17 мин.

Самые памятные замены пилотов в 21 веке

Результат не всегда важен

В эти выходные, в Сильверстоуне пройдет четвертый этап самого сумбурного сезона Формулы 1. И начинается он с известей о пилоте Racing Point Серхио Пересе. Мексиканский пилот пропустит, как минимум, гран-при  Великобритании и скорее всего гран-при 70-летия, который пройдет на этой же трассе. На его место в экстренном порядке, был вызван Нико Хюлькенберг. Для немецкого гонщика это отличный шанс, наконец-таки завоевать долгожданный подиум. И покинуть рейтинг пилотов, с наибольшим количеством гран-при без финиша в призах, где он сейчас занимает первую строчку. Сейчас самое время вспомнить самые примечательные и памятные ситуации с заменами пилотов во время сезона.

Лука Бадоер (Ferrari). 2009

Чем примечательно: вечный аутсайдер в Ferrari

До 2009-го года Лука Бадоер провел в Формуле 1, только лишь 4 сезона в качестве боевого пилота, и то в составе итальянских аутсайдеров, таких как BMS Scuderia Italia, Forti Corse, Minardi. Начиная с 1998-го года Бадоер становится тест-пилотом Ferrari и после сезона 1999 в составе Minardi, не принимает участие в гонках. В его размеренную карьеру тест-пилота вмешались трагические события. Во время квалификации гран-при Венгрии, от болида Рубенса Баррикелло отлетела пружина амортизатора и угодила в одно из слабо защищённых мест шлема Фелипе Массы. Как итог сотрясение мозга, рассечение брови, трещина в черепе и потеря сознания прямо за рулем болида. В тот же день стало понятно, что Масса не сможет продолжить сезон.

И руководство Ferrari экстренно ринулось искать замену бразильскому гонщику. Изначально вместо Массы должен был поехать Михаэль Шумахер. Фанаты Ferrari, да и чего уж там, всей Формулы 1 были в восторге. Семикратный чемпион, икона автоспорта возвращается. И пусть, в том  сезоне дела у Ferrari шли, мягко говоря, не очень (1 победа за сезон), возвращение Шумахера воспринималось, как нечто эпохальное. Но такому сценарию, не суждено было сбыться.

Травма шеи не позволила Шумахеру осчастливить фанатов по всему миру. И перед Гран-при Европы в Валенсии команда Ferrari объявила нового боевого пилота, им стал давний тест-пилот команды - Лука Бадоер. Напомню, что Бадоер за всю карьеру набрал ровно 0 (!) очков и ни разу не финишировал выше 7-го места. Но, если отбросить цинизм, то история выглядит достаточно красивой.

Лука долгие годы был тест-пилотом Ferrari без претензий стать боевым, отклонял предложения команд-середняков (по словам самого Луки), намотал около 20000 километров на тестах, вносил неоценимый вклад в разработку чемпионских болидов. И вот появился шанс, наконец-таки провести гонку в легендарной команде, ставшей для него уже родной. «В благодарность за верность команде» именно такими словами, был объявлен Бадоер в качестве боевого пилота.

Мы можем только представлять, что творилось на душе итальянца в этот важнейший в его карьере момент. И вот наступил долгожданный момент, этап в Валенсии стартовал пятничной практикой и…… Бадоер занял последнее место по итогам первой сессии, проиграв своему напарнику Кими Райкконену 2,5 секунды. В квалификации Лука занял также последнее место, проиграв 1,5 секунды Хайме Альгерсуари, который квалифицировался на предпоследнем месте. Непосредственно в гонке Бадоер смог отыграть на старте несколько позиций, но в итоге финишировал 17-ом (не без «помощи» Грожана).

После гонки Лука подвергся критике. Критиковали его в основном журналисты и болельщики, многие недоумевали от самого факта выступления Бадоера в качестве боевого пилота Ferrari. Пилоты напротив, поддержали коллегу. Следующий этап в Бельгии Лука провел чуть лучше. Проиграв, предпоследнему времени квалификации всего лишь (по сравнению с предыдущим этапом) 0,6 секунд. В гонке же Бадоер пришел на 14-ом месте, последним из тех, кто финишировал.

После гонки всё внимания на себя стянул Райкконен, одержавший первую и как потом окажется единственную победу скудерии в сезоне. Ну, а для Бадоера сказка подошла к концу. После Бельгии в составе Ferrari его заменит соотечественник Джанкарло Физикелла. Как бы Бадоера не критиковали, но у него изначально почти не было шансов на успех. Из-за запрета на тесты во время сезона у Бадоера не было возможности хоть как-то привыкнуть к новому болиду.

Последний раз Лука тестировал болид в декабре 2008-го. Также сказалось и отсутствие гоночной практики, почти 10 лет составил его перерыв без участия в гран-при. Хоть Бадоер и не добился успеха в двух гонках за Ferrari зато весь мир увидел красивую историю. Преданность к команде, помогла вечному аутсайдеру исполнить мечту. Возможно это важнее побед, по крайней мере, свою личную победу Бадоер одержал. 

 Джанкарло Физикелла (Ferrari). 2009

Чем примечательно: итальянец завершил карьеру в Ferrari

Так получилось, что одна история плавно вытекает из другой. И после Бадоера место в Ferrari занял Физикелла. На первый взгляд эти истории достаточно похожи, но только на первый. Из совпадений, пожалуй, только национальность (которая сыграла свою роль) и конечный результат, но о результате чуть позже.

Из различий между Физикеллой и Бадоером сразу бросается в глаза, то в каком статусе они приходили в состав «красных». Физикелла, по сравнению с Бадоером, добился намного большего успеха в королевских гонках. На момент прихода в Ferrari у Физико за плечами было 3 победы и 19 подиумов, также Джанкарло был частью чемпионского Renault, хоть и в качестве второго пилота. А про опыт и говорить не стоит, 224 старта Физико против 48 Бадоера.

Казалось бы, Физикелла уже взрослый (36 лет), состоявшийся гонщик и победы, и быстрые болиды в его карьере были. Так и почему же переход в Ferrari пусть и на 5 гонок должен стать для него чем-то особенным? А всё потому, что он итальянец. Тут-то и сыграла свою роль национальность. Думаю, не нужно лишний раз говорить о значении Ferrari для Италии об этом культе.

За какие бы команды не выступал итальянский пилот, а мечты о Ferrari никуда не уйдут. Можно сказать это что-то вроде культурного кода или национальной идеи. Так вот и Физико не исключение. Что символично дебютировать за Ferrari он должен был на домашнем гран-при Италии. Прошлый этап в Бельгии Физикелла провел как нельзя лучше. Сначала шокировал всех поулом (первым в истории Force India), а затем приехал на второе место в гонке (вообще первые очки в истории команды).

На гран-при Италии в составе Ferrari должны были поехать пилоты, занявшие первые 2 места на предыдущем этапе. Тиффози были настроены оптимистично. Физикелла перед гран-при рассказывал репортерам, как не мог налюбоваться на себя в форме Ferrari. Казалось бы, всё идеально, но Физико подпортил впечатление сначала вылетом в третьей сессии свободных заездов, а затем и 14-м местом в квалификации. В гонке Джанкарло пришел 9-м, в то время, как Райконен приехал на подиум.

В оставшихся гонках Физикелла очков не набрал. Эти гонки, проведенные в Ferrari стали последними в карьере итальянца. В следующем году он стал резервным пилотом скудерии. Вообще Формула 1 - это прежде всего спорт высших достижений и на первом месте результат, а уже потом красивые истории. Однаков когда как не в 2009-ом году случиться таким историям в Ferrari. В сезоне, когда не решались глобальные задачи по завоеванию чемпионского титула. Возможно, очков Физикеллы и Бадоера не хватило Ferrari в борьбе с McLaren за 3-е место. Но зато два итальянских пилота исполнили свои мечты. А для Ferrari самой важной борьбой в 2009-ом году стала борьба Фелипе Массы.

Пол Ди Реста (Williams). 2017

Что примечательно: приехал на этап в качестве репортера, а в итоге пришлось провести гонку за рулем болида

В этой истории речь снова пойдет о Хунгароринге и Фелипе Массе. В 2017-ом году бразильский гонщик проводил свой последний сезон в королевских гонках. У Массы особенные и не очень добрые отношения с этой трассой. В 2008-ом после красивейшего обгона двух McLaren на старте в первом повороте Масса захватил лидерство в гонке. На трассе, где многое решается на старте, а мест для обгонов практически нет. И всё шло к победе бразильца, но не тут-то было. За 4 круга до финиша мотор Ferrari не выдержал и подарил нам очередную драму.

Этот сход стоил Массе чемпионства, для которого не хватило одного очка. Что было в 2009-ом говорилось в предыдущих историях. По сути, та травма разделила карьеру Фелипе на «до» и «после». И вот в 2017-ом Масса должен был поставить точку во взаимоотношениях с этой трассой. Но случиться этому было не суждено. В пятницу после второй сессии свободных заездов бразильцу стало плохо. Фелипе отправился в медицинский центр трассы, а потом и в госпиталь. Но медицинская комиссия FIA не нашла причин не допускать Массу к старту. Бразилец вышел на третью сессию свободных заездов в субботу но ему вновь стало плохо, и продолжить этап он был не в состоянии.

Времени найти замену у Williams ни то, чтобы было мало, его попросту не было. У них не было даже суток, всё нужно было решить в течение пары часов. Искать пилота нужно было среди тех, кто приехал на этап. И если Williams где-то и повезло во время гран-при Венгрии, то это был тот  самый момент. Замена была найдена в лице Пола Ди Ресты резервного пилота команды, но на этап в Венгрии он приехал в качестве эксперта SkySport.

Ещё утром он готовился вести репортаж о событиях гран-при, а уже в обед сам в них поучаствовал. Для Ди Ресты этот гран-при Формулы 1 стал первым с 2013-го года. Ладно, хоть трасса ему была знакома, ведь ни о какой практике не было и речи. Британский пилот поехал сразу же в квалификации и даже занял в ней не последнее место, сумев опередить Маркуса Эрикссона. Саму же гонку Ди Реста провел в хвосте пелотона в борьбе с двумя Sauber. Финишировать Пол в итоге не смог из-за утечки масла. Но, как бы то ни было, а Ди Реста, приехав на этап в качестве эксперта SkySport, не имея возможности ознакомиться с болидом, не выпадал из пелотона. В очки он, конечно, не приехал, но зато Ди Ресте было, что рассказать в своём следующем репортаже.

Франк Монтаньи (Super Aguri). 2006    

Что примечательно: пилот покинул Формулу 1 не по решению команды, а по решению FIA

Сезон 2006 начинался с появления новой команды. Новичком в пелотоне стала японская команда Super Aguri. Проект был скорее интересным, чем перспективным и интересным, прежде всего для нейтральных болельщиков. При технической поддержке Honda Агури Судзуки планировал создать самобытную, японскую команду.

Выбор пилотов был очень органичен в контексте всего проекта. В качестве боевых пилотов сезон начинали: опытный Такума Сато (к выбору которого вообще никаких вопросов) и 31-летний дебютант Юдзе Идэ. Выбор последнего невольно вызывал вопросы. Даже с учетом главного критерия отбора пилота в команду, а это был японский паспорт, выбор Агури Судзуки выглядит неоднозначным. В 2006-ом году Юдзе Идэ вряд ли можно было назвать вторым пилотом Японии. На ум скорее приходил Сакон Ямамота (который на сезон был заявлен тест-пилотом).

Поклонники Формулы 1 почти ничего не слышали о японском дебютанте. Наивысшее достижение, которого - это второе место в общем зачете «Формулы-Ниппон», завоеванное в 2005-ом году, как раз перед дебютом в Формуле 1. В то время как единственная попытка попробовать свои силы в европейском чемпионате в 2002-ом году закончилась 7-м местом во Французской Формуле 3. Достижения сомнительные особенно для потенциального дебютанта королевских гонок. Однако основополагающим фактором появления Идэ в Формуле 1 стали его доверительные отношения с главой команды. И с благословения Агури Судзуки Юдзе Идэ дебютировал в королевских гонках.

На первом этапе в Бахрейне Идэ проиграл своему партнеру в квалификации почти 3(!) секунды. Гонку же Юдзе закончить не смог по техническим причинам. Следующие этапы также не сулили экстравагантному гонщику ничего хорошего. Только лишь в третьей гонке в Австралии Идэ смог финишировать (не помешали даже многочисленные развороты и вылеты) на последнем месте, в трех кругах от лидера и в одном круге от своего напарника.

После этапа в Австралии Агури Судзуки начал сомневаться в целесообразности нахождения Юдзе в команде. Финальной точкой во всей этой истории стал гран-при Сан-Марино. Идэ не стал тянуть и вынес Кристиана Альберса уже на первом круге. Да так, что болид голландца совершил 3,5 оборота вокруг своей оси. По словам Кристиана, он даже не успел испугаться, настолько всё произошло быстро и неожиданно. Что касается Юдзе Идэ, то он продолжил гонку, чтобы сойти с дистанции на 24-ом круге из-за подвески.

Но самое интересное началось уже после гонки. Сначала стюарды вынесли выговор японскому пилоту. Кстати, Агури Судзуки после гонки не скрывал, что Идэ провел мало времени на тестах болида, тем самым, подтвердив последующие решения FIA. Сначала согласно решению FIA Идэ должен был пропустить следующий гран-при на Нюрбургринге. Однако уже после гонки в Германии FIA отозвала суперлицензию Идэ и японский пилот уже не мог выступать в Формуле 1 в этом сезоне.

Как нетрудно догадаться Юдзе и в следующих сезонах не выступал в королевских гонках. Его место в команде занял тест-пилот Super Aguri (в прошлом тест-пилот Renault) Франк Монтаньи. На сей раз пилотом японской команды стал француз. Видимо Агури Судзуки покинули идеи протекционизма, но не до конца. Монтаньи провел 7 гонок и также уступил место в кокпите другому пилоту. На своих первых этапах француз достаточно много проигрывал в квалификациях своему партнеру Сато. Однако от этапа к этапу разрыв между партнерами стал сокращаться. И на своем домашнем этапе во Франции Монтаньи смог переквалифицировать партнера. По иронии судьбы именно этот гран-при стал последним для Франка в составе Super Aguri (да и в Формуле 1, в целом). Его место занял, кто бы мог подумать, японец Сакон Ямамото. Так, благодаря решению FIA Формула 1 познакомилась с новым гонщиком (даже с двумя).

Маркус Винкельхок (Spyker). 2007

Что примечательно: лидерство в сумасшедшей гонке за рулем аутсайдера

Эта история несколько выбивается из общего ряда. В историях выше упор сделан больше на условия в которых осуществлялись замены пилотов, а их результаты уже дело второе. Здесь же всё самое интересное сосредоточенно в самой гонке. Вся эта ситуация начиналась достаточно банально. Пилот Spyker Кристиан Альберс посреди сезона, оставшись без спонсорской поддержи, был вынужден покинуть команду. Хотя есть версия, что команда попросту была недовольна результатами голландца и спонсоры здесь никакой роли не играли. В частности, на последнем этапе во Франции Альберс уехал из боксов с топливным шлангом. После гонки Ники Лауда сказал, что не видел ничего глупее. Такую оценку своих действий получил голландец.

Как бы то ни было, а ситуация не была чем-либо примечательна. Команда-аутсайдер расторгла контракт с пилотом, в этом не было ничего удивительного. В итоге в качестве замены Кристиана Альберса был выбран тест-пилот Spyker Маркус Винкельхок. Для Винкельхока гонка на родном Нюрбургринге должна была стать дебютной. В 2006-ом году он начал работать с командой Midland в качестве тест-пилота. Это был тот период, когда команда не стеснялась приглашать новых и новых тестеров. Несмотря на смену владельцев и преобразование Midland в Spyker, Маркус остался в команде в качестве тест-пилота.

В 2007-ом он редко привлекался к работе с болидом, что позволило ему провести сезон в DTM. Болид Spyker не внушал оптимизма и Винкельхок очевидно понимал, за какие места он будет бороться, если за какие-то места вообще получится побороться. В квалификации он приехал на закономерное последнее место, проиграв своему партнеру Сутилю 1,5 секунды. Всё самое интересное началось уже в гонке. На первом круге на Нюрбургринг обрушился дождь, который не стал неожиданностью для команд. Но только лишь Винкельхок решился стартовать на дождевом комплекте резины. И пока весь пелотон медленно плелся в боксы или вылетал в первом повороте (6 болидов вылетело, 5 из них закончили гонку), Маркус уверенно наращивал преимущество. И на момент остановки гонки на четвертом круге пелотон получил самого неожиданного лидера.

Дебютант команды-аутсайдера полчаса гордо стоял на первом месте стартовой решетки, ожидая рестарта. А российские болельщики в это время представляли на его месте Романа Русинова, который по окончании прошлого сезона покинул Midland, и в теории мог быть на месте Маркуса. Рестарт гонки прошел за машиной безопасности, поэтому Винкельхок лидировал ещё 2 круга. После того, как машина безопасности покинула трассу Маркус начал терять позиции одну за другой. А спустя несколько кругов он и вовсе сошел из-за механических проблем.

Так Винкельхок и провел свою единственную гонку в Формуле 1. Уже на следующем этапе его место занял наш старый знакомый - Сакон Ямамото. Если смотреть на ситуацию прагматично, то ничего особенного не произошло. Пилот проехал свою единственную гонку в одной из слабейших команд пелотона и сошел на 13-ом круге. Но с другой стороны пилот лидировал 6 кругов на своей домашней трассе в дебютной гонке. При, том, что к этому не было никаких предпосылок ни со стороны пилота, ни со стороны машины. За это мы и любим Формулу 1.