4 мин.

Фируджа – король Сент-Луиса: в рапид, блиц и в классику, а 30-летним пора на пенсию!

Алиреза Фируджа – король Сент-Луиса 2022! Тот, кто больше всего хотел победить, стал в итоге первым. Француз прилично рисковал, стремительно делая ничью с Максимом Вашье-Лагравом в 9-м туре, но Непомнящий сперва не смог сломить сопротивление Ниманна, а затем уступил Алирезе на тай-брейке. Как ни странно, это – первая победа в супертурнире для 19-летнего гения.

Со стороны нынешний Sinquefield Cup представляется своего рода прощанием (говорить о похоронах еще слишком рано) с прежней элитой. Все те ребята, которые творили историю предыдущее полтора десятилетия, медленно, но верно сходят с шахматной сцены, уступая дорогу молодым, жадным до побед, игрокам. 39-летний Аронян, 38-летний Домингес, 37-летний Мамедьяров, 34-летний Накамура, 32-летний Непомнящий, 31-летний Вашье-Лаграв и всего-то 30-летний Каруана, да и чемпион мира Карлсен, которому вот-вот исполнится 32 года, во многом «выработали свой ресурс». Они все еще на коне, возглавляют рейтинг-листы и решают между собой, кому из них становиться чемпионом мира, но их гегемония и тотальное превосходство постепенно сходит на нет.

И если всего год назад Фируджа представлялся каким-то молодым волком, который в одиночку противостоит целой стае, теперь за его спиной встало юное племя, готовое свергнуть прежних вожаков, занять их место!

Будущий победитель отнюдь не был идеален. Что в рапиде, что в блице, что в классике он далеко не сразу выходил на первые роли, начиная с невнятных ничьих, проигрывал, но его заряженность на успех и готовность сражаться до последнего патрона, в какой-то момент начинала брать свое. Фируджа не выигрывал «чистые» партии, они были полны ошибок и недоразумений, и сыграй в какой-то момент его соперники иначе, все могло закончиться и катастрофой для возмутителя спокойствия. Но они не играли, не находили, не переступали через черту, и получали! Нечто подобное в конце 1950-х творил Михаил Таль, вызывавший огонь на себя изобилием некорректных жертв и комбинаций. Все были горазды находить в них дыры и опровержения, но… уже после того как часы остановлены, и ничего изменить в партии нельзя. Так и сейчас – зрители недоумевающе смотрели на показания компьютера, считавшего, что Алиреза вот-вот проиграет, а потом на противоположный результат самой встречи. Но смотреть надо было на его горящие глаза и просто наслаждаться игрой.

Этот парень фонтанировал, выдавая «на гора» ходы, которые вызывали у публики эмоции. Ради этого, кажется, люди и смотрят спорт. Надо понимать, для Фируджи шахматы – это не какая-то логическая задача с исходным решением, для него это борьба, поединок… Ты его или он тебя, победа или смерть! Да, можно восхищаться как Со идеально утюжит позицию, выискивая малейшие нюансы, выводит совершенство, но глубоко символично, что Алиреза буквально отбойным молотком разбил его стройную логику, и отобрал первое место.

Даже жаль, что в ближайшие полгода, вплоть до Вейк-ан-Зее, – в который еще не факт, что он будет приглашен после прошлогодней выходки, – ему будет просто негде себя проявить. В прошлом году у него была «большая швейцарка», а вслед за ней командный чемпионат Европы, в которых он прибавил 50 очков рейтинга и стал вторым шахматистом мира.

Конечно, это может произойти только в наших фантазиях, но было бы здорово увидеть всех будущих звезд, главных героев шахматного мира, в одной битве: Фируджу, Абдусатторова, Гукеша, Эригаиси, Сарина, Прагнананду, Магсудлу, Кеймера, Якуббоева, Синдарова, да и нашего Есипенко, которому только 20. Ну и, конечно, Ниманна, как теперь без него?

А что до поколения 30-летних, торопиться списывать их не станем. В конце концов, когда в течение десятилетия тебе каждый день надо доказывать, что ты лучший, трудно играть все до единой партии на разрыв аорты, ты неизбежно начнешь экономить силы, и вписываться в общий стандарт, на который очень скоро станет тошно смотреть, не то что играть. Они не отдадут свое место просто так, и будут биться до последнего.

P.S. Кстати, программа Сент-Луиса еще не исчерпана. А теперь – шахматы Фишера!