11 мин.

Меняю всех! Дэнни Эйндж пытается превзойти Сэма Хинки

Почему Дэнни Эйндж обменял Джеффа Грина и Брендана Райта?

Со стратегической точки зрения, для «Селтикс» в этом сезоне был лишь один вопрос – обменяют Рэджона Рондо или нет. Сохранение Рондо означало бы попытку перестроиться на ходу – обменять молодых талантливых игроков и уже накопившиеся драфт-пики на состоявшегося игрока или игроков, что будут бороться за победы в ближайшем будущем, по примеру «Лета Эйнджа-2007».

Обмен же Рондо на драфт-пики и относительно молодого Краудера означает одно – полную перезагрузку, и из текущего состава в долгосрочной перспективе рассчитывают только на самых молодых. Также играет роль и то, что Дэнни Эйндж не хочет рисковать потерять кого-либо, не получив ничего взамен, или же забить платежку на годы вперед в обратном случае, делая ставку в первую очередь на тех ветеранов, что имеются в составе сейчас. А ставка на набор Рондо-Грин-Райт-и-далее-по-списку за $30M+ в год, с точки зрения результата выглядела сомнительной – см. процент побед в текущем сезоне.

И раз уж Эйндж обменял Рондо, никого не должно удивлять, что следующими оказались и Джефф Грин (которому к началу следующей регулярки исполнится 29 лет), и тем более Брэндан Райт (28). И далее по списку... Все, кто высказывался в том духе, что Эйндж сошел с ума, обменяв Грина, опоздали на месяц. Если он сошел с ума – то обменяв Рэджона Рондо. Все, что последовало далее (и еще последует) – лишь логичное следование выбранной стратегии.

Самое время вспомнить об опции игрока у Джеффа Грина на последний год, о которой не уставал напоминать Doctor56 - она одновременно и вселяла неуверенность в том, что Грин останется на следующий сезон, по крайней мере, на приемлемых для руководства команды финансовых условиях, и несколько уменьшала его трансферную стоимость – ведь сейчас от него гарантированы только полрегулярки и плей-офф в случае выхода туда.

В такой ситуации, пик первого раунда, истекающие контракты Тейшоуна Принса, необходимого для прохождения сделки по зарплатам, а также Остина Риверса – нормальная цена за контракт Грина. Потому что получить где-то больше едва ли было возможно. Сравните с недавним обменом Мозгова, в контракте которого есть опция команды на следующий год, и было получено два пика первого раунда – один от того же «Мемфиса», другой от «Оклахомы».

Контракт Брэндана Райта – и вовсе истекающий без каких-либо условий, в игру «Селтикс» Райт вписался не очень удачно, да и в будущем в «Бостоне» рассчитывают на троих других бигменов, что играют сейчас на детских контрактах. 8-9 очков + 4 подбора в трех последних сезонах в «Далласе» и 3+2 в «Бостоне» после этого... И у Райта возникает вопрос, зачем оставаться в этой команде, а у команды – стоит ли ему переплачивать с такой отдачей. Понятно, что «Миннесота» в ближайшие два сезона не выйдет из числа 12-ти худших команд лиги, и полученный за Райта защищенный драфт-пик первого раунда превратится в два драфт-пика второго, но два драфт-пика в самом начале второго раунда – это то же самое, что удалось выручить за Джордана (14+3+6) Кроуфорда. И эти драфт-пики получены без обязательств взять на себя контракт Джоэля Энтони (пик второго раунда драфта-2016 от «Майами», будем считать, получен за МарШона Брукса).

Кто следующий на обмен?

Все кто истекает, не проходит по возрастному цензу и за кого можно выручить хотя бы драфт-пик в середине второго раунда, становятся в очередь. Если Дэнни Эйндж не обменяет кого-то из них, то скорее всего потому, что не найдет ни одного варианта. Вот три главных кандидата на обмен в порядке убывания их трансферной стоимости: 1) Брэндон Басс – потрясающий профессионал в расцвете сил и с истекающим контрактом, который пригодится многим сильным командам. 2) Маркус Торнтон несколько дороговат, но при обмене в дедлайн придется оплатить всего треть его зарплаты, и если кто-то нуждается в универсальном скорере на позиции атакующего защитника – этот вариант стоит рассмотреть. 3) Джамир Нельсон – опытный разыгрывающий с небольшим контрактом. Не уверен, что за него кто-то отдаст драфт-пик второго раунда, но Эйндж в этом хотя бы удостоверится.

Несколько меньший шанс быть обменянным: Эван Тернер. С одной стороны, имеет очень небольшой контракт. С другой – этот контракт имеет продолжительность всего в два года, а к началу следующей регулярки Эвану исполнится 27 лет. И если Эйндж не воспринимает Тернера как будущее команды, то он не будет ждать, пока контракт Эвана станет истекающим.

Еще меньший, но все же: Эйвери Брэдли. Задешево его не обменяют, потому что он 1) еще молод и прогрессирует 2) только перед этим сезоном подписал четырехлетний контракт. Хотя, если Эйнджу предложат за него хороший драфт-пик... Ну, сами знаете.

Джей Краудер становится ограниченно свободным агентом летом 2015-го. Саллинджер и Зеллер – в 2016-м. Олиник – в 2017-м. Смарт с Янгом – в 2018-м. Никому из них, как и Брэдли, нет и 25-ти (только Зеллеру исполнится на днях). Все они – ограниченно свободные агенты, то есть при желании команда может сохранить каждого. Именно благодаря молодости и возможности рассчитывать на них в долгосрочной перспективе, их трансферная стоимость, у каждого – по-своему, высока. Но и смысла их менять после обменов Рондо и Грина – почти нет.

Что получил «Бостон»?

С драфт-пиком «Финикса», полученным за Райта, все просто: если «Миннесота», ведомая Рубио, Мартином, Пековичем и Янгом Уиггинсом, Мухаммадом, Дженгом и Беннеттом, в следующем сезоне вдруг не покажет результат уровня нынешнего «Нового Орлеана», (то есть, на 99%) в «Бостон» отправятся два их драфт-пика второго раунда – того же 2016-го и 2017-го годов. Также с вероятностью в 99% номер этих драфт-пиков, уж точно 2016-го, будет начинаться с цифры «3».

С обменом Грина все сложнее. В команду приходят Тейшоун Принс и Остин Риверс, которого Эйндж взял в заложники включил в обмен, чтобы попытаться обменять его к отцу в «Клипперс» (естественно, на драфт-пик), но тот не смог собрать деньги для выкупа найти четвертую сторону для обмена, которая предоставила бы для Эйнджа еще один истекающий контракт, который он бы мог обменять на драфт-пик второго раунда и другой истекающий контракт, который он бы мог обменять на драфт-пик второго раунда и другой истекающий контракт, который... О! Да это же алгоритм работы генменеджера «Бостон Селтикс» №3! (№1, №2) Впрочем, Остина в Клипперс, как и Тейшоуна в любую другую команду, Эйндж еще попытается обменять (А что? А вдруг?)

Кроме того, как главный актив в сделке, «Бостон» получает драфт-пик первого раунда от «Мемфиса» 2015... Нет, 2016... Или, 2017... Так, тут что-то совсем сложное. Разберемся по-порядку. В обмене Джона Луэра на Морриса Спейтса, Джоша Селби и Уэйна Эллингтона, «Мемфис» задолжал «Кливленду» драфт-пик первого раунда, который они смогут отдать через два года после того, как исполнят более ранние обязательства перед «Хьюстоном» отдать другой драфт-пик первого раунда за то, что получили Шейна Баттье и Иша Смита за Хашима Табита и ДеМарре Кэрролла. Через два года – потому что нельзя отдавать в обменах собственные драфт-пики первого раунда два года подряд. Обязательства перед «Хьюстоном» за обмен 2011 года были исполнены на драфте-2013 (после череды обменов Андре Роберсона выбирал уже Сэм Прести).

Стало быть, в 2015-м драфт-пик «Гриззлис» наконец-то отправится к «Кавальерс»? Нет – как упомянуто выше, «Кавз» обменяли его на Тимофея Мозгова. Ладно, значит, «Мемфис» отдает драфт-пик «Денверу» в 2015-м и мы можем наконец-то перейти к пику «Бостона»? Проблема в том, что этот пик 2015-го настолько изощренно защищен, а именно на выборы 1-5 и 15-30 в 2015-м и 2016-м, что скорее всего отправится в Денвер в 2017-м, где, как и в 2018-м, он защищен только на выборы 1-5. Разве что, в 2015-м или 2016-м «Мемфис» не попадет в плей-офф, во что, при всей силе Западной Конференции, не верится.

А в «Бостон» идет следующий пик первого раунда, который «Мемфис» может отдать, то есть через те же два года после того, как свой пик получит «Денвер» – на дворе будет уже лето 2019-го, а Джефф Грин будет готовиться отмечать свое 33-летие. В утешение болельщикам «Бостона» может быть то, что Заку Рэндолфу к тому моменту давно будет 37, как и Тони Аллену, Майку Конли – 31, А Марку Газолю – 34, так что «Мемфис» вряд ли отдаст «Бостону» драфт-пик в конце первого раунда. Хотя, кто знает этих Газолей – они в 34 всякое могут...

Что будет с «Бостоном» дальше?

Что касается этого сезона. Не то, чтобы команда потеряет в результатах очень много, но на фоне избавившегося от Джоша Смита «Детройта», начавших побеждать «Шарлотт» и держащейся сносно «Индианы», перед «Бостоном» открылись перспективы получить очередной высокий драфт-пик – «Нью-Йорк», «Филадельфию» и «Миннесоту» уже не обогнать, но с «Орландо», «Ютой» и «Лейкерс» бороться еще можно! В настоящий момент, помимо «Селтикс», еще шесть команд умещаются в проценте побед от 31,6% до 38,5%, а это – разница между шансами в 37,8% оказаться в топ-3 драфта и наиболее вероятным пятым пиком у худшей команды, и 4% оказаться в топ-3 и наиболее вероятным десятым пиком – у лучшей. Угадайте, где хочет оказаться ГМ любой перестраивающейся команды?

На позиции стартового разыгрывающего Брэд Стивенс, кажется, пришел к кандидатуре Эвана Тернера, а позицию стартового легкого форварда вместо Грина занял играющий потрясающе Джей Краудер, хотя далее можно ждать и возвращения в старт Смарта (а Краудера – на скамейку, а то, чего доброго, наработает на щедрый контракт). И Смарт, и Краудер, да и Тернер в последнее время играют здорово. Но обмены Рондо, Грина (а может быть, и последующие) не могут не сказаться на результате, и нескольких побед в сезоне»Селтикс» не досчитаются. Как сказал бы Адам Сильвер, это не танкинг, это необходимый, в целях дальнейшего развития команды, обмен опытных игроков на будущие активы, который может, но не обязательно, привести к недостижению командой планируемых ранее результатов в регулярном сезоне, и, как следствие, к улучшению позиций в драфт-лотерее.

Что касается будущего. Ну что, расчистили платежку (даже с Джеральдом Уоллесом, Джамиром Нельсоном и продлением Краудера в сумме выйдет около $40M на 11 игроков), теперь подписываем элитного свободного агента летом и вперед? Крайне сомнительно. ЛеБрон Джеймс is not walking through that door. ЛаМаркус Олдридж is not walking through that door. Джимми Батлер is not walking through that door. Марк Газоль is not walking through that door. Кевин Лав is not walking through that door. Рэджон Рондо... Кхм. Все, на что может рассчитывать «Бостон» – переплатить максималкой какому-то игроку, которому откажет в этом своя (или любая другая) команда. Конечно, это может оказаться и Чендлер Парсонс, а может – и Эрик Гордон. Лично я – за выпускника Бостонского Колледжа Реджи Джексона. Другой вариант – оплатить несколько средних контрактов (Джо Дюмарс поднимает большой палец вверх, Бен Гордон и Чарли Виллануэва наперебой кричат, что они как раз будут свободны летом). Но мне больше всего нравится третий вариант – продолжить хинкинг и принимать чужие контракты в обмен на еще больше драфт-пиков второго раунда!

Что ждать «Мемфису» от Джеффа Грина?

Уверен, что Джефф Грин отлично подойдет «Гриззлис». Не секрет, что позиция легкого форварда на протяжении нескольких лет – самая или даже единственная проблемная у «Мемфиса». Неизменная четверка Атос-Портос-Д’Артаньян-Арамис Газоль-Рэндолф-Аллен-Конли расположилась на четырех остальных позициях, перешедший год назад из «Бостона» Кортни Ли, как и Аллен, натуральный атакующий защитник, хотя в этом сезоне они выходят вместе с Тони в стартовой пятерке вместе. Джефф Грин – готовый играть в старте легкий форвард, который тоже при необходимости может играть и атакующего защитника, и, что чаще, и для «Мемфиса» важнее – тяжелого форварда.

Грин подходит «Мемфису» не только потому, что закрывает проблемную позицию, но и потому что должен здорово вписаться в их стиль игры. Это не болл-стоппер Гей, что отнимает мяч и руководящую роль у Газоля и Конли, влияние которых на игру в атаке с момента ухода Руди заметно возросло. Джефф Грин, как прекрасно знают болельщики «Бостона», наоборот, неохотно принимает роль человека №1 на паркете, даже если является самым результативным игроком в команде. Зато он только раскрывается в команде с отличным движением мяча. Угадайте, кто в «Бостоне» потерял в результативности больше всех после обмена Рондо? Джефф Грин. 19,6 против 13,0 – минус 6,6 очков в среднем за игру. Точно так же в прошлом сезоне с возвращением Рондо Грин набирал на 2,2 очка в среднем за игру больше.

Один из самых атлетичных форвардов в лиге добавит в игру «Мемфиса» красок в виде слэм-данков с аллей-упами. Его универсальность даст, пусть и не на элитном уровне, но одновременно набранные очки и с трехочковой дистанции (давняя проблема «Мемфиса», сейчас 28-е место по соотношению 3PA/FGA), и в проходах под кольцо (и здесь «Мемфис» не в лидерах лиги, 23-е место), и в отрывах (также 23-е), и бонусом – в пост-апе, если Рэндолф с Газолем захотят передохнуть.

Грин дает именно то, чего «Мемфису» не хватает, вписывается как последний недостающий кусочек пазла. Он не звезда НБА и не главный человек в команде. Но в «Мемфисе» он может стать тем, кем так и не смог стать в «Бостоне» – элитным дополняющим игроком в элитной команде.

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Jim Davis/The Boston Globe