6 мин.

Трудности учат, боль учит, а счастье и покой – нет

Механизм образования команды в юном возрасте, так же как и селекция, оказывает огромное влияние на становление игрока. Прежде всего, это как воспитание ребенка, которого нужно готовить к взрослой жизни. И надо четко понимать, что его ждет. Взлеты и упадки, жесткая конкуренция (и с легионерами тоже) за место в составе, которая часто выходит за границы площадки, победы и поражения, травмы, горькая правда, сладкая лесть, правильный выбор…… 

Все сначинается от тренера. Работая в Польской Федерации Баскетбола тренером – координатором сборных команд, моей обязанностью было отслеживать динамику развития молодых  баскетбольных талантов в клубах. Целью было  постараться найти причину понижение спортивного уровня баскетболисток за последние несколько лет.  Был проделан огромный oбьем работы, собрана база данных игроков, произведен анализ травм полученных за последние 2 сезона, произведены психологические тесты спортсменов. Мне здорово помогли российские специалисты из Калининградского Университета, Люберецкого “Триумфа” и результату получили очень интересные и во многом неожиданные. Мне было проще понять проблемы, потому что дочь играла в команде из Познани которая последние 8-10 лет доминировала в польском женском молодежном баскетболе но практически единицы играли на высшем уровне. Ну и что же нам открылось :                                                                     

 Во первых- селекция проходит примерно так. Приходит молодой , амбициозный тренер приходит с целью сразу выиграть все и всех. И его интересуют  в первую очередь кто лучше двигается, понаглее сверстников (т.е. чаще всего акселераты в своем возрасте) и именно их тренер окружает особым вниманием  И такое решение тренера может иметь несколько не очень хороших последствий: понижение требовательности к игрокам, отказ от тренировок игроков которым уделяется меньше внимания ( чаще всего малоподвижным и не таким еще сообразительным), примитивизация  тренировок и в перспективе невозможность игры на высшем уровне. Конечно страдает качество командных действий в защите и нападении и тд. и т.п. Ну и получаем игрока маленького роста ,который может играть только на позиции разыгрывающего но недостаточно техничного не умеющего играть в пас который привык к поддержке тренера неспособного к конкуренции.  Это такой типичный пример.  Похожая ситуация  и с другими позициям – умеет играть под кольцом но не хватает роста с периметра –нет броска и нет скорости и высоких слабая координация и не любят контакта .(Помните что я пишу о Польше?)  А когда на сборах сборной Польши, где я был главным тренером, я увидел молодежную сборную Польши по волейболу, то количество высокорослых игроков поразило!!! И комментарий их тренера что большинство мол ваших, из баскетбола… (волейбол это наш серьезный конкурент !!!)  В Польше произошло значительное сокращение баскетбольных клубов с 18-20 до 9-11 в разных возрастных категориях. Те что побогаче пытаются переманить детей из других регионов страны (правила это позволяют)  тем самым убирают конкурентов, проще выиграть чемпионат, что дает финансовые дотации,  но понижает уровень подготовки игроков к “взрослой” жизни. Не редки результаты матчей с разницей 40-50 очков!! Потом удивляются результатам международных турниров :-а почему все плохо, мы ж такие классные?!!   

  Во вторых -  Оказалось, что в большинстве клубов внутри команды нет конкуренции, все места поделены и заняты. Зачастую, важнее кто сколько забьет а результат - вторичен...   На нового игрока оказывается такое давление местными, что не дает ему возможности нормально развиваться . И в этом случае тренер становиться зависимым от игроков, заложником ситуации иногда не он решает, как тренироваться или играть.                                                                                                                                  В профессиональном же спорте правила другие, поэтому после такой подготовки трудно ожидать готовности биться за место в составе за победу в матче. Конечно, проще ввести лимит на иностранцев и будешь играть не повышая своего уровня.  Для меня важно понимать почему так получается, что в команды мастеров приходят молодые люди слабо представляющие что их ждет во взрослом спорте. Потому что принимая решение работать с ними все эти проблемы становятся  моими тоже. Но только партнерская ответственность за этот процесс может принести  результат, удовлетворение   и успех.                                                                                                             

В работе  тренера чрезвычайно важны СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ЧЕСТНОСТЬ. От этого зависит доверие, понимание ответственности и, в конечном итоге, эффективность работы. На Западе проще завоевать доверие, если ты подтверждаешь свои слова действием, а подопечный понимает, что это ему выгодно, то работа идет полным ходом. Так проще и быстрее можно добиться результата. Игрок прогрессирует гораздо быстрее, но там есть и свои проблемы, которые позволяют достигнуть высшего уровня только единицам. Только преданные спорту, настойчивые и упрямые пробиваются через конкуренцию. Проследив историю выдающихся спортсменов, оказалось что большинство из них это выходцы из маленьких городков, неизбалованные родителями и интернетом, пережившие дворовую конкуренцию или дети родителей больших спортсменов (которые, передав гены успеха, сызмальства готовили свои чада к лишениям  большого спорта). 

ек

 Конечно множество вещей должно совпасть для того, чтобы подготовить чемпиона. А в командных видах спорта игроков больше чем один, Тяжелая работа на тренировках подразумевает честность, она не любит халтуры  и отлынивание от обязанностей. Физиологию не обманешь и, не смотря на развитие спорта, мышцы и скелет остались такими же, какими были всегда. Часто слышу, что дети стали слабее, психологически неустойчивыми, позже созревающими, не готовыми к большим нагрузкам и т.п.  И для тренера это означает, что работать нужно более внимательно и последовательно. Конечно, кто работает ответственно, кто выполняет все указания тренера вправе ожидать максимального эффекта. И если его нет, то это рождает разочарование. Маленький человек видит и замечает гораздо больше, чем мы думаем.  Окружающая среда формирует его понятие о справедливости и честности. Кому больше внимания уделяется, как состав команды выбирается, первая пятерка, почему кто-то играет меньше, а кто-то больше.  Большинство тренеров любят работать со спокойными детьми и часто ершистые игроки выпадают из команды, но именно из таких сорви-голов впоследствии вырастают серьезные спортсмены.                                                                                                                                                             Привыкнув к определенным правилам детского спорта молодой человек вступает во взрослую жизнь. И тут его ждет неприятный сюрприз. Теперь уже нужно все решать самому. Самое тяжелое – сказать правду самому себе, реально осенить свои возможности. И оттолкнувшись от этого продолжить работу над собой! Ведь если не сделаешь этого, то могут пропасть столько лет пахоты на тренировках и сборах. А если личный опыт подскажет не тот путь, то добиться хорошего результата чрезвычайно сложно.

В жизни самый хороший учитель — это опыт. Берёт, правда, дорого, но объясняет очень доходчиво!                                                                                                                                                           А время уже не вернешь и когда получаешь шанс заиграть в хорошей команде,  ты не готов бороться за место в составе, за каждую минуту игрового времени и теряешь эту возможность, дорога на верх становиться трудной и  часто невозможной. Конечно, роль тренера ключевая и каждый наставник заинтересован в ХОРОШЕМ игроке или в том кто может им стать. И именно здесь интересы пересекаются и дальше – это уже партнерство с обязанностями, доверием и ответственностью.                                                                                                                               

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину. — Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь: Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил. — А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил. — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.