3 мин.

Дешевые кредиты и последний футбольный проект Моуринью

Я думаю, Рома — последний футбольный проект тренера ЖМ. Судя по тому, куда и как он движется, следующим этапом станет переход в беспримесную торговлю воздухом. Что сейчас таковым искусством следует признать? Наверное, дешевые кредиты, то есть раздачу новых долгов для погашения старых. То есть работа в секторе фиктивного капитала, как эту форму, а вернее, возраст капитализма обозначал Маркс. 

Дешевые кредиты — это работа харизматиков. И тренер ЖМ выдающимся образом работает харизмой в Риме. ЖМ взял у американских капиталистов Фридкиных кредит для Ромы. Народ Ромы возвращает этот кредит энтузиазмом. Все участники сделки живут чувством, что этот долг легко вернется. И дело не только в том, что тренер ЖМ подписывает классных  в прошлом игроков. Это уже плоды, следствия всеобщего энтузиазма. Отделить себя от других, противопоставить себя другим это, как мы знаем из истории цивилизации, быстрейший способ разжечь костер энтузиазма. 

Что бы ни случилось с тобой, любое собственное затруднение нужно интерпретировать как результат действия подлого врага. Это не так просто. Нужно быть постоянным и вместе с тем изобретательным. И тогда люди не то чтобы поверят в то, что это и в самом деле так, они оценят именно что твое постоянство и изобретательность. Преданность в конечном счете. Мы же не верим в то, что актеры больше не поднимутся со сцены после того, как они принимают порцию яда в финале самой знаменитой драмы Шекспира. Мы плачем (если плачем), оценивая их самоотречение, полноту проживания фантазийного действия. 

Рим хорошо разбирается в сценических зрелищах. Он отвечает воодушевлением на все, что делает Моуринью, в сущности, в закрытыми глазами, наблюдая то, что происходит на поле. 

Я посмотрел 15 минут матча Рома — Кремонезе и этот контраст между тем, что происходит на поле и тем, что поле обрамляет, поразителен. Безжизненность того, что можно было бы опознать как тренерские принципы – и полнота жизни трибун. 

Впервые за 19 лет Рома продала 40 тысяч абонементов. Пишут, что на Кремонезе ушла 61 тысяча билетов. это не аншлаг. Но я не помню такого громкого, расплескивающегося через край стадиона даже в легендарном матче против Барсы.  

За эти 19 лет в команде 14 раз менялся главный тренер. Под началом, по крайней мере, 5 из них (Спаллети — дважды, Луиса Энрике, Руди Гарсия, Эусебио Ди Франческо и Паулу Фонсека) Рома показывала куда более привлекательный футбол. 

За эти 19 лет Рома только дважды опускалась ниже 6-го места тренера ЖМ в прошлом сезоне, получившего беспрецедентные (за эти 19 лет) инвестиции на приобретение новых игроков. Но при этом даже феерической игрой Рома часто не могла собрать половину Олимпийского стадиона в топовых матчах. Какой там Кремонезе! 

Получается, что римская публика ставит театр выше футбола. Она смотрит не футбол, а моноспектакль тренера ЖМ. Впрочем, и сам футбол Ромы сегодня в большом смысле является тем же. В рамках предельно предсказуемого футбола тренера ЖМ (12-13 место по голам с игры в прошлом сезоне)  Лоренцо Пеллегрини получает  столько свободы, сколько он может взять. То есть и здесь тренер ЖМ четко исполняет социальный заказ – вы хотите нового Тотти, он есть у вас, ребята! Ей-богу, камера наблюдения за Пеллегрини во время матча стала бы лучшей технологической идеей для поддержания того опьянения, в котором пребывает сейчас Рим.

Телеграм-канал подкаста Cappuccino & Catenaccio