4 мин.

Баскетбол и темперамент 1

 Мы поговорили о том с чего начинается комадообразование в баскетболе. Конечно, можно себе придумать любую схему.  Все будет зависеть от каждого игрока , от каждой боевой единицы. Но нет таких комбинаций , что бы мяч сам залетал в кольцо. Это все, делают те, кто находится на площадке. От того какой характер и возможности спортсмена будет зависеть кто победит. Самое интересное, что почти всегда остается вопрос: Кто на что способен??… но часто это неизвестно даже самому игроку…

 

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. У каждого человека  есть свои особенности психической деятельности, свой темперамент. Так что же это такое? Темперамент - это характеристика человека, а именно: темп,  быстрота, ритм, интенсивность этих психических процессов и состояний. Он определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. В то же время темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества - здесь мы в состоянии самостоятельно развить наши задатки, превратить их в способности или забыть о них. Способность делать выбор и брать на себя ответственность за него - это показатели развитой личности, а не проявления характеристик темперамента. Знание же собственного типа темперамента во многом упрощает процесс познания себя, принятия своих проявлений и, как следствие, выбора собственного стиля жизни. Обычно выделяются три сферы проявления темперамента: уровень обшей активности, особенности двигательной сферы и уровень эмоциональности.                                                                                                    

Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой — природной и социальной. Здесь можно выделить две крайности. Один тип людей отличается своей явно выраженной вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью, быстротой в действиях. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами.                                                                                                                                                                                          Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости                                                                                                                                                                            Эмоциональность - выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости.   

     Еще древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темперамента, разделив людей на четыре группы. Он считал, что поведение человека зависит от преобладания определенной жидкости в организме: крови, флегмы, черной или желтой желчи Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции.  В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их .                                                                                                                                                         Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.            

 Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.                                

 Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.                                                           

 

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.                                                             Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика — поспешность решений.    

                                              

12

Ну и вернемся теперь к нашей модели. На каждой позиции для нас важно чтобы был игрок с определенными качествами. Позиция 1- преимущественно  сангвиник, мотор команды, позиция 2- холерик, исполнитель, позиции 3-4-5 флегматик, аккуратный и настойчивый.                                                Понимая манеру поведения  учеников гораздо проще подобрать форму и способ подачи информации для эффективного обучения. Ну и конечно же, при ограниченном времени подготовки к сезону (это я уже о взрослой команде) все эти нюансы имеют большое значение.                                                                       Ну и напоследок   тренерский анекдот.

   Учительница обращается к маме одного ученика:" Ваш Моня плохо пахнет, его надо вымыть!» На что получает ответ:" Моню не нужно нюхать, Моню нужно учить!»