8 мин.

Защита Фридзона

Один из лучших снайперов баскетбольного ЦСКА раскрыл победный секрет армейского клуба.

Московский ЦСКА продолжает штамповать победы. Действующие чемпионы Евролиги в 14-й раз за последние 15 лет добрались до «Финала четырех» самого престижного баскетбольного турнира континента, обыграв в серии до трех побед крепкую «Басконию» из испанской Витории. А уже в пятницу игрой против «Астаны» армейцы начинают плей-офф Единой лиги, в которой они также защищают титул.

Виталий, серию с «Басконией» закончили со счетом 3:0, но легко вам точно не было…

Да, была тяжелая серия, трудные матчи. В Витории здорово играли, агрессивно, но снова потеряли преимущество и ушли в ненужную концовку. Могли легче выиграть. Слава богу, что закончили удачно. Рад, что мы победили очень хорошую команду и идем дальше. Нас сначала ждет плей-офф Единой лиги, а затем «Финал четырех».

О Единой лиге после таких баталий и вспоминать не хочется…

Ну нет, почему. В Евролиге мы задачу выполнили, вышли в «Финал четырех». Было очень тяжело, тем более что мы — обладатели титула, защищаем его. Но мы сделали это, и надо теперь немножко переключиться и настраиваться на Единую лигу. Это тоже важный турнир. Сейчас есть время немного отдохнуть, все осознать и как следует подготовиться к «Астане».

Серия ЦСКА с «Басконией» получилась яркой. Но при этом удивил полупустой дворец «Мегаспорт» на двух ваших домашних матчах. Сами игроки сильно переживают по этому поводу?

Московские болельщики сильно отличаются от зрителей в других городах. Они много видят, в столице много других клубов и футбольных, и хоккейных. Есть что посмотреть. Конечно, немного обидно, но вы не забывайте, что матчи Евролиги мы играем в большом зале, который вмещает больше 13 тысяч. Если бы мы играли в маленьком, он бы был битком. В прошлом сезоне, когда мы только начали проводить матчи на «Мегаспорте», ходило больше людей. Помню, на «Барселону» вообще не было свободных мест. А в этом сезоне, не знаю почему, уменьшилась посещаемость. Понятно, что нам хотелось бы чуть большей поддержки. В других городах и странах иная атмосфера. Может, другой менталитет у людей. Но слава богу, что хоть столько приходит. Вы посмотрите на матчи Единой лиги в Москве. Там 300 человек сидит, из которых половина — знакомые и родственники. Обидно, что на эти матчи не собирается народ. Но тут ничего не поделаешь — надо развивать баскетбол. В России наш вид не находится на первых ролях, очень слабые рейтинги.

В этом сезоне Евролига прошла по новому формату — на групповом этапе вы играли по двухкруговой системе со всеми командами. Интересно получилось?

Формат очень хороший. Но график слишком тяжелый и неудобный получается. Мы в два-три раза больше летать стали. Только в Турции были четыре раза уже. Может, надо делать, как в НБА, где они делают выездное турне по три матча, не возвращаясь обратно. Понятно, что тяжело — у каждого национальные чемпионаты еще. Но, надеюсь, что в будущем Евролига сделает такой календарь — в той же Турции и Испании запланировать сдвоенные матчи. Тяжело, когда столько перелетов. Ну а в целом интересно, конечно. Много команд, много матчей, столько непредсказуемых результатов. Каждый может любого обыграть.

ЦСКА заранее обеспечил себе место в плей-офф Евролиги. На мотивации в последних матчах это не сказалось?

Поверьте, в ЦСКА всегда мотивация одна — побеждать. В этом клубе ставят самые высокие цели, здесь собраны лучшие игроки Европы. Боюсь даже, что их очень много у нас в команде (улыбается), поэтому не всем хватает игрового времени и места на паркете. Любого баскетболиста ЦСКА возьми и поставь в другую команду Евролиги — он там точно не затеряется.

Из-за огромной конкуренции в ЦСКА даже сложно выделить стартовую пятерку. По ходу сезона она меняется все время.

Конечно, меняется. Мы ведь смотрим и на соперников — кто как защищается. Всем охота играть как можно больше, но ради результата ты в любом случае чем-то жертвуешь. Мы потому в прошлом году и выиграли Евролигу, поскольку были единым целым, одной командой. В этом сезоне были спады. Другой регламент, да и тяжело столько матчей держаться на одном уровне. Тем более что было много травм. У нас был зимой серьезный спад, когда из восьми матчей проиграли пять.

Этот отрезок тяжело переживали или понимали сразу, что без таких спадов никуда не деться?

Хочется обойтись без спада. И выходить из него было тяжело. Да, бывает, проигрываешь один матч. А когда из восьми пять, то уже немножко начинаешь задумываться, в чем проблема. И тренерский штаб переживает, и вся команда. Копаешься в себе, ищешь, что не так и почему это происходит. Было много собраний, мы смотрели много видео, общались друг с другом. Говорили, что чем скорее из этого спада выйдем, тем нам будет лучше. Мы этот сложный период прошли, и в последние два месяца показываем хороший командный баскетбол. Которого от нас и требовали.

Вы лично своим игровым временем и статистикой довольны?

Всегда охота играть больше (улыбается). Но тут уже я ничего не могу сделать. Все зависит от тренера, как он видит тот или иной момент. У него есть определенный план на игру, и он ему следует. Со своей стороны я, разумеется, хочу больше времени проводить на площадке, приносить больше пользы. Но ради команды ты идешь на какие-то жертвы, чтобы побеждать.

При этом за почти четыре года в ЦСКА вы успели выиграть все, о чем мечтает европейский баскетболист. С учетом этого опыта можете объяснить, почему именно ЦСКА побеждает каждый год во внутренних соревнованиях, постоянно играет в «Финале четырех» Евролиги?

Здесь все делается для игрока. Ты не отвлекаешься на какие-то мелочи бытовые. Все победы складываются из мелочей, от них все идет. Хорошая медицина, транспорт, массажисты, восстановление. Водители, уборщицы — все делают свое дело. А в других клубах есть такое, что ты свои эмоции тратишь не на баскетбол, а на другие вещи. Ну а главное, понятно, зависит от тренеров, от состава. В ЦСКА есть костяк, ребята играют вместе не первый год и знают друг друга как облупленные. При этом в команду приглашают не просто лучших, но еще и подходящих по характеру людей. Бывает, что человек сильный игрок, но единоличник, сам по себе. У нас же есть нормальное общение в раздевалке. И тут надо отдать должное президенту клуба, который находит игроков и делает для них все, чтобы они не отвлекались. Поэтому ЦСКА держится на таком уровне и побеждает.

Как переключаться между Евролигой, где полные стадионы и топ-соперники, и Единой лигой? Турниром, откровенно говоря, не такого высокого уровня.

Мы — профессионалы и знаем свое дело. Тем более это все видим не первый год. Лично я стараюсь на сто процентов играть каждый матч. И не разделяю Единую лигу и Евролигу. К любой игре я всегда подхожу одинаково, готовлюсь одинаково. И не думаю о том, что если это Единая лига, то можно и так выиграть. Просто не всегда получается проявить себя полностью. Бывает, устаешь или не идет игра. Хотя, разумеется, когда трибуны полные, то болельщики подбадривают, заводят тебя, дают новый импульс. Иногда этого не хватает. Но когда-нибудь и у нас будут полные залы.

Вам не кажется, что уход литовских команд здорово ослабил Единую лигу?

Это уже не от нас зависит. У них свои заморочки, это их дело. Лично мне кажется, что им самим было бы интересно играть в Единой лиге, чем у себя в Литве. Всегда хочется иметь более сильных соперников. Но с каждым годом Единая лига становится интереснее. На наших матчах с тем же Краснодаром или «Химками» дворцы забиты.

«Финал четырех» Евролиги — что-то особенное?

Разумеется. Это кульминация сезона, конец пути. Собираются четыре лучшие команды Европы, большой ажиотаж. Люблю те чувства, которые испытываешь во время «Финала четырех». Ты фокусируешься только на этих играх. Можно сравнить с матчами за сборную на чемпионате мира или Олимпиаде. В такие моменты понимаешь, ради чего все это нужно терпеть, тренироваться. Ну а выиграть «Финал четырех» — это вообще незабываемое впечатление.

Насколько справедлива формула «Финала четырех», когда один неудачный матч может перечеркнуть весь сезон? Серия до нескольких побед выглядит более объективной, да и шансов при таком формате у ЦСКА определенно больше.

Если бы финал был в формате серии плей-офф, то титулов у ЦСКА было бы, думаю, побольше. Давным-давно в Евролиге так и было. Но они сделали «Финал четырех», как мне кажется, для того, чтобы у всех его участников были одинаковые шансы. Любая команда может выиграть — бывает ведь, что у одних именно в этот день «полетело», а у других не идет. В серии такого быть уже не может.

Вы планируете продолжать карьеру в сборной и поехать с ней на чемпионат Европы?

Да, конечно. Когда здоровье позволяет и меня хотят видеть, то я всегда с удовольствием приезжаю в сборную. И буду приезжать. Если увижу, что буду занимать чье-то место, а есть молодые и перспективные, то тогда закончу, без проблем. А на данный момент я здорово себя чувствую, нахожусь в хорошей форме и знаю, что могу принести пользу сборной. Очень неплохая команда у нас собирается, и я с радостью поеду играть за страну. Много раз говорил, что очень люблю свою страну, она меня воспитала, дала мне все.

С главным тренером сборной Сергеем Базаревичем общаетесь?

Нечасто, но бывает. Мне очень импонирует его игра. Жаль, что не смог поучаствовать в квалификации, сломал тогда локоть. Своими действиями Базаревич напоминает мне Дэвида Блатта (бывшего главного тренера сборной России. — Прим. авт.). Думаю, неплохая в этом году у нас будет сборная. Если все соберутся и приедут, то можем навести шороху.

После двух провальных Евробаскетов за сборную в любом случае будет тревожно…

Там было много изменений. В федерации шла война между собой, из-за чего многие люди не хотели ехать в сборную. Многие завершили карьеру в национальной команде после Олимпиады. Плюс менялись тренеры. Все это вместе и сказалось на результатах. Но, надеюсь, потихоньку с приходом Андрея Кириленко на пост президента Российской федерации баскетбола все выходит на уровень. И чемпионат Европы будет очень интересный для всех нас.

  Источник