4 мин.

Евгений Бареев. Призвание – секундант!

Евгений Бареев родился 21 ноября 1966 года за Уралом, в небольшом городке Емажелинске, что в Челябинской области. Он вырос в учительской семье: папа – преподаватель русского языка и литературы, мама – воспитательница. Шахматы в семье любили, играть научил отец, оттачивал же свое мастерство он в боях со старшим братом, Володей.

Учеником 4-го класса он сделал ничью в судьбоносном для себя сеансе одновременной игры против известного тренера, – и его позвали в Москву в знаменитый спортинтернат №9. В нем будущий гроссмейстер провел семь лет. Занимался у известных педагогов: Абрама Хасина, Михаила Юдовича, Рудольфа Кимельфельда. Вместе с ним «гранит» шахматной науки грызли будущие – секундант Каспарова Юрий Дохоян, комментатор Сергей Шипов, участница матча на первенство мира Алиса Галлямова.

Большой шахматный талант Бареева проявился довольно быстро – в 1982 году он стал чемпионом мира среди кадетов. А первый крупный успех во взрослых шахматах пришел через три года, когда он, студент института физкультуры, имея самый низкий рейтинг среди всех 18 участников, выиграл турнир первой лиги, и прорвался в святая святых – чемпионат СССР. И уже там, сходу чуть было не сотворил еще одну сенсацию. Только поражение в последнем туре не позволило ему занять место на пьедестале! Как потом выяснилось, ничья делала его вторым, ну а победа – давала дележ первого.

Все обозреватели отметили боевой дух дебютанта, бесстрашно пошедшего на большую игру в решающей партии. В целом по карьере за Бареевым закрепилась слава сильного позиционного игрока, но он никогда не избегал остроты, и прекрасно ориентировался в головоломных осложнениях. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь «жаловаться» на то, что он не в состоянии посчитать позицию дальше, чем на два хода вперед.

В 1989 году Бареев стал гроссмейстером, и это словно придало новых сил – произошел качественный скачок, прорыв на новый уровень. Всего за год он из «одного из многих» превратился в элитного шахматиста с рейтингом под 2700. Победа в Дортмунд-опен, в отборочном турнире GMA в Москве, круговом в Марселе стали прологом к «бронзе» на чемпионате СССР, по итогам которого он попал в сборную СССР на олимпиаду!

В Нови-Сад он поехал всего-лишь вторым запасным, как в свое время Каспаров, а после него – Крамник. Но «олимпийский чемпион в составе сборной Советского Союза» – это был статус, который Бареев тут же начал подтверждать высокими результатами.

Гастингс, Пардубице, Леон, Тилбург, Вейк-ан-Зее. Список турнирных успехов в первой половине 90-х можно продолжать долго. Евгений играл много и успешно. В том числе и в России, где дважды (1995 и 1997 годах) был близок к победе в чемпионате страны, но оба раза уступал «золото» Петру Свидлеру. Разумеется, все эти годы Бареев, бывший в мировой десятке, «с запасом» входил в сборную России, выиграв с ней три олимпиады 1994, 1996, 1998 годов, плюс несколько командных чемпионатов мира и Европы.

Перешагнув 30-летний рубеж, у него наметился некоторый спад в игре, но он испытал себя в качестве секунданта в матче на первенство мира. Его помощь Володе Крамнику была поистине бесценной, – и принесла тому сначала титул чемпиона мира в битве с Каспаровым (2000), а затем драматическую, но успешную защиту против Леко (2004). По мотивам двух этих матчей он вместе с Ильей Левитовым написали книгу – «Записки секунданта», в которой описали атмосферу сражений за шахматную корону изнутри.

На этот период приходится второй всплеск в карьере Бареева. Он добрался до финала Кубка мира ФИДЕ (2000). В 2002-м выиграл супертурнир в Вейк-ан-Зее и был в двух шагах от матча с Крамником, уступив лишь на тай-брейке в 1/2 финала претендентского цикла в Дортмунде. Были победы в Энген-ле-Бэне, в быстром зачете «Амбер-турнира» в Монте-Карло. А в 2005 году Бареев снова стал претендентом, правда, ненадолго.

Уже тогда, в середине 2000-х, стала проявляться его тяга к преподаванию: не случайно он закончил институт физкультуры по классу «преподавание шахмат» и связи со своим первым педагогом Хасиным никогда не терял. Евгений возглавил детско-юношескую комиссию федерации, открыв детскую «школу Бареева» для самых талантливых детей страны. Он возглавлял спортивную дирекцию и был главным тренером сборных команд страны. А в 2010-м оказался капитаном мужской сборной на «серебряной» олимпиаде в Ханты-Мансийске. Впрочем, всего через год он ушел с капитанского мостика.

В 2015 году в жизни нашего героя произошел еще один крутой поворот – Бареев решил перебраться из России в далекую Канаду, в Торонто, где живет по сей день. Он активно тренирует, пишет книги (так, вышедшая в 2019-м по-английски «Скажи нет шахматным принципам» удостоилась массы похвал) и, конечно же, продолжает играть. Канадский гроссмейстер представлял сборную кленового листа на олимпиадах 2016 и 2018 годов, и наверняка, не случись всемирного локдауна, играл бы за нее в Москве в 2020-м.

Евгений Ильгизович Бареев встречает свое 55-летие в прекрасном расположении духа. Он активен, бодр и продолжает делиться с нами своей жизненной мудростью.