7 мин.

Отечественный футбол. Движение в пропасть

Многие говорят о бедах отечественного футбола, мало кто видит корень этих бед, единицы видят пути выхода из ситуации.

Цель блога - изучить и то, и другое и третье в глобальном масштабе.

Футбол как социальное явление, с самого момента рождения является неотъемлемой частью жизни общества, поэтому можно смело утверждать о взаимном воздействии общества и футбола друг на друга.

Степень воздействия определяется масштабом и активностью явления, поэтому очевидным является тот факт, что общество оказало на футбол гораздо более весомое влияние, чем футбол на общество.

Все понимают что футбол как вид спорта уже давно вышел за рамки своего понятия.

Куда идет общество, туда же идет и футбол.

В эпоху капитализма, футбол автоматически определил рынок как основную цель своего движения. Насколько близок или далек футбол от абсолютно рыночных отношений - вопрос времени, но никак не принципа.

Абсолютные рыночные отношения - это отношения когда все предыдущие законы превращаются в формальность, а единственным настоящим законом объявляется прибыль. Выгодно продать игрока - продадим (возможно без учета мнения "товара"), выгодно сыграть договорной матч - сыграем, выгодно купить судью - купим, выгодно объявить клуб банкротом - объявим и т. д. и т. п. у кого на что хватит фантазии, основной момент - выгода, прибыль.

Любому человеку в той или иной мере интересующемуся футболом, очевидно - если футбол придет к "абсолютно рыночным отношениям" он перестанет быть футболом по сути, даже если будет продолжать называть себя футболом.

Наша цель - выявление факторов способных препятствовать движению любимой игры в пропасть и поиск нового ориентира, определяющего развитие фундаментальных основ игры - честных соревновательных принципов.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОСОЗНАНИЕ

На начальном этапе необходимо осознание того, что отечественный футбол движется в пропасть. Чтобы найти способ воспрепятствования фатальному процессу, нужно изучить и понять характер силы, поддерживающей этот процесс.

БРЕНД

Газовый концерн Газпром купил питерский футбольный клуб вовсе не из болельщицких, патриотических или тому подобных соображений. Аналитический департамент корпорации высчитал, что вложение средств в продвижение бренда сейчас, принесет прибыль увеличенную в несколько раз через какой-то промежуток времени. Какой промежуток - знают аналитики, то что бренд принесет прибыль - несомненный факт для любого, мало-мальски думающего человека. Косвенное тому подтверждение - спонсирование известного немецкого футбольного клуба.

Если УЕФА отменит ограничения на владения клубами, высока вероятность того, что на следующий день после этого Газпром выкупит самые именитые и популярные клубы в тех странах, где у него имеются те, или иные коммерческие интересы, как вы уже догадываетесь, вовсе не из-за того, что хозяин Газпрома болеет за упомянутые команды. Для предупреждения недопонимания со стороны болельщиков питерского клуба, необходимо уточнение, что Газпром в этом тексте присутствует лишь условно, на его месте может оказаться любая другая, подобная ему крупная корпорация, но при этом, автор оценивает шансы Газпрома на утрату условного статуса, как довольно высокие и никоим образом не связывает финансовую деятельность концерна с исторически честным именем футбольной команды "Зенит".

Так как мы пытаемся изучить причины, тянущие футбол в пропасть, необходимо поставить вопрос следующим образом: почему же условный Газпром тянет футбол в пропасть, если вкладывает огромные средства в развитие футбольного клуба, пусть и с целью продвижения бренда и получения последующей выгоды? Чтобы понять суть проблемы нужно довести ситуацию, которая создает проблему до логического финала. Предположим: гигантские финансовые корпорации с целью продвижения своих брендов и получения последующей выгоды, продавливают в УЕФА отмену закона об ограничении на владение футбольными клубами (в том, что механизмы давления найдутся или уже существуют, равно как и в том, что рано или поздно это случится, автор не сомневается). Несомненно существуют и другие способы завладения клубами, однако для ясности давайте рассмотрим этот.

Автоматически будут выявлены, несколько крупнейших игроков (условных Газпромов), которые скупят все более-менее приличные футбольные клубы. Что будет дальше несложно просчитать при соответствующем желании. Чтобы сложилось наиболее ясное понимание ситуации, представьте себе Чемпионат Англии по футболу с участием двух клубов. Несомненно что для поддержания атмосферы всеобщего непонимания, в соревновании будет участвовать то же число клубов, что участвует и сейчас, но реально бороться за победу будут только два клуба. С виду это будет футбол, по сути - соревнование финансовых брендов. Остальным клубам уготовлена участь довольствоваться второсортными кубками и медалями. Стоит заметить, что все вышеописанные процессы уже запущенны, незаметными они остаются в силу того, что пока лишь только набирают обороты, однако отдельные примеры можно увидеть уже сейчас.

ЛИМИТ

Нетрудно угадать что произойдет с клубом после лошадиной финансовой инъекции. В первую очередь клуб скупит всех более менее приличных футболистов своей страны под прикрытием того, что создает базовый клуб для национальной сборной, развивает отечественный футбол и тому подобное. Истинная цель все та же - продвижение бренда. Для того чтобы продвигать бренд, нужно побеждать. Чтобы побеждать, нужно создать условия гарантирующие победы. Одним из таких условий, является ослабление конкурентов. Каким образом можно ослабить конкурентов? Ввести необходимые ограничения на покупку сильных игроков. Под благовидной целью - усиление национальной сборной, вводится ограничение на покупку легионеров, посредством обязательного участия в матче не менее половины игроков своей страны. Самые сильные игроки своей страны заблаговременно скуплены инициатором процесса.

Для подтверждения вышеприведенных умозаключений,и читатель сам может задать себе вопрос: кому выгодны нововведения? Ответ очевиден - тому, кто к ним реально готов, будут ли они выгодны неготовым - неизвестно. Для того чтобы ввести лимит, нужно иметь своего человека в соответствующей инстанции. С финансовыми возможностями корпорации, это становится делом техники и времени, но никак не принципа.

После введения лимита образуются два направления процессов - созидательные (приносящие выгоду) и разрушительные (последствия изменений, по закону сохранения энергии: если где-то прибавится, значит где-то в другом месте убавится). С созидательными все понятно - продвижение бренда, получение прибыли. Просчитывают ли аналитики финансовых гигантов разрушительные процессы, вопрос сложный и по нему автор пока не пришел к очевидному выводу, но то что эти процессы обязательно начнутся - факт.

Сила национального футбола той или иной страны определяется в международных соревнованиях - клубных или на уровне сборных. Если в чемпионате Люксембурга есть клуб, который громит всех подряд во внутреннем первенстве, то это вовсе не означает что он реально силен. При введении лимита ослабляются клубы-конкуренты. Для бренда это хороший знак, для национального футбола это знак смерти, потому что в международных соревнованиях эти клубы становятся несостоятельными. Инициаторы введения лимита прикрываются идеей сильной сборной. Их логика такова - чем больше своих игроков, тем лучше они будут играть. На основании той же самой логики можно уверенно заявить: чем больше людей я найму для ремонта своего дома - тем лучше. На деле же выйдет, что огромное количество людей будет с непониманием происходящего смотреть вокруг, или перекладывать неопределенные обязанности друг на друга, до тех пор пока не осознают бессмысленность занятия и не разойдутся.

Для ремонта дома нужна специализированная бригада рабочих, четко знающих свои обязанности, для ремонта сборной нужна команда профессионалов, прошедших огонь, воду и медные трубы настоящей конкуренции.

КОНКУРЕНЦИЯ

Один из руководителей футбольного управления нашей страны недавно заметил, что лимит позволяет выращивать игроков для сборной. Игроков какого уровня, он при этом не объяснил.

Если вы найдете в лесу стаю волков и будете обеспечивать их необходимой для сытого образа жизни пищей, на протяжении определенного промежутка времени, то по прошествии этого времени вы получите не стаю дееспособных хищников, а свору трусливых дворняг, не способную самостоятельно пропитаться. Через некоторое время их уничтожат более сильные хищники, и займут теплое место у кормушки, потом - все начнется заново.

Если в чемпионате Монголии по футболу будут играть только монголы, это не сделает сборную Монголии чемпионом мира.

Если нам нужны сильные волки, нельзя их кормить за "просто так".

Некоторые футбольные аналитики высказывают мнение о том, что просеяв большее количество песка, мы получим большее количество алмазов, мысль о том что сито может иметь дефекты им в голову не приходит. Представьте себе несчастного старателя перерабатывающего десятки тонн песка и совсем не подозревающего того, что он работает дырявым ситом. Логика старателя при этом такова - здесь много песка, значит будет много алмазов. Ровно той же логикой прикрываются инициаторы лимита, а мы, болельщики при этом похожи на сочувствующих, но ничего непонимающих созерцателей бесполезного просеивания.

Ключевой момент - количество алмазов зависит не столько от количества просеянного песка, сколько от качества сита.

Население Испании, сборная которой победила на последнем чемпионате мира по футболу, составляет треть населения России. Лимита в Испании нет, впрочем, как и нет пока корпораций, продвигающих бренды через футбол.

На самом деле лимит есть инструмент продвижения бренда, интересы футбольных болельщиков хозяев бренда не волнуют. Возникает резонный вопрос, что будет если развалить футбол, как способ продвижения бренда? Если не будет футбола, как корпорации будут продвигать свои бренды? Ответ лежит на поверхности, он очевиден - не будет футбола, корпорации возьмутся за хоккей, баскетбол, волейбол и т.д. Наиболее дальновидные корпорации, предвидя крах футбола, уже сейчас начинают прибирать к рукам популярные активы в других видах спорта. Не станет спорта вовсе - это проблема дня завтрашнего, у автора достаточно оснований считать, что движители брендов живут днем сегодняшним.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

P.S. Блог обновляется каждые четыре дня. Для того, чтобы следить за обновлениями нажмите кнопку "Добавить в ленту".