9 мин.

Спор между болельщиками «Боруссии» Дортмунд и спонсором набирает обороты

Профессор Аксель Файкс преподает деловое администрирование и корпоративный менеджмент в Дортмундском университете прикладных наук. Спортивный менеджмент - одна из областей его компетенции. Его деятельность также включает "FanQ" - платформу, использующую опросы для исследования интересов футбольных болельщиков.

 Босс "Сигнал-Идуны" Ульрих Лейтерманн резко раскритиковал недавний перфоманс BVB на "Вестфаленштадионе" - и вызвал бурную дискуссию о названии дортмундского стадиона. В интервью Юргену Кёрсу профессор классифицирует высказывания, говорит о коммерциализации в профессиональном футболе и предупреждает об условиях Премьер-лиги.

Как Вы следили за возобновившимися спорами о названии стадиона дортмундской "Боруссии"? Как вы оцениваете позиции?

"Я очень хорошо понимаю болельщиков BVB. Для них стадион и его название - это тоже часть идентичности. Это нельзя недооценивать."

Что вы имеете в виду под идентичностью?

"Для болельщиков стадион - это не только трава, камни, трибуны и пивные ларьки. По крайней мере, в день матча он ощущается как их дом, родной дом, где они, возможно, чувствовали себя как дома на протяжении многих лет. Поскольку стадион также назывался "Вестфаленштадион", он также имеет местную и региональную связь. Это очень деликатный вопрос. Дискуссия, стоящая за сопротивлением принятию названия "Сигнал Идуна Парк", является частью более широкого развития событий. В последние десятилетия футбол охватила грубая коммерциализация, что и послужило основой для дискуссии о названии. В конце концов, все сводится к вопросам: чего хочет футбол? Что должен символизировать футбол? Вы должны иметь это в виду."

Поэтому дебаты о названии стадиона показательны.

"Да, мы узнали из наших научных опросов в "FanQ", что болельщики не наивны и не романтизированные традиционалисты. Они готовы терпеть многое ради футбола, даже если считают цены на билеты и товарную продукцию слишком дорогими. Они часто соглашаются с этим, потому что это также способствует их идентичности как болельщиков. Но они отказываются от футбола, когда речь заходит об абсурдных трансферных комиссиях, высоких зарплатах игроков или когда им приходится брать несколько подписок на платное телевидение, чтобы смотреть все матчи."

 Давайте вернемся к проданным правам на название: Они были нормой для стадионов и залов по всей стране в течение 20 лет.

"Могу ли я немного расширить это объяснение? Мы должны понимать, что домашний стадион может значить для болельщика в день матча и что домашние игры дают преимущества клубам."

 Действуйте!

"Домашнее преимущество - это феномен, который много изучался. Его нельзя объяснить полностью, но можно объяснить частично. В основном это домашняя толпа, которая обычно болеет за команду хозяев, вскакивает и взаимодействует с игроками на поле во время спорных моментов. Судьи показывают значительно больше желтых и красных карточек гостевым командам. Это может быть решающим фактором! И еще один фактор - территориальное поведение."

 Вы должны объяснить это!

"Игроки, как и болельщики, ведут себя по-разному на своем поле, на своей площадке. Там они - главные, там из поведение становится оборонительным. За этим стоит чувство: Это мое место! Это можно аргументированно распространить и на название. Многие болельщики BVB выросли на "Вестфаленштадионе". Новое название "Сигнал Идуна Парк" воспринимается как вторжение. На мой взгляд, босс "Сигнал Идуна" Ульрих Лейтерманн не уделил достаточно внимания этому чувству, более глубокому пониманию болельщиков и фанатской культуры, когда назвал недовольство "неприемлемым"."

 Вы можете понять точку зрения спонсора?

"Я могу понять ее в определенной степени. "Сигнал Идуна" была там, когда дела у BVB шли плохо. Фанаты также должны это признать. Но вместо более спокойной реакции на перфоманс две недели назад, последние заявления скорее подлили масла в огонь, насколько я понимаю. Более деликатный выбор слов, желательно с критическим оттенком, вероятно, был бы лучшей альтернативой."

 Собственный пиар или пиар-переворот, потому что имя было в заголовках по всей Германии?

"Собственная цель. Компания выступает за серьезность и надежность, особенно как страховая компания, и хочет перенести образ футбола с его динамикой, эстетикой и эмоциями на свой собственный имидж. Если при этом человек воспринимается как "обиженный", это сложно."

 Как можно разрешить этот конфликт интересов?

"Дилемма заключается в совокупности факторов, потому что на самом деле это как минимум трехсторонние отношения: спонсоры и рекламные партнеры имеют коммерческие интересы. Затем есть руководство клуба, а третьей заинтересованной стороной, как сказали бы сегодня, является группа болельщиков. Но их интересы, безусловно, не всегда совпадают с интересами руководства клуба. У них есть свои идеи, как показывают споры о пиротехнике на стадионе. Диалог между болельщиками и клубами на многих стадионах с годами становится все сложнее. Зрители, по крайней мере, активные, хотят быть не просто платной аудиторией, они хотят, чтобы их воспринимали всерьез и имели возможность высказать свое мнение. Нельзя забывать об этом ни на секунду: Без фанатов все - ничто! Игра становится другой, она становится менее интересной для телевидения, а значит, и для спонсоров."

 Какое влияние должны иметь болельщики?

"Нельзя оставлять решения на усмотрение ультрас, абсолютно нельзя, пожалуйста, не поймите неправильно! Но они заслуживают общения на уровне глаз и уважения. Они очень много делают для клубов."

 Так не слишком ли далеки чиновники и ряды спонсоров и финансистов от низов? Одни говорят о культуре болельщиков, другие - о "продукте" футбола.

"Если посмотреть на дискуссию о вхождении инвесторов в DFL, то это впечатление становится более основательным. Большая дискуссия в фанатских кругах ведется на тему: "Что футбол должен значить для нас в будущем? Какого футбола мы хотим? И это, прежде всего, очень приземленная дискуссия."

 Каковы же ответы?

"В отстраненной дискуссии о стратегическом партнере для Бундеслиги до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос: для чего нам нужны деньги? Говорят о двух или трех миллиардах евро, о контракте на 20 или 30 лет. Но никто не объясняет конкретно, на что пойдут эти деньги. Какие клубы получат выгоду? Что предусмотрено для следующих инвестиций? Будут ли деньги использованы для погашения долгов? Будут ли способствовать развитию молодых талантов и устойчивому развитию? Или просто вырастут зарплаты игроков, трансферные гонорары и гонорары консультантов?"

 В Германии мы видели поучительные примеры с "Гамбургом" и "Гертой".

"Герта" выплатила свои долги, а с остальными миллионами создается впечатление, что кто-то поднес спичку к банкнотам. Так что опасения болельщиков оправданы. Маленький "Унион" делает гораздо больше из гораздо меньших денег, чем самопровозглашенный клуб большого города. Концепция явно выигрывает у денег. Я вовсе не хочу демонизировать инвесторов, но я должен хорошо подумать о том, как я хочу развивать клуб и в каком направлении."

 Что у вас на уме?

"Мы изучили, чего хотят болельщики, как выглядит идеальный футбольный клуб. Эти характеристики можно перечислить в конкретных терминах. На первом месте стоит то, что клуб систематически развивает молодые таланты, в идеале из своего региона, и интегрирует этих игроков в профессиональные команды. Таким образом, создаются идентификационные фигуры и успешные команды. Если речь идет о высоких трансферных доходах, то клуб будет обслуживаться в спортивном и финансовом плане, и у нас будет очень устойчивая экономика. Это самое главное желание болельщиков. Не покупать звезд и дорого платить, а укреплять личность."

 Де-факто, клубы Бундеслиги работают на краткосрочный успех.

"Каждый профессиональный клуб называет своими целями спортивный успех и разумное управление экономикой. Но как только спортивный успех оказывается под угрозой, их, кажется, даже не волнует отрицательный капитал. Многие из тех, кто стоит у руля, действуют с узким взглядом на настоящее, не принимая во внимание долгосрочные последствия своих действий."

 Поэтому больше денег не будет решением проблемы.

"Наоборот, тогда в игру вступают давно описанные крысиные бега с горькой правдой - даже если все крысы удвоят свои усилия, всегда остается только один кусок сыра. Структура мотивации Бундеслиги несет в себе это, с градациями: невыход из группы, места в еврокубках, борьба за чемпионство. Увеличивайте успех и размах, получайте еще больше, и погоня начнется снова. Если все тратят больше денег, никто не становится лучше, чем раньше."

 Босс BVB и член наблюдательного совета DFL Ханс-Йоахим Ватцке опасается за "международную конкурентоспособность" немецких клубов. Останется ли немецкий футбол на международном уровне без инвесторов? Или он будет отчужден фанатами на национальном уровне с инвесторами?

"Я бы не назвал это отставанием, выступление немецких клубов в последние годы об этом не свидетельствует, вспомните удивительные успехи франкфуртского "Айнтрахта". И я могу только предупредить, что если лига будет стремиться к условиям Премьер-лиги, она рискует потерять все то, что составляет основу немецкого футбола. А основа - это болельщики."

 Правило 50+1 предотвращает английские условия.

"И оно на вес золота! Как регулятор, оно способствует тому, что между инвестициями и спортивными результатами все еще существует разумный компромисс. Бундеслига от этого только выигрывает. Футбол никогда не должен отказываться от умеренных действий. Иначе он потеряет свою очень большую и очень преданную фанатскую базу."

 Насколько вас беспокоит дискуссия об инвесторах?

"Мы находимся на перепутье. Именной спонсор или спонсор футболки отличаются от инвестора, имеющего большое влияние в клубе. Это может быть как проклятием, так и благословением. Пока что сдерживающие примеры перевешивают положительные, если посмотреть на "Юрдинген" или "Мюнхен 1860". В принципе, ограничивать влияние инвесторов - это правильно. Даже если финал Лиги чемпионов становится все дальше: больше денег не делает футбол лучше в целом. Не нужно делать больше ставок, но лучше использовать те деньги, которые у вас есть. Некоторым немецким клубам нужно наверстывать упущенное. Цифровизация открывает новые возможности, потому что она позволяет принимать более правильные решения на научно обоснованном фундаменте или, по крайней мере, подтверждать интуицию."

 Современный футбол, который осуждается активными фанатскими сценами, уже давно стал полностью коммерческим мероприятием. Неужели некоторым не нравится смотреть правде в глаза?

"Профессиональный футбол - это "игра", которая тщательно коммерциализирована. Некоторые даже говорят о чрезмерной коммерциализации."

 Возвращаясь к болельщикам: насколько велика, на ваш взгляд, опасность того, что при всем давлении на клубы с целью увеличения доходов, болельщики окажутся на обочине?

"Эта опасность уже стала реальностью. Начиная с 2019 года, мы спрашиваем болельщиков по крайней мере раз в год: если развитие футбола с коммерциализацией будет продолжаться в том же духе, останетесь ли вы верны футболу или, скорее всего, отвернетесь? В каждом опросе негативных голосов становится все больше. Приведет ли это к активному бойкоту - другой вопрос. Но тенденция очевидна. Болельщики празднуют общинный опыт, они празднуют свою преданность своему клубу. Когда все больше людей отворачиваются из-за коммерциализации, основа рушится."

 Подведем итоги: Лица, принимающие решения в футболе, должны больше прислушиваться к болельщикам?

"Они должны, по крайней мере, прислушиваться к ним. Никто не понимает и не хочет разных подписок на несколько потоковых сервисов. Мы даже не говорим о цене. Болельщики не пойдут на это так же, как и на матчи по понедельникам. Скептическое отношение к моделям инвесторов еще более взрывоопасно. Клубы должны принять это близко к сердцу. Необходим диалог, а не выговоры. Клубы не обязаны воплощать в жизнь один к одному то, что требуют ультрас, вовсе нет. Но менеджеры должны осознать, что болельщики являются элементарной частью сообщества."

 

Перевод от Südtribune

Ruhr Nachrichten | Оригинал интервью