13 мин.

Поле в Мещерском парке – великая красота. Вот его история

Пост волшебства.

Любительское футбольное поле в Мещерском парке, который находится недалеко от МКАДа к юго-западу от Москвы, регулярно попадает в фотоподборки, а поиграть сюда приезжают даже из других стран.

Как появилась эта красота? На что она вдохновляет фотографов? И каково это – играть в футбол прямо посреди соснового леса?

История поля в Мещерском парке: в 2007-м землю выкупил Абрамович, в 2016-м фото разлетелось по интернету

Территория, на которой в 2011-м появился Мещерский парк, была арендована компанией Романа Абрамовича – Millhouse Capital – на аукционе в 2007-м. Как писали «Ведомости», стартовая цена 490 гектаров лесных участков составляла 24 млн рублей, срок аренды – 49 лет. 

Инвестиции в парк оценивались тогда в 300 млн долларов. В проектировании участвовала известный ландшафтный дизайнер Великобритании Линда Берд. Она сделала в парке Центральную поляну и вход номер один.

Главная особенность футбольного поля в Мещерском парке – оно вплотную окружено лесом. Мы узнали, как так получилось. 

– Главный герой парка – всегда был и будет лес. Хотели, не изменяя его сущности, аутентично вписать различные локации, – рассказали Sports.ru в администрации парка. – Есть несколько объектов, которые расположены на опушках и которые были преобразованы в здания, площадки, детские зоны. За счет этого создается необычный эффект – нахождения внутри леса.

При проектировании учитывали корневые системы парка, чтобы не повредить их. В парке нет заборов, искусственных ограждений, используем качественные натуральные материалы. Вместо классического асфальта или брусчатки — гравийный отсев, вместо кирпича — деревянные материалы. Лес здесь был всегда, он пережил войны, пожары, природные катаклизмы, но ничто не испортило его так, как мусор. В 2011 начались масштабные работы по очистке почвы и территории, год спустя появились дорожки, а в 2015 – футбольное поле. 

Любимые локации в парке? Например, Центральная поляна, которая является центром притяжения гостей. Или участки хвойного леса – просто как в сказку попадаешь. В парке каждая дорожка, опушка или площадка сделаны по-особенному. Например, детские зоны все разные. Есть спортивные, есть развивающие, в которых дети могут тренировать органы чувств. 

– Кто строил поле?

– Проект принадлежит компании Sport i Co, производитель множества полей в России. Площадка разработана по стандартам FIFA, размер – 60х40 метров, покрытие искусственное с наполнением из кокосовой стружки. Оно долговечное, очень качественное и некапризное к погоде. Но в зимнее время чистка от снега проходит максимально аккуратно, чтобы не повредить покрытие и защитить от наледи. Работаем ежедневно, а иногда по несколько раз в день (например, осенью во время листопада и зимой во время снегопада).

Также у поля предусмотрены трибуны на 50 человек.

Что за деревья вокруг? 

– Сосновый бор с его ароматами. Также есть березы и лиственницы. Самая красивая картинка – осенью, когда лес покрывается тысячью оттенков. Для этого ничего дополнительно не делали, природа — лучший художник. 

– Когда у площадки появилась известность?

– В 2016 году один фотограф-любитель передал нам первое фото футбольного поля с высоты птичьего полета. В благодарность за создание Парка и площадки согласовал использование фото в социальных сетях. После публикации снимок облетел весь мир, стал фотографией недели на Sports.ru. До сих пор регулярно встречаем фото нашего поля в различных международных рейтингах, например, в топ-100 самых красивых футбольных площадок мира.

В 2018 году, во время проведения ЧМ в России, очень много людей приезжали поиграть, так как знали о поле [из интернета]. Известный мексиканский журналист Альберто Лати тоже был и написал у себя в заметке: «При всем уважении к «Лужникам», поляну в Мещерском превзойти невозможно».

Когда можно поиграть на поле?

– Поле открыто ежедневно с 8:00 до 23:00. До 16:00 в будни и до 12:00 в выходные оно находится в свободном доступе для всех. Можно поиграть бесплатно. С 16:00 до 23:00 – аренда через площадку-агрегатор. Стоимость 1 часа – 3 500 рублей. Бронь гарантирует вам, что вы будете играть только своей командой.

Также поле арендуют для турниров Любительской футбольной лиги, проводились матчи в рамках Детской футбольной лиги.

– Как нашел это поле?  С детьми часто гуляем рядом, катаемся на велосипедах. И неожиданно наткнулись прямо в лесу, – рассказывает Ираклий Шамоян, который регулярно играет в футбол в Мещерском парке. – Видел красивые фотографии в интернете, но не искал специально. Поле очень хорошее. В прошлом году заменили газон, смонтированы новые ворота, обновлена трибуна. Жаль, нет подогрева.

По субботам арендуем – проводим турнир под эгидой ЛФЛ (8 на 8). Началось все года 4 назад – снимали матч на квадрокоптеры. Многие увидели, заинтересовались, захотели приехать – и мы решили сделать турнир с судьями, трансляциями, фотографами. Знаю, что люди приезжали из Химок, Долгопрудного, чтобы поиграть. Хотя им добираться несколько часов. 

Попасть очень просто – заходишь на сайт, бронируешь время и играешь. Только заранее надо – за сутки хотя бы. Изнутри все по-особенному ощущается – не описать, нужно пробовать, чтобы понять разницу между обычным полем и в лесу. Воздух совсем другой. Даже футболистов встречали в парке – они не играли, но спрашивали про поле. Один раз Андрей Аршавин гулял с семьей.

Вообще есть большая проблема с полями в этой части Москвы. Рядом только школьные стадионы, но сами понимаете, там часто соревнования. В лесу еще есть большое поле – для игры 11 на 11. Его можно чуть подремонтировать – стало бы Меккой футбола на западе Москвы. Даже профессиональным командам в таком месте было бы шикарно тренироваться. 

Зимнее фото поля сделал известный аэрохудожник России. Он снимает необычные площадки по всему миру

У Юрия Борщева больше 70 тысяч подписчиков в соцсетях, международные премии (как раз за фото мещерского поля) и десятки крутых снимков необычных спортивных локаций. Например, баскетбольной площадки в Дубае, занесенной песком посреди пустыни.

– Первый раз снял с дрона поле в Мещерском парке в 2018-м. Фотка выиграла кучу конкурсов, жестко разлетелась и стала узнаваемой, – рассказывает Борщев Sports.ru. – Права на нее выкупил американский офис Nike – для печати на футболках. То есть не могу продать эту фотографию конкурентному бренду. 

Подумал: почему бы не сфотографировать поле осенью, когда красивая листва? Потом решил проехаться мимо уже зимой. Сейчас поле стало местом паломничества. Многие ребята, кто тоже летают на дронах, – ездят, снимают. Часто вижу похожие фото других авторов. 

Когда первое фото разлетелось, со мной связались Nike и adidas. Сделали кучу спецпроектов, в том числе на ЧМ-2018. Снимали, как выглядит официальный мяч турнира с дрона. 

– Какие премии выиграло фото?

– Международный проект 35 Awards. Каждый год там проходит большой конкурс в разных категориях: пейзаж, портрет, автомобили, спорт. Была тематика «Осень». Взял первое место, у меня даже диплом где-то валяется. 

– Как вообще появилась идея этой фотографии?

– Изначально просто нашел поле в Google-картах. Там можно зазумиться достаточно крупно. Обычная история: когда еду куда-то, много времени провожу в интернете, чтобы найти необычные спортивные площадки и локации. 

Мой первый снимок в подобной тематике – поле внутри круглого дома в Москве (на улице Нежинская, 13). Про него знал и раньше – решил сделать свой снимок. Его репостнул Юра Дудь* (признан иностранным агентом), и за неделю пришло тысяч 14 подписчиков. Понял, что людям нравятся такие необычные истории.

Сейчас, если куда-то еду, то не для отдыха, а чтобы снять очередное футбольное поле. Например, гонял в Таиланд – ради площадки в рыбацкой деревне. 

– Что привлекло как художника в мещерском поле?

– Я не люблю футбол так, как его любят болельщики. Не играю сам, не болею ни за кого, изредка смотрю какие-то финалы. Мне в футболе нравится не игра, а эстетика и энергетика. Когда стоишь на бровке (а мы много проектов уже сняли для РПЛ и Кубка России) – неповторимые ощущения. 

Еще меня цепляет архитектура стадионов. Например, у «Краснодара». Просто обожаю его. Это самый красивый стадион России. 

Интересно находить площадку в необычном месте. Например, как в Гонконге, куда пока еще не долетел, но планирую. Там поле находится в гетто, его окружает огромное количество разноцветных крыш. Такой паттерн, внутри которого геометрически красивое футбольное поле. 

В Мещерском парке меня поразил вот этот лес вокруг – вплотную к полю.

– Как это вблизи?

– Необычные ощущения, когда ты на футбольном поле, а вокруг – высоченные деревья. И несмотря на то, что рядом МКАД (в полутора километрах), очень тихо. Птицы поют. Приезжал как-то утром – поразился. Как будто в 100 км от Москвы. 

– В итоге ты начал ездить по разным странам, снимая спортивные площадки в удивительных локациях. Расскажи об этом снимке. 

– Это Норвегия, Лофотенские острова. Моя самая мощная эмоция, связанная со съемкой футбольных полей. 

В закрепленках есть видео, как трясущимися руками держу телефон – и рассказываю: «Наконец-то тут». Безумно живописное место: нереальные рассветы, туманы, облака ходят прямо по горам. Едешь среди всего этого, и последнее, что ожидаешь увидеть – футбольное поле. Но при этом знаешь – оно там есть.

Это местная деревня, один из островов которой полностью занят стадионом. Его окружают сушилки для рыбы, запашок так себе стоит. Повезло, что был удачный свет, хотя потом фотку очень долго обрабатывал. Подбирал оттенки. 

– А где это снял? Баскетбольная площадка, занесенная песком посреди пустыни. 

– Дубай. После песчаного шторма. 

Также нашел локацию в Google-картах. Опасался, что песок быстро уберут. Все-таки Эмираты – они там любят чистоту. Но повезло, что убрали только через полгода. Прям технику пришлось пригонять – маленькие тракторы. 

Но главная проблема была в том, что в Дубае запрещено пользоваться дронами без регистрации. Нужно потратить три дня: приехать в местную школу, сдать на права, показать, что умеешь летать. Получить апрув, что не новичок и ознакомлен со всеми закрытыми зонами. Дальше отправлял заявку в бюро дубайской авиации, ждал разрешения. 

Только после всего этого можно летать, но не в коммерческих целях. Продавать эту фотку не могу, но я и не собирался. 

– Следующее фото из Испании. Что это за здание вокруг площадки?

– Католическая церковь. Но это фотография снята не моими руками. Нашел человека в Испании с дроном, заказал снимок, заплатил денежку. Больше в Испании не нашел прикольных полей, которые бы понравились. Решил не летать ради одного фото. 

– Любимое фото, несвязанное со спортом?

– Поезд в лесу. Снято в Германии. Очень дорого стоило – из аэропорта Берлина 10 часов на машине в национальный парк Гарц.

Там ходят старинные модели поездов – в туристических целях. Покупаешь билет на равнине, а он везет тебя в горы. Вокруг елки, от поезда идет пар, очень клево. Знаю, что в России есть похожая история – в парк Рускеалы тоже отправляется старый паровоз, но вокруг нет такой растительности. Просто смешанный лес.

– Как ты пришел к художественной аэросъемке? 

– Друзья подарили дрон, когда выходили первые модели с камерами. Знали, что мне нравится фоткать.

Начал везде брать с собой дрон – на рыбалку, в поездки. Снимал Москву, какие-то фотки покупали для обложки книг. Но в любом случае – это всегда было хобби. Занимаюсь этим не ради денег.

Основная работа – руководитель фото/видеопродакшена. Снимаем для клубов, брендов. 

– Насколько дорого стоит дрон?

– Смотря для чего. Можно купить за 65-70 тысяч и сделать хорошие снимки. Но важно уметь их обработать, потому что между изначальным вариантом и тем, что появляется в соцсетях, серьезная разница. Это несколько часов обработки. Сидишь в Photoshop, цвета подкручиваешь, контрасты и так далее. Вкусовщина. Кому как нравится, кто как умеет. 

Если же мы хотим снимать рекламу и кино, нужны большие дроны – за полтора миллиона. 

– Нужно сдавать на права в России, чтобы управлять дроном? Как это делается в Дубае. 

– Очень жду, что в России появится какая-то аккредитация для пилотов. Сейчас действует просто запрет. В последние два года понятно почему – СВО. Но запрет был и раньше.

Чтобы полетать на дронах, нужно написать в кучу инстанций, в которых с вероятностью 99 процентов откажут. Если вы не РФС, футбольный клуб или какая-то большая организация. Если хочешь поснимать для себя, то шансы получить разрешение – минимальные. 

Было бы хорошо, чтоб у нас стало как в Дубае или Нью-Йорке: где есть четкое понимание зон, ограничения высоты и аттестация. То есть ты не вчера купил дрон, а потренировался, полетал – и уже не так опасен для окружающих. 

– До СВО частные фотографы летали на свой страх и риск?

– Да. Многих штрафовали. Как? Просто подходит наряд на земле, если увидит. Для физического лица штраф – 30 тысяч, для юрлиц – 300 тысяч, по-моему. 

– Сложно управлять дроном?

– Есть разные модели. Например, FPV дроны – спортивные. У них нет стабилизации, они не умеют зависать в воздухе на одном месте, нужно постоянно контролировать их траекторию. Чтобы научиться летать на таких, начинают с симулятора. 

На дронах компании DJI, которые для фото, летать несложно. Они оснащены большим количеством систем, в том числе стабилизации по GPS, по фотометрии (дрон цепляется за картинку под собой и держит равновесие относительно нее). Включаешь, поднимаешься – и камера висит перед тобой.

– Какая сейчас творческая цель?

– Футбольные поля в необычных локациях круто залетают в соцсетях, но они заканчиваются. И у меня появилась идея: создавать самому. Не прям площадки, а купить искусственный газон, нарисовать на нем разметку и разворачивать его в супернеожиданных местах. Например, на Байкале или необычном острове. Чтобы это все было в России.

Обсуждал проект с adidas, но случился ковид, потом они ушли из России. Все равно обязательно с кем-то реализую эту идею.

Телеграм-канал Артема Терентьева

Фото: instagram.com/borsch