10 мин.

Как имидж не меняй, а менталитет всё равно выдаст

Работая в спорте высших достижений особое значение имеет МОТИВАЦИЯ , а для этого необходимо понимать что движет спортсменом, что заставляет его тяжело работать на тренировках и где предел его стремлений. В этом смысле ярким примером являются сербские молодые игроки. Для них Спорт это возможность (часто единственная) добиться материального благополучия для себя и своей семьи. И сама возможность тренироваться с хорошим специалистом является запредельной мотивацией, что позволяет концертировать свою энергию исключительно на том что бы быть лучшим. Мы слышим, что виноват тут сербский менталитет. Так что же это такое национальный менталитет? Часто слышим, но не до конца понимаем. Для меня как тренера есть разница в способах работы с людьми разного менталитета. Поэтому я нырнул в дерби интернета и из разных источников выбрал несколько интересных, как мне кажется, мыслей.    

  Национальный менталитет — это тот культурный контекст, в котором мы росли, воспитывались и живем сегодня. Это то, что значительно повлияло на формирование мышления каждого из нас. А значит, и на те решения, которые мы принимаем каждый день.

 Что же такое национальный менталитет и из чего он состоит? Национальная психология, национальный характер, национальный менталитет — понятия схожие. Из определений, которые дают ученые, мне нравится следующее: «Национальный менталитет — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ». Национальный менталитет состоит из двух уровней. Первый — генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем. Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное. Около шестидесяти тысяч слов и выражений только литературного языка свидетельствует о богатстве, необходимом нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских — жестов, мимики, пауз, сильное интонирование речи — выдают тот же правополушарный тип. Изменить генетику мы не можем, но можем к ней приспособиться. Чтобы быть эффективным, этот хаос творчества необходимо загонять в рамки рациональной дисциплины. Второй уровень национального менталитета — приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить. По мнению многих исследователей, русское этническое самосознание основывается на таких концептах, как духовность, смирение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия. Определений много. И действительно, тема национального менталитета большая, объемная и многоплановая. Лао Цзы говорит: «Для того чтобы понять большое, надо разделить его на малое. Тогда мы сможем этот предмет изучить, понять и, в случае необходимости, изменить». Можно разделить наш национальный менталитет на три главные составляющие, которые мне кажутся ключевыми с точки зрения эффективности, и проанализировал бы именно их:

  • стратегия избегания как мотивация;

  • скромность;

  • стремление к халяве.

Первая особенность национального менталитета — стратегия избегания как мотиватор поступков. Один руководитель рассказывает: «Взяли нового сотрудника . Я не понимаю! Я все ему дал для работы, замотивировал, показал перспективы, а работа не идет, хотя и отношусь к нему как к человеку. Начинаю «давить» — начинает работать». Растерянность руководителя можно понять. Он считает, что сотрудником движет то же, что и им, а именно — достижение цели. Это же в большинстве случаев не так. Существует две стратегии: стратегия достижения и стратегия избегания. И большинство людей придерживаются как раз второй. Два игрока играют в одной команде. Один работает, чтобы его не уволили. Другой — чтобы быть лучше и быть лучшим. Кто из них достигает цели? Оба. Оба достигают цели. Действительно, первого не увольняют, а второй попадает в сборную команду страны . Но согласитесь, какие разные результаты. А в основе этих результатов — две разные мотивации, две разные жизненные стратегии. Человек достижения сам формирует события в жизни. Человек избегания склонен реагировать на внешние сигналы. Идет по улице человек. На улице светит солнце, и у него хорошее настроение. Но вот на улице пошел дождь, и ему стало грустно. Второму — что солнце, что дождь — все хорошее настроение. Первым управляет жизнь. Второй управляет своей жизнью. Неудивительно, что вторые становятся руководителями, а первые — исполнителями.                                                                                      За этим простым примером стоит сложная система мотивации человека. Психологи утверждают, что два базовых человеческих инстинкта являются наиболее мощными мотиваторами поступков: сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения. Причем сексуальный инстинкт понимается шире, чем просто стремление к половому акту. Это стремление расширить зону своего влияния на большее количество людей. В каждом человеке сосуществуют два этих инстинкта. Но лишь один из них доминирует. Психологи утверждают, что у лидеров превалирует сексуальный инстинкт, стремление к расширению влияния, доминированию. Это формирует стратегию достижения. Мотиватором же большинства людей является инстинкт самосохранения. Не трогают — мне хорошо. Бьют, толкают, пинают — надо переместиться туда, где не трогают. Люди достижения сами ставят себе цели и достигают их. Исполнителям же цели ставят, и они, как правило, работают на достижение чужих целей. Потому то мы и видим, что такие люди быстро устают, с утра без кофе прийти в себя не могут. Конечно, их надо пинать. Это и не удивительно, ведь они работают не на себя. Почему же так происходит? Почему такое поведение характерно именно для нашей страны? Обратимся к исследованиям ученых. До середины XX века не было человека, который бы получил Нобелевскую премию за исследования в области психологии. Но один ученый все же смог это сделать. Им стал британский антрополог Джеффри Горер. А исследовал он не что иное, как загадочную русскую душу. Как и многие другие исследователи, Горер замечал, что русский человек склонен к тому, что мы рассмотрели как стратегию избегания. Он хотел понять, почему же так происходит?

Горер открыл, что причина русского национального менталитета кроется, как это ни удивительно, в способе пеленания младенцев. Исследователь полагал, что для русского народа характерна традиция плотно пеленать и укутывать младенцев, начиная с их появления на свет. Физиологическая поза новорожденных — согнутые ручки и ножки. При тугом пеленании их выпрямляют, что дискомфортно для малыша. И как бы ребенок ни бился и ни старался освободиться, ему это не удастся . Жесткое пеленание формирует психологию подчинения, стратегию избегания. Именно поэтому психологи предлагают отказаться от традиции ради благой задачи — воспитания свободолюбивой, независимой личности. Заметим, что в западной культуре принято одевать младенцев как взрослых сразу после рождения. К великой радости производителей детской одежды. Также на Западе распространено так называемое свободное пеленание, когда младенца кладут в своего рода конверт, наподобие спального мешка, в котором младенец может свободно шевелить ручками и ножками. Однако тугое пеленание — это не исключительно русское ноу-хау. В самой Америке детей некоторых американских индейцев туго пеленали. Современные психологи считают предположения индейцев верными: тугое пеленание приучает к подчинению, дисциплине, подавляет волю. Оно формирует хороших исполнителей, но плохих лидеров. Конечно, пеленание на Руси было вызвано не столько воспитательными мотивами, сколько экономическими. Одежда для новорожденного — это роскошь, а пеленка ему будет впору даже в полгода. И в том, что детей туго пеленали, историки тоже видят экономические причины: бедные матери были очень заняты и не могли подходить сто раз к ребенку, чтобы его укрыть. Как утверждал Горер, дети в России лишь непродолжительное время пребывают вне пеленочного плена, а именно — в момент купания и игр. Долгое время пассивности и кратковременная активность формирует особенность русского характера: долго терпеть, находиться в апатичном состоянии и потом сделать мощный кратковременный рывок. Думаю, что этим же можно объяснить нашу привычку делать все в последний момент.                                        Сегодня меньше матерей прибегают к тугому пеленанию. Но даже если этот фактор становится менее значимым, традиция стратегии избегания передается. В основном через моделирование — копирование поведения сначала родителей, потом окружающих людей на стадии формирования личности. Национальный менталитет — феномен инертный. Изменить его можно только осознанно подходя к собственному поведения. В общем то с этим можно соглашаться или нет, но очень сложно найти и воспитать спортсмена -  лидера, разнопланового и активно реагирующего на изменениие ситуации.                                                                                                                            Вторая особенность, которую бы мне хотелось выделить в контексте российского национального менталитета, — это скромность. Как уже говорилось, исследователи характеризуют русского человека как смиренного. Достоинство это или недостаток? Всем нравятся люди, которые не выпячивают свои достоинства. Те же, кто кичится своим умом, деньгами, успехами, вызывают скорее отторжение. Скромность — прекрасное качество. Оно украшает человека. Или мешает человеку достигать успехов? Образу симпатичного скромного человека противопоставляется карьерист, высокомерный выскочка. Из-за этого создается неадекватный образ лидера и лидерства как такового. Чем же так раздражают люди подобного поведения? Они выставляют свои достоинства напоказ. Тем самым намекая, что другие хуже? Рассмотрим на примере сказок. Устное творчество, которое передавалось из поколения в поколение, можно называть выражением народного мировоззрения. Возраст многих сказок измеряется тысячелетиями. И каждая сказка — это метафора, несущая определенную философию поведения. Колобок — одна из традиционных русских народных сказок. Какой смысл мы можем из нее извлечь? Испекла бабушка колобок, он уходит из дома в поисках непонятно чего. Встречая зверей на своем пути, он хвастается своей ловкостью и в конечном итоге становится жертвой насилия. Смысл понятен: осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. Но ведь можно объяснить и иначе. Идти, искать нечто новое — плохо. Не выделяйся, а то не поздоровится. Но кому нужен скромный спортсмен?                                                                                                                                                                                                                                                                                           Tретий  параметр национального менталитета, а именно — стремление к халяве.  Особенность нашего национального менталитета — ожидание жар-птицы, щуки и прочей мистики. Вера в чудо формирует неадекватную картину мира и мешает человеку добиваться успеха. Зато помогает объяснить, почему не получилось. Халява — это стремление брать. Причем бесплатно.. А чудо — это халява. Или стремление получить нечто, не прилагая собственных усилий.. У халявы есть еще одна особенность: она достается моментально. Фриц Перлз, знаменитый гештальтерапевт, называет этот феномен отсутствием фрустрации и считает чрезвычайно вредным для развития человека. Представим себе сына богатых родителей, которые любят и заботятся о своем ребенке. Но понимают это по-своему. Потребности ребенка удовлетворяются быстрее, чем появляются. Что происходит с человеком, если его кормят, когда он еще не голоден?                                                                                                                       1.Он жиреет                                                                                                                                    2. Он не получает удовольствия от еды, потому что не проголодался.                                                    Полезным же для развития человека Перлз называет временную фрустрацию. У меня чего-то не было, я приложил усилия, у меня это появилось. Психологи рекомендуют развивать это понимание у детей с самого раннего возраста. А для этого необходимо создавать ребенку проблемы. Маленькие и логичные, которые он сможет, прилагая собственные усилия, разрешить и получить удовольствие от результата. Это формирует уже другую жизненную стратегию: все зависит от меня.

Мы с вами разобрали некоторые особенности национального менталитета. Поговорили о том, что для российского менталитета характерна стратегия избегания, ожидание чуда (в лице жар-птицы, щуки, золотой рыбки и прочих представителей волшебной фауны) и непонимание социальных ролей. Так что же делать со всем этим?

Можно ли изменить черты мышления, наработанные годами? Мое личное убеждение — да. Но для этого необходима самодисциплина. Психологи говорят, что 98% нашего поведения обусловлено привычками. То есть тем, что мы делаем на автомате. Внедрить плохую привычку — это всегда пожалуйста. Изменить плохую привычку на хорошую сложно, но можно.

Приучить себя ложиться и вставать в одно время. Регулярно заниматься спортом. Приходить на встречи вовремя. Чистить ботинки с вечера, а не перед выходом. Наконец, мыть посуду после еды, а не до. Есть разные мнения на то, сколько формируется привычка: от 21 дней до 3 месяцев. Здесь имеется одно главное правило: меняйте постепенно. Если вы решили поменять в себе все и сразу, скорее всего, через несколько дней перегруза организм просто откажется играть по новым правилам. Поэтому нужно уподобиться улитке, которая ползет на гору Фудзи: делать по чуть-чуть. Получать результат и брать новое маленькое задание. Идти по ступенькам, а не прыгать через пролеты. Выберите для себя один параметр и начните менять. И меняйте себя на здоровье, а вместе с собой и окружающих вас людей.

Немного о менталитете: К нам в контору приехали два немца. Пришлось мне их развлекать. Идём втроём по улице. Подходит мужичок, просит закурить. Даю ему сигарету. Мужичок благодарит, уходит. Немец(шок): — Это твой друг? — Нет, впервые вижу. — Тогда почему ты дал ему сигарету? — Он хотел курить, сигареты у него закончились, он попросил — я дал. Пауза. — А как часто такое происходит? Для вас это нормально? — Вобщем, да. Если вежливо попросили — обычное дело! Длинная пауза. Немец: — А у нас(в Германии) никто не попросит. Второй немец: — И никто не даст…