5 мин.

Спящему не достанется ничего, кроме снов /С Уильямс/

 

У людей разный подход к спорту, кто-то видит в нем развлечение, кто-то борьбу, соперничество, конкуренцию, противостояние, а кто-то и вовсе войну. Каким должен видеть его спортсмен, к чему он должен готовиться? Только к победе и никак иначе. В противном случае он должен заняться не спортом, а чем-то другим. Вот такая внутренняя установка — биться за победу, всегда давала возможность человеку проявлять сверх усилия, задействовать весь свой потенциал, и тогда побед у нас будет больше. Мне вот вообще не понятно, как в спорте можно без характера и силы духа обойтись. Ведь как можно побеждать без правильной психологической установки, которая не предусматривает поражения ни в коем случае. Я конечно знаю, что далеко не все спортсмены и тренера сегодня такие.   Но спорт спортом, есть же еще и обычная жизнь людей, в которой тоже должны быть правильные внутренние установки. А правильная внутренняя установка – это установка на победу, иначе ни уверенности, ни успеха в жизни не видать.  

cl

Для одних победы – это цель жизни, мечта, самореализация, для других – тусовка, возможность покрасоваться, доказать кому то свою силу. Кто то просто рад побыть вместе с победителем , почувствовать нужность кому-то, а для некоторых – способ улучшить свое материальное положение. В общем то неважно, по какой причине ты попал в группу, бьющуюся  за победу. А вот, сколько сил ты готов отдать команде для победы, можешь ли идти до конца и, будь что будет – наверное, главный вопрос. Ведь от этого зависит получишь ли ты то , к чему стремишься. Это один из важных моментов в спорте, хотя, конечно, сильная мотивация может провоцировать страх. Тренер не  волшебник с волшебной палочкой , он не может в один момент удалить страх перед соперником или вселить уверенность в победе. Чтобы что-то изменить, необходимо регулярное воздействие в течение определённого периода времени.                                                           

Игра – это то что завершает процесс подготовки. Это результат, к которому стремятся все. Это  критерий оценки твоей работы.   Тренер тоже часто занимается удовлетворением профессиональных амбиций, самоутверждается за счет игроков. За счет их здоровья, и физического, и психического. И, разумеется, очень жестко мотивирует  на победу на соревнованиях, играх — любой ценой. Даже плохо подготовленных, неважно. Умри, но сделай. Порви всех! Иначе — грош тебе цена, ты будешь слабаком и лузером.  Не знаю, насколько это правильно. В день Х необходимо дать знать спортсмену, что он умеет все необходимое и знает, как делать. Не надо стремиться сделать лучше обычного, необходимо выйти и сделать как нужно.

сд

Главные средства воздействия тренера на игрока — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Мотивировать команду перед выходом на площадку необходимо. Но есть кратковременная и долговременная форма мотивации игроков. Крик, грубое отношение, не редко использование не нормативной  лексики,  которые призваны побудить активность и где то  агрессию игроков вызывают бурную ответную реакцию. Иногда это помогает встряхнуть команду и заставить ее быть более боеспособной и повлиять на результат игры. Но чаще, это  не контролируемый расход энергии и это может привести к психологическому и физическому  истощению спортсменов, что ставит под вопросом  конечный результат. Тренер может вызвать состояние повышенного возбуждения у спортсмена  если, давая установку на игру , будет излишне требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное требование высказать «досрочно» и в такой форме, которая не допускает даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!» В результате такой «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала. Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать.

                                           

сд

Долговременную мотивацию же, воспитывают в течении всего тренировочного процесса. Это не простой и трудоемкий процесс.  Мотивированность без соответствующей работы над базовыми аспектами теряет смысл. Существует масса упражнений для повышения уровня ответственности  каждого игрока за результат. Межличностные отношения  между игроками помогают дополнительно почувствовать плечё своего товарища  .” Один за всех и все за одного” , “В единстве сила”. “Один в поле не воин”. Если правильно организован тренировочный процесс , такая ответственность перед коллективом особенно действенна. Для тренера важно научиться пользоваться  и одной и другой формой мотивации. Но базовой, конечно, является работа над долговременной мотивацией.

Характеризуя соперника действительно сильного, надо детальнее всего остановиться на его слабостях и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у игроков излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих пред игровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность.  Следует избегать общих фраз. Постараться поставить, понятные всем, знакомые по тренировкам, конкретные  задания и напомнить способы их выполнения.

Честный, порядочный тренер думает прежде всего о том, чтобы его воспитанники получали пользу от тренировок и соревнований. Чтобы  игроки гармонично развивались, укрепляли, а не подрывали здоровье, чтобы приобретали навыки, которые им понадобятся в дальнейшей карьере и жизни. Чтобы учились ставить цель и идти к ее достижению, последовательно и упорно. Чтобы учились побеждать свою слабость, страх, неуверенность, лень, расхлябанность. Это главное, на что действительно нужно мотивировать игроков.  

Мама, укладывая детей спать, так рявкнула, что соседи сверху тоже расстелили постель и легли спать.