6 мин.

Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой

лв

 

Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, насколько вредны такие действия. Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

 

лр

Всемирный день леворуких впервые отмечался 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного за два года до этого. Главная задача и самого клуба, и праздника — привлечь внимание к проблемам левшей, а также к тому, что детей-левшей по-прежнему стремятся переучивать, прежде всего приучают писать правой рукой, что вызывает стрессы и понижает успеваемость учеников. Главная проблема в том, что почти все предметы обихода, кухонные принадлежности сконструированы под правую руку, левше сложно ими пользоваться, поэтому приходится приспосабливаться.   Но в обычной жизни часто приходится использовать правую руку тоже.

По разным данным от 10% до 30% населения Земли - не такие, как остальные: они - левши. Причем отличие их вовсе не просто зеркальное. Если у правшей ведущая правая рука чаще всего сочетается с ведущим правым глазом и ведущим правым ухом, то у левшей эти сочетания куда более разнообразны. Даже мозг их устроен несколько иначе, чем у праворукого большинства, и это относится, как выяснилось, не только к доминированию правого (а не левого) полушария, но и вообще к принципам функциональной организации. Леворукость — это навсегда! Обучение левшей несколько сложнее, чем других детей. Им труднее ориентироваться, где лево, право, выше, ниже. Нередко у них возникают сложности с чтением, письмом, математикой. Например, многие детки-левши пишут справа налево, зеркально. Они рассеянны, не могут сосредоточить внимание более чем на 20 минут, но такое бывает и с правшами. С самого детства левша чувствует себя не таким, как все, и это нормально. Он действительно отличается от других, так как у него более развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, память, ритм и восприятие музыки, ориентирование в пространстве и сферу чувственности. При этом левша обычно более эмоционально восприимчив. Также замечено, что переученные левши намного медлительней праворуких, поскольку им постоянно приходится контролировать себя. С другой стороны, функциональная организация мозга левшей может способствовать развитию творческих способностей, и неудивительно, что среди них множество гениальных музыкантов, архитекторов, художников. В качестве примера можно вспомнить Леонардо да Винчи, Микеланджело и Чарли Чаплина, а также знаменитого лесковского Левшу. Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

 

лр

 А как же в спорте? "Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых. А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (баскетбол, бокс, борьба, волейбол, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями. Связи между правой и левой стороной мозга быстрее у левшей. Это означает, что у левшей информация передается быстрее, что делает их более эффективными при работе с несколькими стимулами. Исследования показали, что если левша повредит свою доминирующую руку, он научится владеть другой рукой легче, чем правша.

лр

А как же переученные леворукие?  Переученные в детстве люди в стрессовый момент или от неожиданности, непроизвольно используют левую руку вместо правой. Это происходит неосознанно.  Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны. Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Они более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках". В моей тренерской практике, было много таких укрытых леворуких игроков. И действительно, если не работать на этой проблемой дополнительно, развитие спортсмена идет не так интенсивно , как у чистых леворуких и праворуких. Часто такой переученный игрок не мог результативно завершить простой бросок с левой стороны кольца. Особенно в стрессовой ситуации. Больше работая на тренировках правой рукой и вроде научен, атаковать левой (не так хорошо, правда), но в стрессе, нет уверенности, и промах влияет на дальнейший тренировочный процесс. Боязнь атаки, потеря активности и интереса к играм.. Как правило, такие игроки любят тренировки и ищут причины меньше играть или заранее стараются найти отговорку своих неудач.

 

Для тренера важно определить "руковую" ориентацию игрока. Чем раньше, тем лучше. Ведь в юном возрасте очень важна , например, наглядность. Правильность техники броска по кольцу зависит, как тренер покажет его. Для леворукого спортсмена необходимо показывать, именно, бросок левой рукой. Работая в группе праворуких, юнному левше сложно "зеркально" повторять технически сложные движения. С взрослыми игроками, необходимо терпеливо работать над слабой левой рукой. Увеличивая сложность, повторяемость и интенсивность правильных движений и бросков.  Больше поощрять, но и мотивировать работы над собой. При систематической работе, проблему можно решить в течении 1.5 - 2 месяцев. Но периодически необходимо выполнять базовые упражнения.

 

лр

 Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

 Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.

Молодой солдат задает сержанту вопрос: — Почему по команде "Шагом марш!" движение начинают именно с левой ноги? — Дурак! Потому что с двух ног шагать никак нельзя!