3 мин.

РПЛ и Сага про автобусы. Итоги по продвинутой статистике

Замыкаю кольцо материалов о торжестве «автобусов» в РПЛ обоснованием ее победы обзором статистики с UnderStat.com за осеннюю часть сезона 2023/24. Начальный материал, посвященный «юбилейному» сезону РПЛ (20 лет с «бронзы» Рубина с 1-ым автобусом Бердыева в 2003) был 5.12 (https://www.sports.ru/tribuna/blogs/csca1970/3207679.html) и вызвал много споров, поэтому были еще 2 секции (https://www.sports.ru/tribuna/blogs/csca1970/3208139.html), которые подвели к итоговому материалу.

Для ленивых юзеров, которым недосуг ходить по ссылкам, приведу основные выводы своих предыдущих статей. Предпосылками тактики я считаю хорошо известные модели «катеначчо», возникшие как ответ бедных клубов на тотальное превосходство «мешков» над соперниками из-за более дорогих и классных игроков, начиная с «галактикос» Реала начала 60-х годов. Рождением современной «автобусной» тактики считаю игру Порту Моуриньо времен победы в Кубке УЕФА и ЛЧ. Пионером «автобуса» в РПЛ считаю Бердыева с 1-ым (2003г.) и 2 -ым (2008г.) созывом Рубина. Причиной отказа от автобусной тактики как Рубина, так и остальных команд Моуриньо (Челси, Реала, Интера) считаю порок самой системы построения «автобуса». Он заключается в том, что расчет «сэкономить» на игроках за счет построения команды на дорогих игроках центральной оси и относительно недорогих краях, приводит к снижению уровня этих «звезд» и необходимости постоянной закупки еще более дорогих игроков на ту же центральную ось. При этом стоимость предыдущих «звезд» снижается и их невозможно перепродать, в итоге затраты «бедных» возрастают до уровня «мешков». Единственным заметным автобусом в ТОП лигах сегодня - Атлетико Симеоне.

Теперь собственно - о продвинутой статистике для команд РПЛ. Признаки автобусной тактики - существенно меньшее владение мячом, чем у соперника При нормальной тактике в лиге соотношения владения между командами в среднем равномерное: половина имеет больше 50%, вторая - меньше. Если есть клуб -гегемон, вроде Баварии или ПСЖ - перевес может быть в +/- в 1. В РПЛ - перевес в 6: 5 клубов имеют владение больше 50%, 11 - менее.

Второй признак - показатели прессинга. Во всем футбольном мире его оценивают по PPDA. В прямом смысле он означает, сколько передач делает команда при выходе из обороны до того, как соперник начинает отбирать мяч. Оценка этого показателя следующая: - 4 и меньше - интенсивный прессинг; меньше 8 - средний уровень; - меньше 10 - ситуационный; больше 10 - отсутствие прессинга. По данным UnderStat.com в РПЛ PPDA на уровне 8 имеют Ростов и Балтика. До 10 - Спартак, Зенит и Урал. Вся остальная лига в прессинг не играет, а у самого авторского автобуса РПЛ от Юрана (Пари -НН) PPDA в районе 16.

Ну и последний показатель, важный для оценки того, используется ли автобусная тактика, - владение мячом командой в зоне обороны ( последней трети поля) соперника. Только 3 команды РПЛ имеют этот показатель выше 30%. Это Зенит, Спартак и ... Балтика. Лидер РПЛ Краснодар - 2 -ой с конца, а безоговорочный «лидер» - опять автобус от Юрана. А значит даже лидер РПЛ не прочь большую часть игры не атаковать соперника, а «убивать время» стерильным владением.

На этих 3 показателях, доказывающих торжество игры «от обороны» в РПЛ, можно и остановится. Важнее сказать о том, к чему приводит тотальная игра «от печки».

  • Снижение зрительского интереса на всех уровнях: собственно посещаемости игр (тут правда серьезное влияние оказывает FanID), рейтинга трансляций РПЛ основного вещателя, количества подписок на Матч - Премьер.

  • снижение трансферной стоимости игроков команд, играющих в автобус, за исключением единственного нападающего

  • отсутствие роста индивидуального мастерства молодежи таких команд

  • потеря сколько - нибудь серьезной конкуренции игроков за место в сборной страны: из атакующих команд вызываются вообще все, а как могут сыграть россияне из «автобусов» ТШ сборной просто не может представить.