10 мин.

«Малыш» из Канады может стать MVP Евролиги

Почти два десятка лет каунасский «Жальгирис» не добирался до плей-офф Евролиги. Этой весной литовцы прервали печальную для себя закономерность — и за это во многом должны благодарить Кевина Пангоса. Дмитрий Герчиков рассказывает о вчерашнем ноунейме с интересной судьбой.

Тренер «зеленых» Шарунас Ясикявичюс скуп на похвалы. Видимо, боясь того, что звездная болезнь загубит кого-то из молодых подопечных в разгар сезона, специалист практически никогда не выделяет исполнителей из общей когорты. Так было год назад, когда Каунас старательно, но безуспешно царапался за право попасть в восьмерку сильнейших, так было и сейчас — при аналогичных, но уже куда более оптимистичных раскладах.

Лишь после того, как в марте прибалты де-юре квалифицировались в нокаут-раунд (где не выступали с 1999 года), тренер снял обет молчания и признал наличие звезды в обойме.

«В минувшем розыгрыше «Жальгирис» славился командной игрой, где 10 парней бились друг за друга. Сегодня мы так же самоотверженно сражаемся, как команда, но знаем, что в тяжелые моменты матча можем положиться на лидера. Это Кевин Пангос. Уже сегодня ему по силам вести за собой любую команду Евролиги. Именно этот парнишка поднял нас на уровень топ-8».

С Ясикявичюсом не поспоришь. На момент, когда Каунас оформлял путевку в постсезон, статистическая линейка Пангоса, выведенная во втором круге, выглядела сногсшибательно: в среднем 14 очков при 6,8 передачи и рейтинге эффективности 16,8. В канадце словно проснулся тот самый великан, о котором баскетболист читал в самолетах — по зиме отец прислал Кевину мотивационный фолиант «Гигант, спящий внутри» и настоял на его штудиях. Все для того, чтобы Пангос-младший контролировал с позиции силы свое ментальное и эмоциональное состояние. Послушный сын выполнил просьбу — и на глазах аншлага за аншлагом в «Жальгирис-Арене» превращался в одного из лучших плеймейкеров континентального сезона.

Вообще, уважением к советам отца Кевин проникся с детства, равно как и резонностью их следования. Ведь бывший игрок университета «Торонто», который затем 26 лет тренировал женские коллективы (в том числе и Кайлу, сестру Пангоса), воспитал несколько генераций талантливых спортсменов. Собственного же сына и вовсе готовил на несколько фронтов: в детстве после ужина все семейство выбиралось на «триатлон» — и на протяжении несколько часов играло на выбор в баскетбол, волейбол, соккер или американский футбол. Причем кроме мужской половины в дело включалась и женская: Кайлу мотивировала на беготню мама Пэтти, которая в свое время неплохо выглядела в составе баскетбольной дружины университета «Макмастер». Без активных физических нагрузок разговор о просмотре телевизора или видеоиграх не шел. А потому детям приходилось выкладываться на заднем дворе по полной — даже в не самых ласковых погодных условиях севера Канады.

Что любопытно, поначалу Кевин проявлял задатки отличного хоккеиста — видимо, канадские гены давали о себе знать. В какой-то период жизни ему даже прочили НХЛ-овское будущее, как у дяди — тот засветился в сильнейшей лиге мира. Да и двоюродный брат там же отметился на драфте. Однако постепенно Кевина стало тянуть на баскетбольную площадку. Правда, не прямым маршрутом, а транзитом через соккер. Там Пангос овладел навыками дриблинга и научился здорово управляться с телом. Легкий, мобильный, быстро ориентирующийся в обстоятельствах, молниеносно меняющихся на поле, он влюблял в себя тренеров.

Однако после поступления в восьмой класс, Кев разбил сердца специалистов, поскольку окончательно и бесповоротно ушел в баскетбол. Видимо, не зря в 10-летнем возрасте он выпрашивал у отца в качестве подарка сетку на кольцо. А когда понял, что корзину, примощенную на сбитую родителем «ферму», сносит ветром вместе со всей конструкцией, то собственными руками смастерил противовес. Для этого малыш отправился к соседу, выпросил несколько цементных плиток, оставшихся от ремонта дома, и в две малехонькие пятерни притащил их к своим владениям…

К слову, сборка инвентаря из попавшихся под руку вещей Пангоса сопровождала почти все время обитания в родной деревушке Холланд Лэндинг. Поскольку ближайший спортзал располагался в 10 километрах от семейной резиденции, Кев обустраивался как мог — сообразно нуждам. Он примащивал стремянку к полу, чтобы улучшать координацию и работу ног (сейчас на тренировках для этого используют вариации пластиковых или веревочных «лестничек»). Параллельно напротив стены прачечной ставился старый матрас для тренировки передач. Тогда как старое кресло с просунутой сквозь него ручкой метлы помогало «малышу» набивать руку в кроссоверах. Физическую силу Пангос также «прокачивал» оригинально: металлическая трубка, пристроенная дядей между стропилами, превратилась в турник, где наш герой мог зависать часами. В общем, Кев делал все, чтобы стать похожим на кумира — Стива Нэша.

Таким же одержимым самосовершенствованием защитника вспоминают и школьные тренеры. А в качестве доказательства самоотверженного труда Кева приводят такую историю. Стремясь идеально подготовиться к сезону, летом защитник проводил по три тренировки в день. Поутру занимался индивидуально, днем включался в командные занятия (силовые и тактические), а вечером шлифовал бросок. И так — каждый день. Причем вечером он неизменно совершал 500 попыток минимум, поскольку в каком-то из интервью Нэша однажды прочел, что легендарный плеймейкер именно столько раз бросает по кольцу за тренировку. Но и это еще не все! Закончив обязательную программу, Пангос неизменно становился на линию штрафных — и пытался выдать серию без промахов как можно длиннее. По рассказам очевидцев, рекорд «малыша» составил 126 попаданий!

Важно отметить, что изрядно мотивировало паренька и внимание тренеров национальной сборной. Услышав лестные рекомендации от специалистов на сборах в Спокане, Пангоса позвали поработать со сверстниками в Торонто. После этого тот носился по паркету как заведенный. А заодно дважды в неделю брал уроки карате, чтобы увеличить быстроту движений.

Параллельно Кев закалял уверенность в себе и формировал баскетбольную философию. Ее базис составляли два основных постулата. Первый — «Бросай, когда тебя прет; бросай, чтобы тебя перло». Второй — «всегда будь благодарным, но никогда довольным собой». Он и сейчас руководствуется этими принципами, подчеркивая, сколь важно ценить вклад людей, которые помогают в жизни и на паркете.

О важности доверии и поддержки Пангос в принципе может рассказать многое. Наверное, он не раскрылся бы как игрок, проигнорируй его тренеры юношеской — U17 — сборной Канады при подготовке к чемпионату мира-2010. Но еще до поступления в университет «Гонзага» коучи рассмотрели в пареньке приведение с мотором и дали ему шанс. Набирая за матч по 15,8 балла, он завоевал с «кленовыми листьями» бронзу.

Если бы не чуйка Марка Фью, рулевого университетских «бульдогов», Пангос так бы и остался шутером с ограниченным функционалом. Но в пару последних студенческих сезонов тренер стал требовать от Кева еще и дирижерской изящности, заставляя видеть на чужой половине не только партнеров, но и кольцо. Это помогло «малышу» избавиться от проблемы «больших матчей», где поначалу давление трибун и внутреннее напряжение уничтожало его эффективность.

Освоив функционал плеймекера, канадец разом оживил не только собственную статистику, но и ценность в глазах скаутов. Мыслимое ли дело, перед драфтом некоторые эксперты даже принялись сравнивать его с самим Нэшем!.. Если бы не Рик Карлайл, Пангос мог бы осесть на баскетбольной периферии после пролета на драфте — просмотр в 13 (!) командах перед ярмаркой талантов настолько выхолостил малыша, что даже выбор второго раунда обошел его стороной. Однако шеф «Даллас Маверикс» персонально пригласил паренька в летнюю лигу, чтобы изучить его возможности с максимальным вниманием. И пусть соглашение в Техасе Пангос не получил, те напутствия и слова поддержки, что он услышал от специалиста, подтолкнули нашего героя продолжать баскетбольное дело. «В тот момент понял: если сломаюсь, дороги обратно не будет. Поэтому просто отпустил ситуацию, принял все, как есть — и решил штурмовать НБА, подобравшись к ней с другой стороны».

О «другой стороне» Кев говорил не метафорически: после неудачи на драфте он подписал контракт с испанской «Гран-Канарией», перебравшись в Европу. То есть, по сути, воссоединившись с исторической родиной — дедушка и бабушка по отцовской линии Пангоса происходили из Словении. Осев в Старом Свете, он по совету родни тоже обзавелся балканским паспортом — это упростило для баскетболиста процесс трудоустройства. По стопам Кева позднее пошла и сестра Кайла, которая переехала в Париж, чтобы заниматься преподаванием.

Впрочем, по-настоящему звезда Пангоса засияла не на теплых островах, а в куда более суровом в климатическом смысле Каунасе. Благодаря тренеру Шарунасу Ясикявичюсу защитник превратился в элитного плеймейкера. И, если честно, сегодня даже неловко за тех тренеров, что трижды пробрасывали канадца мимо контракта в Летней лиге НБА. Особенно за «Вашингтон», где даже вице-президент по баскетбольным операциям Томми Шеппард в минувшем июле признавал: «Пангос чертовски хорош — это готовый игрок для лиги. Думаю, стоило бы рассмотреть его как запасного разыгрывающего для Джона Уолла. Уверен, через год парня заберут в Штаты. Нам стоит всерьез подумать, не опередить ли конкурентов уже сегодня». Однако дальше слов дело не пошло — и, глядя на Пангоса в Евролиге-2017/18, думается, «волшебников» это огорчает.

Кстати, огорчает это и столичных скаутов, которые выдали «малышу» отличные рекомендации, сопоставив результаты тренировок с отзывами иных профи, которые знали Кева досконально. Речь о Стиве Нэше, Джее Триано и Роуэне Баррете — троице, которая еще в 2014-м настояла на привлечении баскетболиста в сборную Канады. Нэш тогда на правах генерального менеджера попросил ассистента Баррета тщательно изучить перспективы и потенциал соотечественника. После чего уже тренер канадцев Триано на основании досье от коллег постановил вызвать 21-летнего паренька на пять деньков совместной работы с главной дружиной страны.

С тех пор Пангос постоянно фигурирует в расширенном списке коллектива — и мечтает, объединив усилия с Эндрю Уиггинсом, Кори Джозефом, Кемом Бирчем и еще целым рядом талантливых ребят из новой канадской генерации, вернуть «кленовых листьев» в гербарий Олимпиады. Там сборная не появлялась с 2000 года…

«Жальгирис» же в плей-офф Евролиги не бывал с 1999-го, но теперь цепочка неудач уже прервана де-юре. Пангос тому первопричина — однако не только в силу игровых качеств, но еще и благодаря лидерской харизме.

То, как Кевин стоит за партнеров по Каунасу, наглядно иллюстрирует момент матча национального первенства против «Литкабелиса». В нем близкий друг и соратник Пангоса, форвард Аарон Уайт, получил болезненную травму из-за столкновения с соперником — и покинул паркет. Кевин посчитал, что Жигимантас Скучас умышленно «поломал» американца, после чего ринулся на литовца с намерением «надрать тому задницу». Причем начать намеревался именно с «пендаля», от которого «малыша» удержали лишь в последний момент общими «зелеными» усилиями.

«Он мой бро: мы живем в одной комнате, дружим, и понимаем друг друга с полуслова. Готов был горло за него перегрызть», — объяснял позднее свое поведение Пангос, чем вызывал восхищение Каунаса. Ведь тремя годами ранее они с Уайтом друг друга выносить не могли после того, как «Гонзага» убила «Айову» в «мартовском безумии» NCAA и подвела пораженческую черту под студенческой карьерой Аарона.

Впрочем, увидеть Пангоса разъяренным — это все равно, что встретить Йети в смокинге под крышей Лувра.

Он мало того, что послушный сын (каждые полгода мама с папой навещают его в Литве), но еще и идеальный семьянин. В начале сезона и по ходу новогодних праздников канадца если и видели в компании, то только невесты — медсестра из Нью-Йорка, она составляла спортсмену пару при выходах в кино или ресторан.

Ночные клубы и гулянки? Нет, это не про Пангоса. Он, скорее, проведет вечер у экрана монитора, погружаясь в мир «Игры Престолов» либо следя за перипетиями шоу «Shark Tank». В последнее время защитник значительно сократил активность в соцсетях, желая сконцентрироваться на решении баскетбольных задач. Тогда как о внутренней культуре и порядочности нашего героя говорит поступок на стыке 2017-го и 2018-го. Испанская «Барселона» предложила «Жальгирису» обменять канадца на Тайриса Райса с доплатой в 250 тысяч евро. Пангос переход отклонил, коротко отрезав: «Это глупость, бессмыслица. Мы выступаем просто восхитительно, радуем болельщиков, наслаждаемся обществом друг друга. Я не буду предавать команду. Тем более этот сезон будет нашим!»

Глядя на то, что творит Кевин из недели в неделю, может, и вправду стоит поставить на «Жальгирис» в «Финале четырех»?!

Фото: Global Look Press/Alfredas Pliadis/Xinhua