5 мин.

Песок

«Из этих инвалидов же песок сыпется». «Пенсионерам сначала в плей-офф бы пройти». «Второй раунд – их потолок». «Что им делать в финале? Песком посыпать паркет, чтобы соперники поскальзывались?» Таких мнений о «Бостоне» в этом году было достаточно. Шон Пауэлл с сайта nba.com вообще прямо заявил, что «Бостон» – главный враг того прекрасного, что есть в баскетболе и должен был сразу уступить Джеймсу место в финале против Дюранта, а не мусолить все 7 матчей.

Большинство вообще не ожидало видеть «Селтикс» в финале конференции против фаворитов чемпионата «Хит». И любители покритиковать потом скажут, что по дороге к этой серии «Бостон» всего лишь прошел «Атланту» без Хорфорда, «Филадельфию», занявшую место «Чикаго» без Роуза, а потом не справились с «Майами» без Боша.

И немногие из таких экспертов вспомнят, что этим «Селтикс» пришлось менять планы пять раз по ходу этого короткого сезона. Планам увидеть Пирса как игрока скамьи не суждено было сбыться из-за аневризма аорты Джеффа Грина. Пока Грин получал свою ученую степень по теологии (кстати, пару недель назад он выпустился из Джорджтауна – поздравим его и ждем в следующем сезоне), на позиции легкого форварда пришлось задействовать, например, такого игрока как Саша Павлович. Который, как выяснилось, может играть в режиме «не-портит-кашу-павлович». Гарнетт должен был иметь возможность играть по легкому графику, используясь на позиции форварда. Запястье Джермейна заставило Кевина впервые со школы играть центрового.

Потом человек, который должен был страховать фронкорт – Крис Уилкокс – также выбыл из состава, и снова из-за сердца (вы еще сомневаетесь, какая часть тела самая рабочая у «кельтов»?). Бедный Крис всю карьеру маялся в слабых командах и переходил в «Бостон» в надежде впервые в карьере сыграть в плей-офф. Увы, не получилось. Но Уилкокс попал в плей-офф. Он – «кельт», а значит он с командой дошел до седьмой игры финала конференции.

Пришлось укреплять позицию центровыми сомнительного происхождения. Фраза «Шон Уильямс будет подменять Райана Холлинза, пока Грег Стимсма травмирован» могла бы ввергнуть в отчаяние любого. Но только не тогда, когда у тебя в составе лучший центровой Востока. Гарнетт к концу регулярки обосновался в этом статусе.

Четвертым ударом стало сотрясение мозга нашего поузи-12 Пьетрюса, случившееся всего матч спустя травмы Рэя Аллена. Пришлось бросать на обескровленную позицию зеленого (во всех смыслах) Эйвери Брэдли, самого молодого игрока команды. И вдруг человек, которого до того все называли неподходящим для игры в НБА, стал одним из важнейших элементов команды. Доку пришлось четырежды перекраивать схемы состава. И видимо, кому-то сверху захотелось, чтобы он кроил их снова – на третий раз вывихнутое плечо Брэдли не выдержало. Извини, Рэй. Мы знаем, что у тебя остеофит в голеностопе и тебе больно ходить. Но нам больше некого ставить в состав.

В таких условиях многие команды развалились бы. «Селтикс» не валятся и доходят до финала конференции, обыграв значительно более молодые, быстрые, агрессивные и голодные команды. Хотя нет, пожалуй, «голодные» стоит зачеркнуть. Такими мотивированными бостонцы не были, возможно, с чемпионского года.

Некоторые аналогии с 2008 годом прослеживались и сейчас. Одним из козырей тех «Селтикс» была самоотверженная игра скамейки, от Поузи до самого дальнего конца. Мы помним, какие прекрасные матчи – лучшие в карьере – выдавали в том плей-офф Поув и Хауз. В этом году качество запасных было заметно ниже – но кто упрекнет в плохой игре «бегущего человека» Холлинза, сдружившегося с Рондо Дулинга или лояльного Дэниэлса? Игроки, от которых все в лиге отказались, делали (за минимальную зарплату!) все, что могли, чтобы вывести «Бостон» в такую высокую стадию плей-офф.

«Да ну, «Хит» 4-0 разнесет пенсионеров. Ну максимум те одну игру в Бостоне зацепят, когда нового песка завезут», – язвили перед серией многие (явно не из среды болельщиков «Бостона»). И они, в общем-то, правы. «Хит» по атлетической готовности, по пиковому состоянию своих звезд, по способности вытянуть игру за счет личных умений сильнее «кельтов». Когда ЛеБрон сосредоточен и зол, он играет на уровне, который «Бостону», увы, уже не доступен. И если бы у «Хит» был такой же характер, как у «Селтикс», они бы выиграли в 4 встречах.

Но у них такого характера нет. По крайней мере, пока – с каждой такой закаляющей серией они (пишем «они», подразумеваем «он») этим характером обзаводятся. У «Бостона» же, как говорит тренер соперника, «чемпионское ДНК» (на самом деле, «чемпионская», но мы простим безграмотного Спо?).

Эта ДНК есть не только у команды, но и у болельщиков. Они не понимают, как можно проиграть, потому злятся, ругаются и выливают пиво на королевских особ. Для «зеленых» не бывает периода перестройки, не бывает слива ради пика, не бывает трехлетних планов по попаданию в финал, не бывает минимальных задач, не бывает «бронзовой радости» от попадания в финал конференции. Но бывает гордость за свою команду, которая из последних сил, но бьется. Вы слышали когда-нибудь о «Bobcats Pride»? Или «Thunder Pride»? Или хотя бы «Pistons Pride»?

Те, кто упрекал фанатов «Селтикс» за то, что многие рано покинули свои места, не видели, как Гарден провожал свою команду на последний бой в Майами.

Бостон не смирится с поражением даже тогда, когда это поражение уже случилось. Другое знаменитое бостонское скандирование «Beat LA» появилось в седьмой игре финала конференции 1982 года, когда болельщики «Бостона» провожали «Филадельфию Сиксерз» в финал против ЛАЛ таким напутствием. Мы проиграли? Так докажите, что мы не зря вам уступили право играть в финале. Мы проиграли? Попробуйте проигрывать так же, как это делаем мы – когда упрекнуть не в чем. Мы проиграли? Мы вернемся в следующем году, такие же или обновленные, здоровые или играющие через боль, молодые или опытные, с разыгрывающим, с корнерменом или с центровым во главе – но все равно те же самые: зеленые, чемпионские, кельтские, злые, бьющиеся до тех пор, пока щиты не станут красными (не от крови, конечно, от финальной сирены).

Из такого песка можно делать самый дорогой хрусталь.