3 мин.

Под властью шоумена

Как же не хватает российскому футболу шоуменов, людей, умеющих и любящих жечь словом, выступать в качестве провокаторов, собирая виртуальные аншлаги инетвоинов, которым, кажется, только дай повод – они и рады будут. Наверное, Широковы (чуть не написал Шариковы) нужны обществу. Этих людей можно ненавидеть, проклинать, обвинять в троллизме, но без них мы почему-то начинаем скучать. Бесподобного Игоря Гамулу вспоминают до сих пор, его именем назван один блог на sports.ru. В каждом человеке, критикующем подобные выходки футбольных персон, есть немного лицемерия – можно открыто выражать свое презрение, но где-то внутри понимать, что без таких ярких людей наше футбольное пространство станет беднее. Журналисты, наверное, молятся, чтобы Валерий Карпин не ушел из «Спартака», потому что это будет Потеря. Причем не только для журналистов, но и для читающих новостные ленты – вы же обратите внимание, сколько комментариев собирает каждая новость, где в заголовке упоминается главный тренер «Спартака». Человек обсуждаем и интересен.

Я как-то гневно отзывался о словесной деятельности Широкова, я считал, что нести ахинею про сборную России как минимум не смешно. А потом я понял, что слова так и останутся словами, они не несут в себе никакой юридической силы. К словам можно прислушиваться, над ними можно смеяться, их можно игнорировать – у каждого отношение свое в зависимости от воспитания, культуры боления и где-то даже системы ценностей. Над словами Широкова можно поржать, а можно воспринять их в качестве угрозы российскому футболу. Я считаю Романа классным футболистом и великолепным профессиональным троллем. И не думаю, что он постоянно зажигает только лишь по причине своей кристальной искренности, где отсутствует всякая политкорректность. Скорее Роман выбрал такую эпатажную линию поведения ради собственной популярности. В шоу-бизнесе это излюбленный прием – придумать и раскрутить какую-нибудь скандальную историю о звезде. Причем отношение к этой звезде пиарщиков не интересует. Куда важнее то, что человека начинают обсуждать.

Начиная с конца 20 века, футбол все больше напоминает шоу-бизнес. История игрока перестает быть просто футбольной историей – она превращается в историю человека, про которого надо знать, что он ест и пьет, кого трахает и кому бьет морду в ночных клубах. А с развитием интернета и разных социальных сетей такая околофутболизация футбола растет еще более быстрыми темпами. Не удивлюсь, например, если скоро в редакциях появится новое штатное место – человека, отвечающего за мониторинг твиттеров футболистов и тренеров. Новостные ленты будут забиты яркими цитатами игроков. На что наверняка будет запредельный спрос. У нас ведь очень любят покопаться в личной жизни людей. И со временем информации о том, что футболист есть и пьет, кого трахает и кому бьет морду, становится недостаточно. Общество начинает требовать больше.

Впрочем, ситуация с Широковым имеет мало общего с описанным выше кошмаром. Роман всего лишь высказался по матчу «Зенит» – «Спартак», на что имел полное право. Обозвал болельщиков? Так хрюшками красно-белые сами себя называют, во всяком случае молодое поколение. А кошмар начался позже – когда в игру вступил комитет по этике. Упоминание этого органа (учреждения, института, секты) каждый раз вызывает рвотный рефлекс. Я лучше буду читать Широкова, чем нравоучительные испражнения Алханова о выступлениях Романа. И надеюсь, что когда-нибудь Широков напишет в своем твиттере о деятельности этого органа.