6 мин.

Профессиональная команда - Чем меньше знаний, тем проще заблуждения

Изучая процесс организации и  развития профессиональных команд, полезно точно определить в чем их особенность?  Руководителям, тренерам, начинающим этот процесс, важно избавиться от некоторых стереотипов и заблуждений, порой присутствующих в нашей среде. Рассмотрим некоторые из них.

Harden

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения -В команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка.

 Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели.

Что необходимо сделать

Сформировать у сотрудников и игроков  готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым «вызовам» во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего - Лидерам.

 

кф

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения -В команде не бывает конфликтов.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Конфликт – это источник развития, необходимый для создания энергии и определения областей не оптимальности в работе.

Что необходимо сделать

Научить игроков правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия. 

 

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - В команде всегда  высокая сплоченность.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной философии, единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время, присутствует и средний уровень конфликтности, основанной на различиях в индивидуальных особенностях спортсменов, амбициозности и последовательности лидеров, постоянной тяге к качеству и инновационности. 

Что необходимо сделать

Научить членов команды ориентироваться на задачу как на «Солнце» профессиональной команды. Сделать правило своевременного достижения цели   законом для всех. Создать неуемное желание новых достижений.Осознать и сформулировать единую Философию. Изжить «двойные стандарты», подрывающие уважение и доверие друг к другу.

 

кф

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения -Лидеры – это те, кого считают «своими» в команде.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Лидер - это тот, кто наиболее соответствует Философии Команды, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью.

Что необходимо сделать

Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех игровых формаций.

 

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

В условиях дефицита времени это невозможно, в первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать – полностью разделяют принятое решение и считают его своим.

Что необходимо сделать

Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач.      Сформировать доверие к лидерам – руководителям, тренерам, игрокам. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям.

 

кф

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - В команде решения принимают большинством.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Не зависимо от процедуры принятия решения (консенсус, по большинству, по меньшинству, на основе экспертного  мнения, авторитарно), окончательное решение – решение тренера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно, доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру).

Что необходимо сделать

Научить игроков активно участвовать в процессе принятия решения (создание процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как  данность, как руководство к действию. Научить игроков навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров.

 

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - В команде превалирует коллективная ответственность.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Коллективная ответственность в команде основывается, прежде всего, на высокой личной ответственности в соответствии с  требованиями рабочих мест и стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку.

Что необходимо сделать

Сформировать у игроков навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур.  И научить нести ответственность взятым на себя обязательствам.

 

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - Лидеров назначают или выбирают.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Лидеры появляются, прежде всего, сами, как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники Команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные. Административный ресурс (назначение) передается лидерам как признание их авторитета менеджментом Компании.

Что необходимо сделать

Формировать кадровый резерв из игроков готовых принимать решения   – «победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих Командной Философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью.

 

кф

Встречающиеся «стереотипы» и заблуждения - Для команды наиболее важно сохранить целостность, сохранить состав.

Как это реализуется в профессиональной команде на самом деле

Безусловно, это важно. Но если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи как текущие, так и стратегичные.

Что необходимо сделать

Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегичные, а не удобные решения.

 

Таким образом, мы делаем три основных вывода:

1.            Профессиональная команда – группа единомышленников-профессионалов, обладающих единой целью, четкой иерархией, стандартами взаимодействия и функционально-ролевой специализацией (то есть, определением кто, что и в какой момент делает). 

2.            Формирование эффективной команды – длительный и кропотливый процесс. Для выхода команды на уровень продуктивной работы  необходимо от 6 месяцев для решения текущей задачи и от 3 лет для стратегической.

3.            Одним из важных элементов  является каждодневный планируемый  процесс командообразования, постоянный контроль за выполнением   поставленных задач и возможность свободного общения членов команды.

nba

Основные задачи командообразования:

1.            Создать у всех участников процесса единое понимание словосочетания «профессиональная команда».

2.            Сформировать систему оценки эффективности команды.

3.            Сформировать первичные умения командной работы:

•             Развития привлекательности общей цели для каждого члена команды.

•             Планирования процесса командной работы (определения перечня действий, формата результата по каждому действию, планирования и контроля  времени).

•             Распределения ролей в командной работе в соответствии с требованиями задачи.

•             Создания и развития лидерской позиции в команде.

•             Определения стандартов взаимодействия между членами команды на различных этапах решения задачи .

Стоит также отметить, что в большинстве случаев, командообразование рассматривается как процесс повышения качества взаимодействия. При этом особый упор делается на определение командных ролей.

nba

Команда живет, когда действует. Соответственно, процесс обучения должен позволять команде решать, используя полученные знания и навыки, определенный перечень задач: креативных, рутинных, управленческих . С ограничением времени на выполнение, в изменяющихся игровых ситуациях, в условиях физических рисков. 

 Закон новшества Мерфи - Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который может прыгнуть на семь футов, а не семь человек, прыгающих на один фут.