10 мин.

20 лучших игроков, игравших за New Jersey Devils. №13 – Александр Могильный

Если нескольких предыдущих участников нашего рейтинга некоторые болельщики просто не знают, то сегодняшний в представлении не нуждается. Пожалуй, один из самых эффективных снайперов во всей истории НХЛ: скорость, бросок, понимание игры, техника – всё было при нём. Для того чтобы подняться выше в рейтинге игроков, примерявших форму «Дьяволов», Александру не хватило лишь характера.

13. Александр Могильный

Профиль игрока на hockey-reference

Закрепляем номера. №89

Звёзды хоккея. Могильный

Всей своей карьерой Александр способствовал становлению и укреплению нынешних стереотипов о русских игроках. Достаточно посмотреть на статистику. 473 гола, 559 передач, то есть 1032 очка в 990 матчах регулярных чемпионатов при неплохой для российских снайперов полезности +81 – отличный результат. А вот плей-офф, как и полагается «некубковым русским», Александр играл куда слабее: 86 очков в 124 матчах; единственный же розыгрыш Кубка Стенли, приведший к победе его команды, и вовсе провалил – лишь 4+3 в 23 матчах; правда, играл там Могильный через боль, но это никак не исключение для НХЛ.

Иуда, изменник, изгой

Не будем подробно описывать «творческий путь» Александра, все его знают наизусть. Началось всё в 1989-м, с побега игрока из Стокгольма в Баффало. Молодой парень хотел играть в НХЛ, но никто не собирался его отпускать. Осуждать этот побег нелепо, хотя желающих – тьма. Характерно, что в английской Википедии вся статья посвящена подвигам Могильного на хоккейной площадке, а в российской наиболее подробно говорится именно о побеге. Что же до нашего с вами любимого сайта, то недавно некий недоумок написал такую безграмотную глупость, которую даже хочется выложить и смаковать:

"Могильный, тот вообще попросил политического убежища. Прям как генерал Власов, его не страна не устраивала, а система.Ещё помнится, под нищеброда работал.Мол, я такой весь из себя, чемпион и обладатель, а денег у меня нет и квартиры тоже. Почти бомж можно скать. Так почему, к Власову одно должно было быть отношение, а к Могильному другое?"

Улыбнёмся и подумаем, что не так плоха идея требовать при подключении к интернету справку из психдиспансера и аттестат зрелости.

Но что правда, то правда – нынешний глава «Адмирала» патриотизмом никак не дышал. Он постоянно отказывался играть за сборную, прямо говорил о намерении получить гражданство США и соизволил надеть российскую форму лишь на Кубке мира 1996 года, который не имел официального значения. Александр боялся быть заигранным за российскую сборную, чтобы это не уменьшило его шансы на получение второго гражданства.

К слову, гражданство США он получил ещё на рубеже тысячелетий, но новой своей родине как игрок сборной не пригодился. Да и не стремился к этому.

От беглеца – к снайперу

Давайте всё же о хоккее.

Первый сезон у Александра не задался, хотя по нынешним меркам 15+28 в 65 матчах – совсем не стыдно. Но лучшим новичком в том году стал другой советский игрок, легально приехавший в США и отдававший часть зарплаты Спорткомитету 31-летний Сергей Макаров. Тогда из-за данного прецедента запретили давать «Колдер Трофи» игрокам старше 25 лет. «Баффало» получило одно очко в голосовании, но отдали его не Могильному, а правому крайнему Дэйву Снаггераду (Dave Snuggerud), который набрал всего 30 очков.

Примерно в то же время Могильным, по слухам, заинтересовалась русская мафия, которая очень хотела денег на свои безотлагательные нужды. Самостоятельно дать отпор Александр не сумел, обратился в ФБР, где проблему и уладили.

Летом 1990 года в «Баффало» пришёл Дэйл Хаверчак (мы писали об этом обмене-блокбастере в статье про Хаусли) и дело пошло веселее, а ещё год спустя ряды «Баффало» пополнил Пэт Лафонтен. Рядом с этими великими игроками Могильный-хоккеист рос как на дрожжах: во втором сезоне 30+34, в третьем 39+45, в четвёртом 76+51! Каждый год улучшать статистику и по голам, и по пасам – дорогого стоит. И невозможно было представить, что очень скоро «Клинки» расстанутся с русским чудо-форвардом. Который, кстати, стал первым российским капитаном клуба НХЛ.

Могила для Буре

Расстались, и очень удачно, уже в 1995-м. Тогда не было потолка зарплат, и небогатый провинциальный «Баффало» просто не мог тянуть контракты всех своих звёзд. А «Ванкувер», давно мечтавший создать «советскую» связку Буре – Могильный, предложил юного и цепкого Майка Пеку, который уже год спустя станет капитаном обновлённого «Баффало» (и выведет его последовательно в финалы конференции и всей Лиги). В день драфта-1995 было объявлено об этой сделке, и пресса зашлась в восторге, представив себе новый «Ванкувер».

Ничего из этого проекта не получилось. Буре сразу слёг с травмой и провёл всего 24 матча. Могильный блистал без него: 55+52. Кто бы мог подумать, что для 26-летнего форварда это последние показатели «50+», да и «40+» по голам или очкам он наберёт лишь три раза.

(Канадец сказал бы, что на этой фотографии изображены Мессье и Кинэн, но мы-то знаем...)

В 1997 году Могильный «блеснул» двухмесячной забастовкой, вынудив «Ванкувер» подписать новый контракт на его условиях. Причём вёл он эту забастовку очень характерным для себя способом – озвучил требуемую сумму, уехал на виллу и ждал звонка. Ни давления в прессе, ни требований обмена – просто пляж и тренажёры.

Со скромной по нынешним временам зарплатой 4,4 миллиона долларов в год он стал одним из самых высокооплачиваемых игроков мира. Чуть больше чем через год изнурённые зарплатой Могильного «Кэнакс» были вынуждены продать Павла Буре в далёкую «Флориду». А «Ванкувер» с Могильным больше ни разу не вышел в плей-офф.

Подарок из преисподней

Что ж, мы подошли к причине, по которой эта статья вообще появилась на свет. На дедлайне 2000 года «Ванкувер» счёл за благо избавиться от всё ещё звёздного, но уже всем надоевшего россиянина, взяв за него двух очень перспективных форвардов «Нью-Джерси» – Брендана Моррисона и Денниса Педерсона. Автор этих строк был весьма огорчён этим трейдом, ожидая от Моррисона больших свершений, однако Ламорелло в те годы смотрел куда глубже.

В дьявольской преисподней Могильный совершенно неожиданно почувствовал себя второстепенным членом команды. Мегановичок Гомез, молодой снайпер Элиаш, закалённый богатырь Арнотт и наконец-то раскрывшийся Сикора даже не подумали пустить нового игрока в первое звено, да и во втором конкуренция была неслабой (Холик, Клод Лемье…). Однако Робби Фторек и сменивший его Лэрри Робинсон сумели уравнять игровое время основных нападающих, чтобы никто не оставался в обиде.

И всё же Могильный на фоне старожилов команды смотрелся слабо: 3+3 в последних 12 матчах, к тому же диковинный для тех «Дьяволов» отрицательный показатель полезности. В плей-офф на него продолжали рассчитывать, но Александр мало чем помог команде. Доля его труда в Кубке Стенли-2000 приближается к нулевой, но исторически это никак не назвать везением: раньше Могильный безуспешно тащил утлый «Ванкувер» на себе, и можно ли обвинять его в том, что остаток пути он, образно говоря, проделал пассажиром роскошного «Феррари»?

Любовь к полумиллиону долларов

Тем более что второй сезон в «Нью-Джерси» у Могильного получился отличным – 43+40 (первый снайпер и второй бомбардир), отличное взаимопонимание с Гомезом, неплохая игра в плей-офф… и катастрофа в шестом-седьмом матчах Кубка Стенли. А тут подоспело и окончание контракта. Могильный, против обыкновения, раздал ряд интервью, где рассказывал, как он счастлив играть в «Нью-Джерси» под руководством великого Робинсона с такими замечательными парнями… После чего подписал контракт с «Торонто» на 6 миллионов долларов в год. Лу Ламорелло предлагал ему на полмиллиона меньше.

В «Торонто» Могильный играл неплохо, трижды подряд выходил в плей-офф и даже один раз неплохо там сыграл, но грянул локаут, и Александр поехал на любимую виллу (а не в чемпионат России, как большинство его друзей). Контракт кончился, с будущим была полная неопределённость, но нашего героя это никогда не смущало.

Изучая Олбанский

И в августе 2005 года Преисподняя преподнесла второй (первым был перстень обладателя Кубка) и последний подарок своему любимчику. Некогда самый скупой генменеджер Лиги Ламорелло сошёл в те дни с ума и начал разбрасываться неадекватными контрактами. Вот и Могильный получил двухлетний контракт на 3,5 миллиона долларов – заметно выше своей рыночной стоимости на тот момент (напомним, он за год не сыграл ни одного матча, что в 36 лет более чем серьёзно). А ведь в Лиге уже установили потолок зарплат…

Начал сезон Могильный неплохо, набрал 12+13 в 35 матчах, но тут грянул гром – от гепатита C восстановился лидер команды Патрик Элиаш, чей многомиллионный контракт решительно не лез ни под какой потолок. Спешно вернувшемуся в сознание Ламорелло пришлось действовать быстро: отправить Владимира Малахова лечиться от несуществующей травмы, а Александра Могильного и Дэна Макгиллиса спустить в фарм-клуб.

«Олбани Ривер Рэтс» (выше – единственная найденная фотография Александра в форме этой команды) вообще-то привыкли выплачивать по 50 тысяч за сезон, а не за матч, но деваться было некуда. Если бы эта история с подписанием трёх игроков за неадекватные деньги и последующей отправкой их с глаз долой происходила в России, любой бы диагностировал «откат». И, честно говоря, другой разумной версии у автора нет и для неподкупных США… Если только и впрямь временное безумие менеджера.

Могильный был бы востребован в чемпионате России, но не имел ни малейшего желания туда возвращаться…

А потом настал полный «Адмирал», но это совсем другая история.

* * *

Что же мы имеем в сухом остатке карьеры Александра в НХЛ? Четыре выступления в Матчах звёзд, все – на старте карьеры. Из личных призов – унизительный для снайпера такого калибра «Леди Бинг» 2003 года, хотя Могильного трудно назвать джентльменом, скорее уж просто равнодушный игрок, которому не хочется никого бить. Впрочем, если бы приз Ришара вручался в 1993 году, то Александр разделил бы его с Теему Селянне – они забили по 76 шайб, никто из россиян (и финнов, и вообще хоккеистов) с тех пор столько не забивал. Ни одной номинации на главные призы, хотя по таланту и по роли в команде Могильный был их достоин. «Баффало» и не думает поднимать свитер Александра под своды арены. Выборщики Зала славы ежегодно прокатывают его мимо высокой чести.

Но можно быть уверенным: Могильному всё это совершенно безразлично. Как и то, что в Олбани до сих пор барыжат его свитерами:

Продолжение рейтинга >> #12

Ранее в рейтинге:

#14 – Фил Хаусли

#15 – Берни Николлс

#16 – Нил Бротен

#17 – Клод Лемье

#18 – Патрик Элиаш

#19 – Илья Ковальчук

О рейтинге и #20 – Джон Ванбизбрук