прежнему остаёмся доступным рынком, и то, как это закончится, зависит от желания этих самых фондов. Насколько они хотят, чтобы система выросла. Инвестиционный фонд должен приносить прибыль, я не могу представить фонд, который не думает о развитии компании и, следовательно, отрасли: эти два понятия не могут быть разделены". - Не слишком ли вы оптимистичны в отношении потенциального роста итальянского футбола? "Италия обладает огромным потенциалом и привлекательна для инвестиций, но есть проблема с бюрократией. В целом система, благоприятствующая инвестициям в Италии, постепенно устраняет бюрократию и облегчает жизнь тем, кто инвестирует, ведь это помогает не только футболу, но и стране в целом". - Какое у вас осталось впечатление о Лиге, Федерации, о политических и спортивных институтах? "Отсутствие диалога. Судебные разбирательства ни к чему не приводят. Либо мы можем управлять собой самостоятельно, либо всё это не имеет смысла. В "Формуле-1" есть те, кто владеют коммерческими правами и, следовательно, устанавливают правила: важен диалог, потому что правила могут создавать зрелище и повысить ценность коммерческих прав. Так что все эти тяжбы ни к чему не приводят, кроме как к катастрофе. Нужно тесное сотрудничество и больше ясности в отношении обязанностей: Лига - это ассоциация частных лиц, которые пытаются получить как можно больше, а также регулятор. Тут нельзя пойти по разным сторонам: ты направо, я налево. Сотрудничество приносит только пользу". - Каков вообще климат в Лиге? "Внутренний диалог нужно улучшать. Временами кажется, что там людям нравятся все эти тяжбы, словно споры уже стали традицией, которой нужно гордиться и продолжать. Сегодня мы живём в постоянно меняющийся момент, поэтому коммерческое управление должно стремиться позиционировать итальянский футбол на высоком уровне, избегая споров о кондоминиумах. Лига не может и не должна быть собранием кондоминиумов, и первой целью должно быть возрождение итальянского футбол, в том числе посредством диалога с Федерацией". - Возникают ли, так называемые, "кондоминиумные споры" из-за того, что есть кондоминиумы со слишком краткосрочными интересами? "Та, такая теория явно вступает в конфликт с развитием. Наличие долгосрочных интересов - это то, что может помочь футболу и пролить свет на международный уровень". - Должна ли Лига стать медиакомпанией, как утверждает президент Казини? "Эменно этот качественный скачок может дать нам более ориентированный на коммерцию подход к тому, что актуально в современном мире. А он, как известно, очень быстро меняется и ждать Серию А не собирается". - Возьмём к примеру ту же Премьер-лигу. У британцев правила расписаны на шестистах страницах, в которых даже указывается точный цвет травы. Можем ли мы повторить это? "В "Формуле-1" то же самое. Цвет травы может показаться ерундой, но он имеет коммерческую ценность, определенный цвет придаёт изображению чёткость и делает продукт лучше. Помимо шуток, в Лиге я бы хотел больше времени уделить обсуждению цвета травы, нежели видеть какие-нибудь аргументы на тысячу евро".