Трибуна
15 мин.

«BadComedian многого не знает». Егор Климович из «Движения вверх» снялся в ролике культового режиссера Дэйва Мейерса для «Мартовского безумия» NCAA

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Движение вверх», в котором публикуют занимательные разговоры о баскетболе. Таких мест в интернете не так уж много, неплохо бы и подписаться.

Егор Климович, актер фильма «Движение вверх», рассказывает: 

• о работе в Голливуде,

• звонке из Беверли-Хиллз,

• перевоплощении в старика,

• обзоре BadComedian

• и философии жизни Алексея Усачева.

– На «КиноПоиске» вы указаны и как монтажер, и как режиссер, и как актер… Расскажите, кем вы сейчас работаете?

– Я работаю режиссером монтажа и продюсером постпродакшна и в команде Оливера Стоуна. Актерство – сейчас скорее это хобби, от которого я никак не могу отойти, потому что постоянно появляются какие-то интересные предложения. Занимаюсь актерством факультативно. Наверное, можно сказать, что занимаюсь им профессионально, потому что часть моих заработков непосредственно связана с этой сферой деятельности.

– Оливер Стоун – это же культовый режиссер.

– Да, три «Оскара» и больше десяти номинаций на эту награду. Наверное, мало кто из режиссеров может похвастаться такими успехами, хотя у самого Оливера на сегодняшний день достаточно скептическое отношение к Академии. 

В последние годы Стоун больше занимается документалистикой, но в его планах есть и съемки художественных фильмов. Пишет мемуары, не так давно у него вышла книга…

Мы работаем в одной команде с продюсерами Игорем Лапотенком и Верой Томиловой, которые на протяжении последних, наверное, семи лет делают проекты со Стоуном, все вместе летаем на съемки, коммуницируем в процессе постпродакшна.

– Вы сейчас в Лос-Анджелесе. Голливуд – предел мечтаний для многих людей из киноиндустрии. Вам когда-нибудь казалось попадание туда чем-то недосягаемым?

– Я скажу так: наверное, в голове у 99% кинематографистов России и стран постсоветского пространства мысль о Голливуде всегда присутствует. Здесь действительно Олимп всего мирового кинематографа, сюда приезжают люди со всеми мира.   

У меня хватило смелости попробовать себя здесь. Я очень рад, что мне удается работать по профессии в Голливуде, быть в индустрии, в которую не так легко попасть.

Уже практически 18 лет я занимаюсь кино и телевидением. Наверное, накопленный опыт, моя коммуникабельность и где-то дело случая помогли мне в США.

В Голливуде все очень просто: контакты здесь, конечно, имеют значение, но прежде всего тебя просят показать свой шоурил (монтаж наиболее интересных кадров из проектов студии, режиссера, актера, монтажера, оператора, специалиста по эффектам и т. д. – прим.).

До переезда в Америку я работал в разных ипостасях более чем в сорока проектах. Безусловно, за это время мной был накоплен определенный опыт, мне было что показать. Я попал на встречу, на которой показал свой шоурил, после чего мне предложили работу.

– Совсем недавно вы снялись в рекламной кампании Powerade к «Мартовскому безумию». Как это стало возможным?

– Немаловажную роль в этом сыграло мое участие в фильме «Движение вверх». В свой селф-тейп (короткий видеоролик с самопрезентацией – прим.) я вмонтировал сцены, в которых забивал сверху.

Уже на съемочной площадке продюсеры с большим интересом расспрашивали меня о «Движении вверх». Так получилось, что портфолио принесло свои плоды в Голливуде.

– А как вы узнали о том, что будет съемка для Powerade?

– Расскажу про этот процесс в прикладном значении для людей, которые, может быть, захотят себя попробовать в Голливуде.

Есть онлайн-платформы, одна из которых называется LA Casting – там тебе приходит информация о многочисленных проектах, большинство из которых несерьезные, где ты можешь заработать 200-300 долларов в день, но здесь, как и с просеиванием золота, попадаются и действительно крутые кастинги.

Я зарегистрировался на кастинг для Powerade. Изначально тебя выбирают по фотографии, потом с тобой напрямую связывается кастинг-директор и просит сделать селф-тейп. В моем случае надо было показать свои баскетбольные навыки плюс записать несколько реплик на английском языке, где я, например, кричу: «And one!» Смонтировал этот ролик, отправил и забыл про этот проект. Это такой минус профессии – тебе могут перезвонить, а могут и не перезвонить.

Где-то спустя две недели на меня вновь вышли и попросили записать еще один селф-тейп. Это ведь такой проект, в который многие хотят попасть, ведь за участие в нем платят хорошие деньги. Это можно сравнить с поступлением в МГУ, на одно место в котором может претендовать тысяча человек. Опять же, это не просто реклама, а реклама по национальному телевидению, которая идет в прайм-тайм во время «Мартовского безумия». Телевизионные рейтинги March Madness даже выше, чем у финала NBA.

После трех стадий кастинга и нескольких недель ожидания в пятницу вечером мне написала художник по костюмам и попросила меня прислать мерки, но сказала, что итоговое утверждение моей кандидатуры будет только в понедельник. То есть ты понимаешь, что тебя уже практически взяли, но все выходные сидишь и ждешь. 

Наступает понедельник. 11 часов, 12, 13… Никто не звонит и не пишет, думаю, наверное, уже все. Во второй половине дня раздается телефонный звонок, а я вижу, что звонят из Беверли-Хиллз.

Звонит кастинг-директор очень крупной компании, которая, кстати, занималась фильмом «Звезда родилась», и говорит: «Егор, мы вас поздравляем! Вы станете главным героем рекламной кампании Powerade. Нам будет очень приятно поработать с вами». И говорит все это так эмоционально, так по-американски, с элементом шоу. Со мной такого не случалось, даже когда меня утверждали на роль в фильме «Движение вверх».

Уже после этого начались всякие процедуры: примерка костюма, пробы грима… И был всего лишь один съемочный день, в который мы сняли эту рекламу.

– С режиссером этого ролика Дэйвом Мейерсом вы познакомились уже на площадке?

– Работала крутая компания RadicalMedia для клиента The Coca-Cola Company, которому и принадлежит Powerade.

С Мейерсом мы встречались в студии RadicalMedia, он рассказывал об идее ролика, показывал раскадровку. Получается, что мы плотно отработали с ним несколько дней.

– Как проходила сама съемка?

– Сейчас период COVID-19, из-за чего в Лос-Анджелесе действуют очень жесткие ограничения: во-первых, ты должен перед съемками несколько раз сделать тест на коронавирус, причем ты сдаешь тест перед каждым посещением студии или съемочной площадки; во-вторых, ты приезжаешь не на саму съемочную площадку, а на место, где стоит такой, назовем его, ковид-офис, в котором сидит девушка. Даже несмотря на то, что за день до этого ты сдавал тест, ты приходишь туда, тебе измеряют температуру, расписываешься в специальной форме, в которой подтверждаешь то, что не пересекался ни с кем из зараженных коронавирусом, тебе выдают маски и санитайзер.

Здесь еще такие правила… Почувствуй себя звездой на один день, называется.

Ассистент проводит тебя в белоснежный лимузин, который едет на съемочную площадку. Приезжаешь на площадку, тебя ведут в актерский вагончик, но я им насладиться не успел, потому что меня сразу отправили на накладывание пластического грима. Там я получил уникальный опыт работы с командой, которая, например, работала на съемках «Гарри Поттера».

Вообще, буквально на каждой позиции во время съемок были профессионалы высочайшего уровня с большим опытом работы в Голливуде.   

– Долго вас гримировали?

– Пластический грим делали около 6 часов. В России было не очень много проектов, в которых использовали эту технологию. Можно вспомнить фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Было психологически немного не по себе: смотришь в зеркало, понимаешь, что это всего лишь грим, но видишь себя 80-летним дедушкой.

– Расскажите о локации, где проходила съемка, и времени, которое вы там провели.

– Это обычная уличная площадка с красивым видом на даунтаун Лос-Анджелеса.

Весь съемочный процесс занял 12 часов: 6 – на грим, 6 – на саму съемку.

– Какое впечатление на вас произвел Мейерс?

– Есть такая концепция: режиссер – это Солнце, а планеты – это профессионалы, работающие на съемочной площадке. Режиссер должен питать всех своей энергией, чтобы получилось что-то прекрасное.

Невероятная энергетика Мейерса и его колоссальный профессиональный бэкграунд заставляют всех относиться к нему с пиететом, что, в свою очередь, создает хорошую атмосферу.

Есть режиссеры-диктаторы, которых все боятся, а Дэйв, наоборот, очень креативный, любого может взбодрить, зарядить на работу. Сложно передать словами, это работает больше на энергетическом уровне. Он придумывает целую легенду, которой ты быстро проникаешься.

Дэйв Мейерс – один из лучших в мире специалистов по съемкам рекламы и музыкальных клипов, он получал премию «Грэмми» за лучшее музыкальное видео. В Голливуде есть такая история, что если ты звезда, то Мейерс обязательно должен снять для тебя клип. Он снимал клипы для Кендрика Ламара, еще одна его известная работа – это клип «Bad Guy» для Билли Айлиш, у которого больше миллиарда просмотров на YouTube.

В прошлом году у Дэйва Мейерса вышел сериал «Sneakerheads» на Netflix, над которым работала та же команда, которая и делала рекламу для Powerade.

– Чем еще запомнилась съемка?

– Я играл в защите, а темнокожий парень забивал через меня. Можно сказать, что это была трюковая сцена: на меня навесили какое-то невероятное количество бутафорского золота, часы с гигантским циферблатом на тяжелой цепи, перстни… И во всем этом балахоне и с этими украшениями мне фактически предстояло играть 1x1, еще и падать на асфальт после того, как через меня забивали. Но мы настолько вдохновенно все это делали, что на мелочи в виде синяков не обращали никакого внимания.

По сюжету парень меня обыгрывает, а я проваливаюсь в пространственно-временной континуум и кричу разные реплики, как, например: «I’ll be back».

Съемочный день пролетел незаметно. После 12-часовой смены было даже немного грустно, что все так быстро закончилось.

Еще одна интересная деталь: из-за различных ограничений, связанных с коронавирусом, всем членам съемочной группы раздают браслеты разных цветов. В зависимости от его цвета у тебя разный доступ на съемочную площадку. Сделано это специально, чтобы сократить возможный риск распространения инфекции.

У меня была своя палатка, в которую мог приходить только мой ассистент и гримеры. Я же мог перемещаться по всей площадке.

– А сколько всего человек присутствовало на съемочной площадке?

– Около ста человек, различная техника… Было ощущение, что попал на съемки полнометражного фильма. Казалось бы, рекламный ролик длится считанные секунды, а сил и, самое главное, денег на него тратится огромное количество. Бюджеты на производство таких роликов могут достигать нескольких миллионов долларов. И все это ради того, чтобы сделать 15-секундное видео.

– А что за парень забивал через вас?

– Это игрок с опытом выступлений в первом дивизионе NCAA, который сейчас занимается актерством, еще он, насколько я знаю, читает рэп. Начинающий артист.

Мы, кстати, с ним до сих пор на связи, периодически отправляем друг другу видео, когда где-то видим наш рекламный ролик.

– Во время съемки у вас не было флешбэков, связанных с фильмом «Движение вверх»?

– Я до последнего момента не знал, что у меня будет роль Father Time – пожилого бородатого мужчины, олицетворения времени. Я так понял, что в какой-то степени этого персонажа можно сравнить с нашим Дедом Морозом.

Я был в полной уверенности, что буду играть парня-баскетболиста. В этом плане был флешбэк, связанный с фильмом, потому что здесь, как и там, смотрели на актерское мастерство и баскетбольные навыки.

«Движение вверх» – это проект, над которым мы работали 3 года. Год репетировали, год снимали, год ездили по городам и представляли его. Эта реклама подарила мне ощущение, как будто я вернулся во время, в которое хотел вернуться, пускай и на один день. Единственное, без друзей, с которыми работал на съемочной площадке фильма.

– Можете вспомнить самую необычную реакцию, которую вы получали, когда кто-то узнавал о вашем участии в фильме «Движение вверх»?

– Как бы странно это ни звучало, но людей можно разделить на две категории. Одна – умеет получать удовольствие от жизни и может что-то расспросить о съемках, вторая – говорит: «Я фильм не смотрел, но смотрел обзор на него от BadComedian».

– И как вам обзор Евгения Баженова?

– Спрос на хейт всегда присутствует, особенно у нас. Я помню, что обзор на «Движение вверх» вышел с некоторым опозданием, за что Евгению огромное спасибо, потому что к тому времени фильм уже собрал хорошую кассу. Обзор вышел к июню, когда по большому счету он был уже неактуален.

Поскольку в тот год мы как раз колесили по стране, то выход обзора как будто запустил новую волну популярности фильма, дал ему вторую жизнь. Конечно, фильм и без этого обзора будут смотреть еще многие годы, но в тот момент ролик BadComedian только способствовал росту предложений о гастролях. В этом плане я даже благодарен Баженову.

Вообще, я обожаю смотреть ролики этого парня. Он молодец, делает хорошее дело, делает его профессионально. BadComedian нашел свою аудиторию, но если бы мы разговаривали с ним по поводу фильма «Движение вверх», то я бы рассказал ему некоторые вещи, которыми он не владел, когда снимал обзор. Ведь все оценочные суждения родственников реальных героев того матча BadComedian брал из интернета.

Женя не знает, что на Матче звезд Единой Лиги ВТБ к нам даже с каким-то чувством неловкости подошли родственники Владимира Кондрашина и сказали: «Ребят, не обижайтесь на нас, что мы это все раздули». Мы им подарили цветы, ответили: «Мы хотели сделать хороший фильм, простите нас, если получилось что-то не так». И они сказали, что никакого зла на нас не держат. А Баженов про это не расскажет, потому он не встречался с родственниками. Я знаю, что Владимир Львович Машков поздравлял вдову Владимира Петровича с днем рождения… Весь этот конфликт был раздут сугубо в интернете.

Вот представьте, сколько было баскетболистов. У каждого из них есть родственники и друзья. Очевидно, что кинематографическая интерпретация никак не может всех удовлетворить. Для меня важно мнение Ивана Едешко, Алжана Жармухамедова, Модестаса Паулаускаса, которые были непосредственными участниками тех событий. И эти люди благодарили нас за фильм.

Я считаю, что в фильме нет ни одного героя, которого бы показали хуже, чем он был на самом деле.

Опять же, история о том, что сценарий украли из какого-то хоккейного фильма – это полная ерунда, потому что когда мы лично общались с Антоном Мегердичевым (режиссером фильма «Движение вверх» – прим.), он мне сказал, что даже не знал о существовании этого фильма. И я верю Антону, потому что он очень честный человек.

Сценарий переписывался много раз. Мне прислали, кажется, 29-й драфт сценария. Я могу взять любой фильм и найти в нем какие-то похожие сцены на те, которые были сняты за 100 лет существования кинематографа, а потом сказать, что это плагиат.

– Насколько тесно вы сейчас общаетесь с актерами фильма «Движение вверх»?

– Я постоянно со всеми на связи – с Кузьмой Сапрыкиным, с Сашей Ряполовым, с Ваней Колесниковым, с Джеймсом Тратасом… Более того, даже с актерами, которые играли баскетболистов сборной США.

У Кибви Трима дочка совсем недавно родилась, а Чиди Аджуфо, между прочим, снялся у самого Гая Ричи в фильме «Джентльмены».

Буквально на прошлой неделе Чиди мне писал, скоро мы должны все встретиться. Мы не очень часто видимся, но постоянно на связи друг с другом. Это дорогого стоит.

– Если резюмировать всю историю с фильмом «Движение вверх», то как она повлияла на вашу жизнь?

– У меня всегда были амбиции стать профессиональным баскетболистом, потому что я играл в чемпионате Беларуси, но из-за травмы завершил карьеру.

И когда я узнал о фильме «Движение вверх», то понял, что это баскетбол, который я так люблю, сделал мне такой подарок. И все еще продолжает делать подарки, потому что без него не было и встречи с Дэйвом Мейерсом, и этой рекламной кампании. Именно благодаря баскетболу я знакомлюсь с интересными людьми и занимаюсь интересной работой.

– И в конце интервью я не могу не поговорить с вами об Алексее Усачеве, директоре и тренере Любительской баскетбольной академии, которого не стало в прошлом году…

– Я познакомился с Алексеем Усачевым, когда перебрался из Минска в Москву. Нас познакомил Сергей Крюков, который работал вместе с ним. С этого момента Леша вошел в мою жизнь и стал одним из моих самых близких друзей.

Для меня смерть Леши стала колоссальной утратой. Трудно описать эти эмоции… Леша был уникальным человеком. Он был настоящим другом, который вытаскивал меня из многих непростых ситуаций. Рядом с ним ты чувствовал себя в полной безопасности, он обладал сильнейшей энергетикой. Я относился и отношусь к Леше с глубочайшим уважением.

Есть что-то мистическое в том, что до своего ухода он успел разработать приложение для онлайн-тренировок детей. Он занимался им в период болезни. Тогда еще не было никакой пандемии, а Алексей, как провидец, как будто что-то знал о будущем. Работал над этим приложением до последнего, как бы тяжело ему ни было.

И в баскетболе Леша не просто развивал баскетбольные навыки детей, а прививал детям философию жизни.

С одной стороны, смерть Леши стала для меня большой утратой, с другой стороны, зная Лешу и его философию, думаю, он хотел бы, чтобы вспоминая о нем, нам не было больно, а было легко и радостно от того, что в нашей жизни он был, пусть и непродолжительное время. Леша останется навсегда в моем сердце, я его никогда не забуду.

Он мне почему-то всегда напоминает Сергея Бодрова. Я не был знаком с Бодровым, но смотрел фильмы о нем. На чувственном уровне у них, мне кажется, было что-то общее.

– Я знаю, что есть идея сделать фильм в память об Алексее Усачеве.

– Скорее, это будет не фильм в память об Алексее, а мы постараемся, используя киноязык, передать философию жизни Леши. Принести дань уважения Леше, сделать так, чтобы его дело развивалось дальше.

Мы не собираемся в этом фильме горевать, а хотим показать, как человек занимался своим любимым делом и заряжал своей энергией всех вокруг.

– Когда можно ждать выход этого фильма?

– Я надеюсь, что фильм выйдет в этом году…

Я уверен, что это будет в этом году, по-другому просто не может быть.

Беседовал Антон Виноградов

Гридасов о фильмах про спорт в России: «Очень плохо. Продюсеры считают зрителей за говно»

Фото: globallookpress.com/Nils Jorgensen/ZUMAPRESS.com; instagram.com/egorklimovich