8 мин.

Любой приказ, который может быть неправильно понят, будет понят неправильно

Реальная жизнь изобилует плохой организацией управления с помощью побуждений к действию. Например, руководитель указывает подчинённому,  что нужно делать , тот оказывается в опасности проявить «непослушание» не выполняя это поручение.  НО невыполнение приказа, в действительности,   часто состоит просто в непонимании команд или сигналов. Это пример плохой коммуникации или нечеткого управления с помощью указаний, или побуждений к действию.

gh

  Если ваши дети бездельничают и не идут на ваш зов, или вы руководите людьми и вам иногда приходится два или три раза повторять – приказ или инструкцию, прежде чем они будут выполнены, то значит у вас проблемы со стимульным контролем (  контроль за командами или указаниями посредством которых  можно влиять на обучаемого). Разве не случается, что вы говорите: «Я тебе уже однажды сказал, я говорила тебе тысячу раз, не…» (Не хлопай дверью, или не клади мокрый купальник на кровать, или что-либо в этом роде.) Когда сказать один или тысячу раз недостаточно, поведение не управляется указаниями.

Иногда может казаться, что мы обладаем стимульным контролем. Мы предполагаем, что сигналу или команде должны подчиниться, а этого не происходит. Самой распространенной реакцией на это является усиление сигнала. Так, официант не понимает вашего французского? Говорите громче. Чаще всего это не помогает. Субъект должен распознавать сигнал, иначе безразлично, кричите ли вы что есть мочи или даже ревете с помощью усилительной аппаратуры рок-ансамбля, на вас будут смотреть невидящим взором.

Другой реакцией человека на игнорирование условного сигнала является бешенство, которое действует только в том случае, если субъект проявляет преднамеренное непослушание, не давая твердо заученного ответа на хорошо выученный сигнал. При этом иногда, показав характер, можно получить хорошее поведение.

gh

Бывает, что игрок реагирует правильно на указания тренера, но с очень большой задержкой или через пень-колоду. Часто игрок просто не обучен исполнять задание быстро. Без положительного поощрения не только за одно правильное исполнение, но и за серийный ответ на приказ наставника у спортсмена нет шансов усвоить, что успех приносит быстрое выполнения . При этом поведение в действительности не контролируется стимулами.

В обычных в спорте ситуациях обучения, спортсмен знает, что ее или его обучают, и всегда охотно включается в этот процесс. Поэтому  не обязательно дожидаться нужной реакции и дополнительно подкреплять ее. Вы можете  направлять поведение словами: «Делай так. Хорошо. Теперь повтори дважды. Хорошо». Однако в нестандартных ситуациях лучше обойтись без инструкций и (словесных) обсуждений. Eсли вы предполагаете сформировать чье-либо поведение, то очень заманчиво поболтать об этом. Но такие разговоры – могут все разрушить. Если вы говорите: «Ты получишь награду» – за то, что не разбрасываешь одежду, не куришь марихуану, тратишь меньше денег или за что-либо другое, – вы лишь совершаете подкуп или даете обещание, а не истинное подкрепление. Человек не будет курить марихуану не потому что это вредно а только из-за денег, а не будет денег - нет причины бросить наркотик т.е. здоровье не при чем.. .

А чтобы добиться результатов, надо осуществлять формирование поведения, а не говорить о нем. А если вам удалось сформировать чье-либо поведение, то в дальнейшем также лучше этим не хвастаться. Некоторые этого совершенно не понимают и постоянно подчеркивают свою роль – в лучшем случае это проявляется в опеке, а это лучший способ нажить себе в лице игрока врага на всю жизнь.

пр

Кроме того, если тренер помог кому-то улучшить какой-либо навык или избавиться от плохой привычки, меняя в качестве подкрепления собственное поведение, на кого падает основная тяжесть работы? На спортсмена. Умные родители никогда не раззванивают повсюду о том благе, которое они совершили, воспитывая своих, детей. Во-первых, мы все знаем, что эта работа никогда не кончается, а во-вторых, дети заслуживают похвалы – хотя бы за то, что выдерживают все педагогические ошибки, которые мы совершаем.                                                                                                                                                            Для того, чтобы управлять с помощью сигналов, надо сформировать нужное поведение, а затем, когда оно осуществляется, делать так, чтобы оно происходило во время или сразу после какого-либо определенного сигнала. Этот процесс затем становится ключом, или сигналом, поведения.

 

 

Как, например, проходит дрессировка собак. Предположим, что вы заставляете собаку садиться, надавливая на крестец и подтягивая за ошейник. Это безусловные указания, они действуют без обучения. Затем вы подкрепляете любое самостоятельное выполнение собакой этой позы, формируя соответствующее поведение. Делая это, вы произносите команду «Сидеть!», которая первоначально ничего не значит для собаки (конечно, подойдет и любое другое слово на любом языке). Когда собака усвоит, что вам иногда надо, чтобы она села, она иногда станет выполнять это действие во время или после предъявления сигнала, или условного стимула, команды «Сидеть!». В конце концов, она начнет выполнять действие точно в соответствии с тем, что ей приказывают. Теперь поведение находится под контролем приказа, не так ли? Еще нет. Проделана только половина работы. Животное следует также обучить – и это специальная тренировочная задача – не садиться без команды. Установление управления поведением стимулами не является завершенным, пока оно совершается и в отсутствии условного сигнала.

Это, конечно, не означает, что собака должна целый день стоять, пока вы не скомандуете: «Сидеть!». Она может садиться сколько ей вздумается. Однако во время тренировок или работы, когда предполагается использование условных сигналов, «пуск» и «стоп»  должны быть твердо установлены, чтобы выполнение команды было надежным.

Итак, полный контроль с помощью стимулов определяется четырьмя условиями, к каждому из которых следует относиться как к самостоятельному разделу тренировочной задачи, самостоятельному пункту программы выработки.

1 Поведение всегда осуществляется сразу после подачи условного стимула (собака садится, "когда ей приказывают).

2. Поведение никогда не возникает в отсутствие стимула (во время занятий или работы собака никогда не садится спонтанно).

3. Поведение никогда не наблюдается в ответ на другие стимулы (если вы говорите: «Лежать!», собака не должна садиться).

4. Никакое другое поведение не возникает в ответ на данный стимул (когда вы говорите. «Сидеть!» собака не должна ложиться или скакать и лизать ваше лицо).

пр

В работе на тренировках полезно, чтобы для всех участвующих  были одни и те же ключи и сигналы, чтобы не только дрессировщик, но и другие люди могли вызывать данное поведение. Поэтому дрессировщики склонны строго следовать традициям в использовании условных стимулов. Во всем мире лошади под седлом начинают движение, когда вы толкаете их пятками в бока, и останавливаются, когда вы натягиваете поводья. Верблюды в зоопарке Бронц ложатся, когда слышат команду «Каш!», даже если рядом с ними никого нет, включая их дрессировщика, говорящего по-арабски; и любой человек знает, что надо сказать, чтобы верблюд лег.

 Много похожего есть  и в занятиях со спортсменами. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами поощрения. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться поощрением. Эти законы  просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации и очень похожа на игру, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным. Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело  свои способности - одно удовольствие.

gh

Такие одаренные воспитатели не нуждаются в руководстве, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных, кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или игроком, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу. Обучение с позитивным поощрением  – это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление – будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное» – то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

... в моменты великих социальных напряжений люди, усвоившие определенную точку зрения на события, исповедующие определенную идеологию, не всегда имеют возможность углубить эту точку зрения — они должны действовать сейчас, немедленно. В бою не до вопросов. В бою вопрос — чаще всего преступление. В бою выполняют приказы. Вопросы можно задавать во время передышки...